Силлабарий Чудинова

Dec 10, 2009 05:51

Начинаю серию постов о знаменитом чулабарии. М.б., стоит ввести одноимённый тэг? Сообщений будет несколько, да и коллегам, возможно, будет что добавить при желании.


1. Предварительные замечания
1.1. О понимании слова руна (руны)
В книге «Русские руны» Чудинов на первых же страницах заявляет:

“Под «рунами» в Средние века и ранее понимали любую письменность, то есть как сами написанные тексты, так и отдельные слова, и даже отдельные знаки, независимо от того, представляли ли они буквы, слоги или слова. С этой точки зрения все виды славянского письма назывались «рунами»: и кириллица, и глаголица, и слоговое письмо руница, о котором речь пойдет, прежде всего, равно как и неславянские письменности тоже. И если в наши дни для нас привычно выражение «мы пишем буквами», то для наших предков столь же привычным было выражение «люди пишут рунами»” [ЧУДНО 1, стр. 11].

Но, позвольте, это же - полная чепуха! Как говорится: чем докажете, господин Чудинов?

1. Средними веками, как известно, называют период с конца V в. до середины XVII в.
А «ранее» - это когда?

Допустим, подразумевается весь период истории Древнего мира - от Шумера до начала образования Византийской империи. Хотя, как мы знаем, у Чудинова это самое «ранее» включает и палеолит.

2. Известно огромное количество древних и средневековых текстов на разных языках и записанных с помощью разных систем письма. Однако, ни шумеры и аккадцы, ни древние персы, ни древние греки и римляне, ни древние индийцы, китайцы, тюрки, евреи и пр., и пр. не называли свою письменность рунами.

В старославянских памятниках (как глаголических, так и кириллических), памятниках церковнославянского языка всевозможных изводов (болгарского, сербского и пр.), памятниках древнерусской литературы мы также не встретим упоминаний о том, что, дескать «мы пишем рунами» или «это рунами писано» и т.п.
Нет даже и намёка на существование славянского слова руна (руны).

То же самое можно сказать и о текстах IV-VI веков, созданных с помощью готского (вульфилианского) письма, и о многочисленных памятниках письменности средневековой Европы на латинице.

Предоставляет ли Чудинов аутентичные тексты, доказывающие, что все эти народы, во все эти времена называли свои письменности, а также «всё, что написано» рунами?
Не свои собственные «дешифровки», а независимые тексты, в которых бы упоминалось данное обстоятельство?
Конечно же, нет!

3. Собственно руническое письмо начали использовать только древние германцы. Вот они могли говорить «мы пишем рунами». Естественно, другие виды письма - готское и латинское, которые стали использовать позже наряду с руническим, ни западные, ни северные, ни восточные германцы рунами не называли.

И вот этому обстоятельству в академической рунологии существует масса подтверждений, безо всяких «малоконтрастных надписей» и прочих «инвертирований». Причём огромное количество фактов и безупречно-логическая аргументация, изложенные в многочисленных монографиях, статьях и учебной литературе, не входят в противоречие с результатами исследований других наук, взаимосвязанных с рунологией, языкознанием и - шире - филологией.

Конечно, есть и не решённые до конца вопросы, например, определение конкретного источника рунического письма.

Тем не менее, доказано, что германские руны берут своё начало в письменах Средиземноморья, представленных различными греческими и италийскими алфавитами. При этом италийские восходят к греческим, а те в свою очередь к семитическим.

Отсюда следует, что руны не были собственным (= исконным) изобретением древних германцев, но и не произошли напрямую от семитических письменных знаков. Для некоторых рун прототипы в южноевропейских письменах Средиземноморья не обнаружены, и вполне возможно их самобытное возникновение.

4. Чудинов не признаёт и общепризнанную этимологию слова руна.

Тем не менее, германская этимология слова представляется вполне удовлетворительной и обоснованной.

Известно, что в древности у различных народов письмена нередко использовались в качестве магических знаков, в том числе и у германцев.

Руны и руноподобные знаки наносились на предметы вооружения, украшения, амулеты, застёжки для одежды и т.д., а в Скандинавии также на камни и скалы, которые выполняли чаще всего функцию надгробий или других памятных мест.

Такие надписи должны были ограждать владельца предмета от злых потусторонних сил и от обычных врагов, либо привлекать сверхъестественных покровителей и приносить удачу в чём бы то ни было. Намогильные надписи были призваны охранять покойников, а также предотвращать их выход из могилы.

Руны могли наносить и на части тела: повивальные руны, руны, предотвращающие отравление и т.п.

Существовали и «зловредные» руны, с помощью которых можно было нанести какой-либо ущерб врагу.

Обычно эти надписи состояли из одного-двух слов, в большинстве своём имён собственных.

Каждая отдельная руна тоже, скорее всего, имела определённое магическое значение, поэтому на предметах нередко выписывались некоторые руны (без языкового содержания) или даже весь рунический ряд.

