В продолжение
затронутой мной сегодня темы о качестве научно-популярных технических фильмов СССР (России) и США середины прошлого и начала нынешнего веков. Приведу два примера, поясняющих мою мысль. Оба фильма американские, оба рассказывают об устройстве автомобильного дифференциала (узел, распределяющий крутящий на колёса одной оси):
Вот фильм, снятый подразделением General Motors в 1937-м году:
How Differential Steering Works
Click to view
Вот современный фильм на ту же тему:
How a Differential Works and Types of Differentials
Click to view
Наглядно видны все преимущества «старого» подхода к популяризации научно-технических знаний. Старый фильм дороже, для иллюстрации работы дифференциала построены несколько моделей в металле. Новый фильм использует компьютерную анимацию. Но это бы не было проблемой - так даже лучше, ведь компьютерная анимация позволяет сократить не только стоимость работ, но и увеличить скорость создания фильма, показать работу механизма более точно, на лету применяя необходимые сечения, выделяя элементы, ускоряя или замедляя работу механизма, приближая, удаляя или трансформируя детали и т.п.
Ничего этого, однако, не было сделано. Если в фильме 1937-го года быстро, чётко, последовательно рассказали о том, почему необходима разная скорость вращения колёс, каков самый простой механизм обеспечения этого, как он усложняется, переход от «палочек» к шестерёнкам и наконец реальный рабочий механизм в разрезе, то что мы видим в новом фильме? Завязка та же самая, колёса в повороте у автомобиля крутятся с разной угловой скоростью, то, которое ближе к центру, крутится медленнее. Как же это обеспечивается? Нам показывают красивую компьютерную разноцветную картинку с какими-то шестернями - причём с 0:36 по 1:36 мы видим одно и то же. Словесно даётся комментарий, типа «этот механизм заставляет вращаться колёса с разной скоростью». Но почему? Как? Совершенно непонятно. Целую минуту мы наблюдали однообразное кручение шестерней и ни на йоту не приблизились к разрешению вопроса, вынесенного в заголовок фильма: «How a Differential Works» (Как работает дифференциал). Мы только могли понять что это такое - некое устройство, предназначенное для передачи крутящего момента от двигателя к оси таким образом, чтобы крутящий момент передавался обратно пропорционально нагрузке на колесо.
Я пишу о популяризации научно-технических знаний в первую очередь, т.к. в области механики, ТОЭ и т.п. предметов с середины прошлого века не было таких прорывов, как в медицине, например (или шире - в биологии), в электронике и т.п. И раз за разом я вижу, к сожалению, что качетво этих старых научно-популярных материалов выше, при том, что современные технологии предоставляют создателям обучающих материалов гораздо больше возможностей. Здесь разница уже в мировоззрении, в базовых подходах.