Торчелло. Часть вторая: Храмы

Mar 05, 2010 23:49

Легенду о возникновении Венеции, которую рассказал Хемингуэй
http://cicerone2007.livejournal.com/33457.html ,
иллюстрируют древние храмы Торчелло. Церковь Санта-Мария Ассунта была построена в VII в. и перестроена в XI в.:






Вот как описывает церковь Джон Рёскин, открывший в XIX веке европейской публике средневековую архитектуру Венеции: «Сразу видно, что строили ее изгнанники и страдальцы: торопливо возводя на своем островке этот храм, они искали в нем убежища, дабы предаться в нем истовой и печальной молитве, храм, который не привлек бы взора врагов своей пышностью <…> Во всем видно неназойливое и ласковое усилие воссоздать формы храмов, которые они когда-то любили, воздать этой постройкой должную хвалу Господу, хотя страдание и унижение сдерживали их желания, а осмотрительность не позволяла сделать убранство роскошным, а размеры грандиозными. Наружные фасады совсем никак не украшены, за исключением разве что западного портала и бокового входа…» /Дж. Рёскин. Камни Венеции. С-Пб., 2009, с.55/

Так выглядят апсиды собора:







Войдем в храм. Поскольку фотографировать не разрешали, воспользуюсь отсканированными изображениями. Интерьер оказывается неожиданно светлым и просторным. «Есть нечто особенно трогательное в том, что в церковь, построенную людьми скорбящими, столь вольно допущен солнечный свет», - замечает Дж.Рёскин / Там же, с.60/




Простые стены поддерживают изысканные мраморные колонны с резными капителями. Мозаичный пол очень красив. За хрупкой алтарной преградой в апсиде видна одна из лучших венецианских мозаик начала XIII века - Богоматерь с младенцем:




А на западной стене находится Страшный суд, с увлекательными мотивами, но грубоватый и зареставрированный:




Выйдя из собора, мы оказываемся на небольшой площади. Дж.Рёскин очень забавно ее описывает: «Два выходящих на площадь здания - то, что слева, и то, что впереди, если подходить со стороны канала, - так малы, что их можно принять за служебные постройки, хотя первое - это часть монастыря, а второе носит гордое имя Palazzo Publico, и оба сохранились еще с начала XIV века; третье здание, восьмиугольная церковь Санта-Фоска, гораздо старше, хотя не больше размером. Хотя колонны окружающей ее галереи - из чистого греческого мрамора, а их капители украшены изящной скульптурой, они, вместе с опирающимися на них арками, поднимаются примерно на высоту среднего коровника, и первое впечатление, которое производит на зрителя эта картина, - за какой бы грех ни впало это место в столь полное запустение, тщеславие не было этим грехом» /Там же, с.55/.




Центрическая церковь Санта Фоска построена в XI-XII веках в византийских традициях:




С трех сторон она окружена аркадой:




Маленький музей, обломки колонн, надгробные плиты, «трон Атиллы», а рядом темные свечи кипарисов и кусты роз:







Из средневековых рельефов мне больше всего понравился этот. Думаю, что на нем изображен Св.Варфоломей, с которого содрали кожу:




Покидая тихий остров, еще долго всматриваешься в очертания его храмов на горизонте. Часть души осталась там…


Италия, Торчелло, Венеция, архитектура

Previous post Next post
Up