Нанесение рун в качестве магических знаков нередко сопровождалось заклинаниями и молитвами. Или можно сказать, что определённым заклинаниям соответствовали определённые руны. Об этом прямо говорится в древнескандинавских сагах.

Например:
«Кон юный ведал
волшебные руны,
целебные руны,
могучие руны;
мог он родильницам
в родах помочь,
мечи затупить,
успокоить море» [6, Песнь о Риге].

Или:
«Двенадцатым [заклинанием] я,
увидев на дереве
в петле повисшего,
так руны вырежу,
так их окрашу,
что он оживёт
и беседовать будет» [6, Речи Высокого].

Или:
«… даю я напиток*,
исполненный силы
и славы великой;
в нём песни волшбы
и руны целящие,
заклятья благие
и радости руны.

Руны победы,
коль ты к ней стремишься, -
вырежи их
на меча рукояти
и дважды пометь
именем Тюра!

Руны прибоя
познай, чтоб спасать
корабли плывущие!
Руны те начертай
на носу, на руле
и выжги на вёслах, -
пусть грозен прибой
и черны валы, -
невредимым причалишь…» [6, Речи Сигрдривы]

* Слова произносятся в ответ на просьбу поучить мудрости.

Кроме того, руны применялись в гадании-жеребьёвке, которому германцы придавали большое значение.

Так у Тацита читаем:

«Нет никого, кто был бы проникнут такою же верою в приметы и гадания с помощью жребия, как они.

Вынимают же они жребий безо всяких затей. Срубленную с плодового дерева* ветку они нарезают плашками и, нанеся на них особые знаки**, высыпают затем, как придется, на белоснежную ткань.

После этого, если гадание производится в общественных целях, жрец племени, если частным образом, - глава семьи, вознеся молитвы богам и устремив взор в небо, трижды вынимает по одной плашке и толкует предрекаемое в соответствии с выскобленными на них заранее знаками…» [7].

* Здесь подразумевается бук или дуб, которые считались у германцев плодовыми деревьями, так как буковые орешки и дубовые желуди съедобны и употреблялись в пищу людьми и животными.
** Вот как раз речь идёт о руноподобных знаках или собственно рунах.

В «Старшей Эдде» мы также находим подтверждение тому, что рунам как магическим знакам и знакам для гадания придавалось большое значение. Так, Один вопрошает:

«Умеешь ли резать?
Умеешь разгадывать?
Умеешь окрасить?
Умеешь ли спрашивать?...» [6, Речи Высокого].

Поэтому вполне вероятно, что изначально смысл слова руна относился к тайне магического воздействия, к тайне гаданий и предсказаний, и древнейшие значения этого слова: ‘тайна’, ‘секрет’, ‘секретный разговор’ (шёпотом). Это слово с данным значением существовало в готском rŭna;, древнеисландском rūnar - мн.ч.; древнеанглийском rūn; древнесаксонском, древневерхненемецком rūna и др. древнегерманских языках, что подтверждается текстами и другими языковыми фактами (словообразованием и пр.).

Позднее это слово стало обозначать и собственно знаки письменности - руны (= буквы).

Из древнескандинавских саг нам известно, что рунами нередко писали (вырезая их) на деревянных брусках. Таким образом записывались стихотворения или другие тексты, передавались сообщения. Создавались с помощью рун и своеобразные календари - так называемые «рунические жезлы».

Память о своеобразии применения рун и специфике начертания рунического письма - вырезание на кости, дереве, камне, металле - сохранилась в лексике германских языков.

Например, немецкие слова Buchstabe буква и lesen читать, первоначально означали ‘буковая палочка’ и ‘выбирать, подбирать’. Глагол lesen до сих пор сохранил это значение как менее употребительное (теперь эти два глагола - lesen читать и lesen выбирать, подбирать - воспринимаются как омонимы).
Английский глагол (to) read читать первоначально имел значение ‘угадывать, отгадывать’, а глагол (to) write писать имел раньше значение ‘царапать, выцарапывать’.

Приводит ли Чудинов подобные факты из истории русского языка, русской литературы и русского фольклора, в обоснование своего утверждения, что слово руна (руны) исконно русского происхождения, и что использование именно рун в русской культуре было обычным делом?
Конечно же, нет! И никогда не сможет привести.

Предоставляет ли он собственную хорошо обоснованную этимологию слова руна? Тоже нет!

Таким образом, приведённый выше пассаж Чудинова - только лишь его домыслы и «смешные фантазии», не имеющие ничего общего с истинным положением вещей.

