Январь прошёл под знаком темы "отношения искусства к действительности".
2 января Андрей Перла написал в своём журнале
о том, за что он любит книги Макса Фрая и за что не любит книги Дмитрия Быкова. Развернувшаяся дискуссия о социальной идентичности читателя и образе реальности, конструируемом литераторным текстом, пожалуй, интереснее исходного текста - в ней договаривается и проговаривается то, что в сабжевом тексте дано только намёком. Вообще должен сказать, что высказанные в ЖЖ и в колонках Андрея Перлы суждения о политике, обществе, успешности, литературе и проч. складываются в довольно целостную картину, на мой взгляд, имеющую самое непосредственное отношение к сабжевой теме. О реальной личности не могу сказать ничего, потому что незнаком. Но его виртуальный двойник так и просится в какую-нибудь будущую историю формирования классового самосознания постсоветской России.
30 января Егор Холмогоров достойно закрыл месяц
своим постом о Чехове , обвинённом ни много ни мало в формировании "ложного" образа российской действительности, на долгие годы предопределившего ход русской истории.
Дело не в верности-неверности конкретно высказанных мнений (я совершенно не знаком с творчеством Фрая и не согласен... точнее не совсем согласен с холмогоровской трактовкой Чехова). Суть в методологических горизонтах, которые здесь открываются.
Между двумя этими текстами, отражающими и дополняющими друг друга - возобновившаяся
дискуссия о 90-х, выявившая отсутствие единого образа недавнего прошлого в сознании общества, и
скандал, вызванный сериалом "Школа", с его радикализацией вопроса о реализме в кинематографе.
Кажется, мои исследовательские приоритеты определились.
Меня интересует как человеческое общество конструирует образ реальности, в которой живёт; механизмы этого конструирования и закрепления его результатов в общественном сознании (в частности, роль, которую играют в этом процессе литература, искусство, кинематограф, архитектура, масс-медиа); проблематика, связанная с сосуществованием конкурирующих образов реальности, выдвигаемых разными социальными группами, а также её экзистенциальные, политические и этические аспекты.
Всё это могло бы стать фундаментом современной российской гуманитаристики, оперевшись на который можно было бы попытаться осуществить "перезагрузку" компьютера.