Греческие вазы. Аполлон прибывает на Делос

Dec 20, 2009 20:35

Одна из самых знаменитых ваз в собрании афинского Национального археологического музея - монументальная амфора VII в до н.э., на которой изображено прибытие Аполлона на остров Делос. Она относится к группе сосудов, найденных на Делосе. Центр производства подобных ваз точно не установлен. Исследователи считают, что их могли изготавливать на Мелосе или на Паросе, а может быть на этих кикладских островах одновременно. Прежде чем внимательно рассмотреть вазу с Аполлоном, обратимся к фрагменту другого сосуда из той же группы:






Именно так: широко раскрытыми глазами смотрела на людей и наша ваза. Просто на ней этот мотив сохранился гораздо хуже. Подобные монументальные вазы, как и во времена геометрики, были связаны с погребальным ритуалом.

Если глаза под ручками, оберегающие сосуд, почти стерты, то достаточно хорошо сохранились изображения на широкой высокой шее сосуда, на его тулове и на ножке. Центральная композиция посвящена встрече Аполлона и Артемиды. Богиня встречает брата, держа за рога оленя:




Аполлон, с лирой в руках, приближается к ней на колеснице в сопровождении двух дев. Он правит квадригой крылатых коней. Предполагают, что солнечный бог возвращается на родной Делос из северной Гиперборейской страны. Скорее всего, смысл сцены связан с идеей весеннего возрождения природы:




Чтобы рассмотреть все детали изображения, обратимся к прорисовке:



http://diglit.ub.uni-heidelberg.de/diglit/conze1862/0011?sid=6bfd6ed402231ea021fe616edeee043c

На прорисовке хорошо видны не только характерные типажи, активное использование цвета, но и боязнь пустого пространства. Разнообразными растительными и абстрактными символами, выражающими идею жизнеспособности, заполняются все промежутки между фигурами. Как пишет о вазописи этого времени Л.Акимова: «Вновь возвращаются забытые минойские образы - пальметты, розетты, расходящиеся волюты с усиками, цветы. И все это свернуто, скручено в спирали, выпускает стебли, бутоны, цветы, которые веерами расходятся в стороны. Ориенталистика в греческой живописи - это мир потенциальной растительности, мир цветения.» (Л.Акимова. Искусство Древней Греции. Геометрика. Архаика. СПб, 2007, С.107).

А вот прорисовка сцены, которая расположена на шейке сосуда. В центральной части изображен поединок между Ахиллом и Мемноном. Наблюдают за происходящим их матери: богини Фетида и Эос. Между воинами - доспехи как напоминание о смерти Антиоха, за которого мстит Ахилл:



http://diglit.ub.uni-heidelberg.de/diglit/conze1862/0010?sid=6bfd6ed402231ea021fe616edeee043c

Героическая сцена отделена от ритуальной поясом с изображением птиц. Что это? Образ водной стихии? Птицы, в которых превратились спутники Мемнона, оплакивавшие его гибель? Или это перепелки Артемиды?




Наконец, на прорезной ножке сосуда в обрамлении поясов меандра мы видим женские головы:




Аполлон и Артемида - дети богини Лето, которую преследовала ревнивая Гера. Ни один клочок суши не мог приютить Лето. Лишь плавающий остров Астерия, стал местом, где она разрешилась близнецами. Остров остановился и стал Делосом, который со временем превратился в общегреческое святилище, где нельзя было ни рожать, ни умирать:




Сейчас - это огромный археологический заповедник. На месте рождения богов - заросли тамариска. За ними видна терраса львов: http://cicerone2007.livejournal.com/916.html#cutid1




А этот громадный камень - часть колоссальной архаической статуи Аполлона:




Так выглядят Киклады со склонов горы Кинф на Делосе:




А вот и ваза VII в до н.э. в собрании музея на Делосе. Сколько знакомых мотивов!


Делос, керамика, Древняя Греция

Previous post Next post
Up
[]