Перелистывая «Образы Италии» Павла Муратова я натолкнулась на восторженные слова о рельефе 1 века, который мне довелось сфотографировать в Римском национальном музее. Он экспонировался в Восьмиугольном зале, одном из помещений терм Диоклетиана. П.Муратов пишет: «В Музее Терм сохраняется, быть может, лучший из таких алтарей, украшенный только костяным черепом быка и двумя огромными ветвями платана. Все особенности римского рельефа соединились в этом, мало кому известном памятнике. Кость, дерево и живая ткань листа переданы здесь с неподражаемым совершенством. Живописное впечатление, игра света и тени достигнуты тончайшим разнообразием планов. Труд художника вдохновлен и проникнут восторженным чувством природы»:
А вот еще один рельеф августовского времени. Он находится в собрании Прадо. Его можно охарактеризовать другими словами П.Муратова: «Что-то от древней сельской религии Нумы, от природной латинской религии навсегда удержалось в декоративных рельефах, покрывавших алтари, погребальные урны, вазы, пилястры, саркофаги, трофеи. Все ароматы латинской земли, все голоса населяющих ее живых существ слышатся нам в изумительном цветении этой мраморной флоры и мраморной фауны. С небывалым вниманием римские скульпторы устремили свои взгляды к природе и перенесли самое праздничное ее убранство в свои рельефы. Греция никогда не достигала такой верности в изображении веток, листьев, цветов, плодов и маленьких живых существ».
В собрании Эрмитажа тоже есть рельеф 1 века. И опять можно найти пассаж у П.Муратова: «Острые и хрупкие листья лавров были особенно любимы скульпторами римских алтарей так же, как ломкие, иссушенные солнцем, изъеденные временем костяные черепа жертвенных быков. В изображение этих хрупких вещей Рим вложил всю деликатность, скрытую в его суровости».
П.П.Муратов. Образы Италии. Т. 2-3, М., 1994. С. 32-33.