Ну и напоследок к вопросу о понимании слова руна ещё пара цитат из ЧУДНО (а также дополнительные сведения о том, как Чудинов «изучал много областей»):

“Понимания слова РУНА. К сожалению, в «Лингвистическом энциклопедическом словаре» слово «руна» отсутствует, а под «руническим письмом» понимается только письмо германцев. И это понятно, ибо ни славянских, ни русских рун на сегодня академическая наука не знает и знать не хочет, а что касается тюркских рун, то их, с точки зрения этой науки, открыли совсем «недавно», каких-нибудь сто лет назад, и потому вводить в академический словарь слишком рано” [ЧУДНО 1, стр. 48].

1. В ЛЭС есть статья «Древнетюркское руническое письмо»! Причём как в издании 1990 г., так и в издании 2002 г. В содержании (алфавитном списке статей) идёт, между прочим, почти сразу после статьи «Древнерусский язык»:

Древнерусский язык
Древнетюркские языки
Древнетюркское руническое письмо


Опять же надо пояснить, что данное древнетюркское письмо названо руническим исследователями. Древние тюрки свои письмена так не называли.

2. Если, по мнению Чудинова, времена Петра I отстоят от нас на 100 лет, то…

Дело в том, что профессор культурологи и «исследователь русского языка» как всегда слабо знаком с историей вопроса:
«Первые сведения о памятниках тюркской рунической письменности у нас имеются со времен Петра I, их сообщает служивый человек Ремезов.
Начало научного изучения тюркской рунической письменности было положено в первой половине XVIII в. направленными Российской академией наук знаменитыми экспедициями Д.Г. Мессершмидта и Ф.И. фон Стралленберга, побывавших в степях Минусинской котловины в 1721-1722 гг. Собранные материалы и сведения о памятниках, впоследствии получивших обозначения Е-32 и Е-37, были опубликованы в 1729 г. З. Байером в "Записках Императорской Академии наук в Санкт-Петербурге" и в 1730 г. Ф.И. фон Страленбергом» [2, стр. 3].

“… меня в свое время очень заинтересовала история тюрок. Они говорят: «Мы то ведь и стали германцами, когда наши предки - тюрки пришли в Германию». Мне захотелось сравнить тюркские руны и германские, и я понял, что тюркские руны гораздо раньше по своему происхождению, то есть германские появились из тюркских…” [ЧУДНО 2].

Это откуда Чудинов понял? Какие тюрки так говорят? Наверное, Чудинов начитался Мулдашева или ещё кого-то из той же когорты.

Почему-то Чудинов игнорирует тот факт, что надписей тюркскими рунами старше VII в. не найдено. Никто не предполагает, что древнетюркский алфавит возник раньше седьмого столетия нашей эры. Тогда как германские руны появляются уже во II - III вв.
Опять же невдомёк профессору, что источники этих письменностей разные!

И доказать обратного Чудинов не может, так как все «доказательства» у него сводятся к формуле: «Я так сказал!».

“… именно в германских странах термин РУНА дожил до наших дней, тогда как в России и других славянских странах он был вытеснен другими терминами, например, БУКВА” [ЧУДНО 1, стр. 50].

И опять Чудинов проявляет поразительное невежество. В германских языках точно так же появился термин буква, т.к. руническая письменность была вытеснена латиницей: англ. letter, нем. Buchstabe, Schriftzeichen, швед. bokstav, дат. bogstav и т.д.

Современный термин руна в германских языках был введён немецкими филологами в конце XVII в. из скандинавских источников. Так, современные нем. Rune и англ. rune являются заимствованиями из исландского.

Продолжение следует.

ЧУДНО*
ЧУДНО 1: Чудинов В.А. Русские руны. - М.: Альва-Первая, 2006.
ЧУДНО 2: Русские руны - путь к богам. Русская письменность древнейшая на планете. Чем писали в Палеолите?

* Полный список (включающий различные интервью с пациентом) ЧУдиновских Доставляющих Невозбранно Опусов, привлечённых мною для рассмотрения чулабария, будет представлен в заключительном посте.

Литература.

1. Арсеньева М.Г., Балашова С.П., Берков В.П., Соловьева Л.Н. Введение в германскую филологию. 5-е изд. - М.: ГИС, 2006.

2. Лившиц В.А. О происхождении древнетюркской рунической письменности.// Археологические исследования древнего и средневекового Казахстана. - Алма-Ата, 1980.

3. Лингвистический энциклопедический словарь. Под ред. В.Н. Ярцевой. - М.: Советская энциклопедия, 1990.

4. Макаев Э.А. Язык древнейших рунических надписей. - М.: Наука, 1965.

5. Смирницкий А.И. Древнеанглийский язык. - М.: МГУ, 1998.

6. Старшая Эдда. Пер. А. Корсуна, ред. М.И. Стеблин-Каменского. - М.: Художественная литература, 1975.

7. Тацит К. О происхождении германцев и местоположении Германии. Пер. А.С. Бобовича, ред. М.Е. Сергеенко // Соч. в 2-х т., т.1 «Анналы. Малые произведения» - М.: Ладомир, 1993.

чуллабарий

Previous post Next post
Up