Вилла Вальмарана. Часть вторая: фрески Джандоменико Тьеполо

Dec 14, 2009 00:01

У нас были такие счастливые лица после посещения конюшни (http://cicerone2007.livejournal.com/25742.html) , что сторож вместо того, чтобы попрощаться, неожиданно предложил нам зайти в соседнее здание. Это была форестерия - дом для гостей. С черного хода мы попали на скромную кухню. Здесь не было ни современной плиты, ни посудомоечной машины.
- Это историческое здание. Нам запрещают ставить современную технику, кондиционеры. Все должно быть так, как было в 18 веке. В этом доме обычно живут владельцы виллы. Знаете, наш старый хозяин недавно умер, а новый сюда еще не переехал. Если хотите, я могу провести вас в жилые комнаты, которые туристам обычно не показывают.
Разумеется, мы не стали отказываться. И старый сторож превратился в чичероне. Мы переступили порог жилых покоев и оказались в 18 веке. Форестерию расписывал сын Джованни Баттисты Тьеполо - Джандоменико. Вот зал, на стенах которого он запечатлел кавалеров и дам в окрестностях Виченцы:



http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Giovanni_Domenico_Tiepolo_008.jpg


Прогулки приобретают какой-то особый смысл и значительность благодаря низкой линии горизонта. Люди изображаются на фоне облачного неба. Вдали видны заснеженные горы. Кажется, что на фресках мы видим реальных людей, конкретную местность:



http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Giovanni_Domenico_Tiepolo_009.jpg

Удивительны наряды дам и кавалеров. Объемные теплые накидки и куртки, шляпы необычных форм придают сценам привкус гротеска:



http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Giovanni_Domenico_Tiepolo_018.jpg

А это зимняя сцена. Дамы в меховых шапочках, с муфтами. Облачное небо и стая птиц:



http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Giovanni_Domenico_Tiepolo_019.jpg

Крестьянские сцены на фресках соседнего зала - летние. Вот компания отдыхает у пруда под раскидистыми деревьями:



http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Dominico_Tiepolo_Fresco_Villa_Valmarana_02.JPG

А это фрагмент сцены с изображением крестьянского обеда:



http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Dominico_Tiepolo_Fresco_Villa_Valmarana_01.JPG

Фрески следующего зала погружают нас в фантастическую атмосферу Китая:



http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Giovanni_Domenico_Tiepolo_013.jpg

Нам такой Китай знаком по «Турандот» Гоцци, современника Джандоменико Тьеполо. Китай как видение, Китай как сказка:



http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Giovanni_Domenico_Tiepolo_011.jpg

Персонажи этих фресок похожи на актеров. Их фантастические платья и шляпы - сценические костюмы, а контуры дворцов и пагод напоминают театральный задник:



http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Giovanni_Domenico_Tiepolo_006.jpg

В череде покоев есть зал, украшенный изображениями античных богов. Вот Аполлон и Диана:



http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Giovanni_Domenico_Tiepolo_003.jpg

Но мифологические персонажи меркнут рядом со сценами из венецианской жизни. Изображение толпы любопытных, полностью поглощенных каким-то уличным зрелищем, встречается у Тьеполо-младшего и в росписях виллы в Дзианиго, которые экспонируются сейчас в палаццо Ка-Реццонико в Венеции. Мотив тот же, но персонажи разнятся. Зато остается ощущение реальной жизни. Так и хочется вместе с масками понять, что же там происходит?



http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Giovanni_Domenico_Tiepolo_010.jpg

Мы покидали форестерию совершенно потрясенные. Джандоменико Тьеполо для меня - венецианское открытие. Если прекрасные фрески его отца кроме Венеции можно увидеть в Вюрцбурге или Мадриде, а картины есть и в наших собраниях, то лучшие работы сына - только в венецианских церквях, музеях и на вилле Вальмарана. Глядя на его работы, я вспоминала картоны Гойи. В картинах этих двух мастеров конца 18 века есть какой-то удивительный сплав «театра жизни» и жизненной реальности.
Фотоаппарат я достала из сумки уже на выходе. Вот как выглядит оформление двери, за которой таятся фрески Тьеполо:




А это - стена форестерии:


Виченца, Италия, XVIII век, фрески

Previous post Next post
Up