Дима Евсейчук в фейсбуке меня раззадорил, захотелось договорить про Пушкина. В предыдущем посте говорил о "несовместимости гения и злодейства", сейчас разовью
( Read more... )
Там же неподалёку, но не совсем в правильной последовательности: Способность эта задана христианством.
На первый взгляд, удивительно, как переплетаются совершенно разные контексты: Вы о Пушкине, Буянер о насущном. Но мне вот кажется правильным всё это увязывать. При чём - просто увязывать, не добаляя лишних слов. Это всё - об одном.
Ещё подумал и добавлю. Про европейскую культуру я, когда писал, не думал. А вот мысль об обретённом в Пушкине чувстве собственного достоинства русской культуры в контексте культуры европейской (кажется Пумпянский об этом писал, а после него Аверинцев, Михайлов и Бочаров)для меня была важна и подразумевалась. Уважать чужое можно только если уважаешь самого себя. И наоборот, отсутствие уважения к другому может являться следствием отсутствия чувства собственного достоинства. Как-то так. В этом отношении Пушкин - русский европеец. Ну и "самостоянье человека", которое "залог величия его", тоже где-то рядом и о том же.
Мятежный подросток - пожалуй, что так. На недавнем кинофоруме "Золотой Витязь", прошедшем нынче в Томске, свой фильм "Лермонтов" представлял Николай Бурляев. При всем уважении к обоим - и к поэту, и к актеру, при необыкновенной поэтичности киноряда - у меня на просмотре было вот именно это чувство: не о муже здесь речь, но о мальчике, не выросшем из детских грез. Поэтично, мятежно - но чего-то для мудрости не хватило. Или возраста, или женской любви - счастливой, без трагедий и истерик. Я не сужу никого,Боже упаси. Так, немного о грустном.
Comments 5
Зрелая европейская культура позволяет любому, кто к ней по-настоящему приобщился, взглянуть на себя глазами другого; никакая другая культура на это не способна без разрушительных для психики последствий.
Там же неподалёку, но не совсем в правильной последовательности: Способность эта задана христианством.
На первый взгляд, удивительно, как переплетаются совершенно разные контексты: Вы о Пушкине, Буянер о насущном. Но мне вот кажется правильным всё это увязывать. При чём - просто увязывать, не добаляя лишних слов. Это всё - об одном.
Reply
Разумеется, когда я всё это писал, я не думал о европейской культуре. Но, наверное, Вы правы. Это всё об одном.
Reply
Про европейскую культуру я, когда писал, не думал.
А вот мысль об обретённом в Пушкине чувстве собственного достоинства русской культуры в контексте культуры европейской (кажется Пумпянский об этом писал, а после него Аверинцев, Михайлов и Бочаров)для меня была важна и подразумевалась. Уважать чужое можно только если уважаешь самого себя. И наоборот, отсутствие уважения к другому может являться следствием отсутствия чувства собственного достоинства. Как-то так. В этом отношении Пушкин - русский европеец. Ну и "самостоянье человека", которое "залог величия его", тоже где-то рядом и о том же.
Reply
На недавнем кинофоруме "Золотой Витязь", прошедшем нынче в Томске, свой фильм "Лермонтов" представлял Николай Бурляев. При всем уважении к обоим - и к поэту, и к актеру, при необыкновенной поэтичности киноряда - у меня на просмотре было вот именно это чувство: не о муже здесь речь, но о мальчике, не выросшем из детских грез.
Поэтично, мятежно - но чего-то для мудрости не хватило. Или возраста, или женской любви - счастливой, без трагедий и истерик.
Я не сужу никого,Боже упаси. Так, немного о грустном.
Reply
Reply
Leave a comment