Совершенно случайно обнаружилось, что Чудинов не только как флюгер всегда держит нос по ветру, но может и предсказывать погоду направление ветра! Так, еще 26.12.2005 он
выпустил статью в поддержку отечественных автопроизводителей, необходимый фрагмент которой нужно приводить только полностью:
Рис. 3. Бронзовый сосуд и мое чтение надписей
Возок типа «Москва». № 102. Фигурный сосуд. Я заимствовал его изображение из книги Г.И. Соколова (СОК, с. 17, рис. 5) с небольшой подписью: «Фигурный виллановианский сосуд в виде колесницы. Бронза, VIII век до н.э» (СОК, С. 16). Иными словами, сосуд культуры Вилланова. Сначала я читаю надписи на морде животных, впряженных в повозку. Видимо, это олени. На ближайшей морде начертано (в прямом и обращенном цвете) ЭТРУСКИ МЯ СОЗДАЛИ, то есть ЭТРУСКИ МЕНЯ СОЗДАЛИ. Здесь же менее уверенно можно прочитать слова МАРКА ЯРОВА, то есть МАРКА (БОГА) ЯРИЛЫ. Из этого мы с удивлением узнаем, что в античности существовали различные марки повозок, примерно так же, как в наши дни существую разные марки автомобилей. На второй морде можно прочитать слова ЯРА ХРАМ и ЗИМА, что может означать изделие храма Яра (вроде как сейчас изделие «ЗИЛА» или «Тойоты»), причем в зимнем варианте (как в наши дни существует зимний вариант автомобильной резины).
Замечу, что земли бога Яра находились на юге Европы и на севере Африки. Следовательно, повозка была предназначена примерно для этой местности.
На шее животного можно прочитать слово МАСТЕРСКАЯ, а на крышке сосуда - слова ВОЗОК ЯРОВ ИС МАСТЕРСКОЙ КРАЯ САВРОМАТСКОГО. Таким образом, хотя модель повозки делали ювелиры Этрурии и для юга, сама повозка типа Яра изготавливалась у савроматов (так называли их греки; остальные народы данный этноним сокращали до «сарматов»). Под словом «возок» обычно понималась повозка на санях, но для южных стран она имела колесное исполнение. Но самым информационно насыщенным оказывается пятый фрагмент, где в прямом и отраженном цвете можно прочитать такие слова: КИПР ПРИЗНАЛ ПРИЯТИ ПУТЬ В КРАЯ САВРОМАТСКИЯ К КАСКАДУ КОЛХОВ ПРИ КРАЮ КАРТВИЯ И К МЕРСИИ, что можно понять, как признание со стороны Кипра права этрусков проходить мимо этого острова в Средиземном море по пути в Черное в «края савроматские», то есть на Нижний Дон, а также в страну колхов, то есть Колхиду. Заметим, что для прохода в землю колхов и еще далее на восток, в край «Картвии», то есть в Грузию (Картвелию или Сакартвело), необходимо было остаться на Кавказе. Для прохода к савроматам необходимо было продолжить движение на север и пройти южнорусский степи. А для выхода в Мерсию, то есть в одно из средневековых англо-саксонских королевств, нужно было пойти на северо-запад, пройти всю Европу и переплыть через Ламанш. Из данных строк следует, что Кипр мог препятствовать такому дальнему путешествию, и лишь после того, как он принял правомерность таких поездок, они могли быть осуществлены.
Далее я читаю надписи на колесах. Низ ближайшего колеса говорит: КОЛЯСКА ТИПА «МОСКВА», СТУПИЦА КОЛЕС. Сначала нас данная надпись несказанно удивила тем, что, оказывается, этруски VIII века до н.э. знали средневековую английскую Мерсию, которая возникла примерно полторы тысячи лет спустя, а теперь вводится представление о савроматской Москве. Однако пока, до следующего подтверждения, воздержимся от каких-либо комментариев на этот счет. Внизу этого же фрагмента обода колеса можно прочитать слово МОСКОВКА.
Рассмотрим теперь левую нижнюю спицу. На ней можно прочитать в прямом цвете слова СЕ МАРКА, а в обращенном - ВОЗОК КРАЯ МОСКОВИИ. На правой нижней спице в прямом цвете читается слово ВОЗОК, а в обращенном - «МОСКОВА». Так что здесь мы находим подтверждение первому чтению. Наконец, на последнем, девятом фрагменте обода можно прочитать слова ВАЗОК «МОСКВА», слово ВОЗОК тут написано в «акающем» произношении. Тем самым, сомневаться в том, что перед нами возок типа Москва, Москова, или Московского края уже нет никакой возможности.
Получается, что изделие Москвы является основой для его изготовления в Сарматии и для использования в южных странах.
P.S. Ахтунг! Пост проплачен сообществом
auto_ru.
Upd: из любопытства нашел упомянутую Чудиновым книгу (
Соколов Г.И. "Искусство этрусков." М., «Слово», 2002, 208 с.), правда, более раннего года издания (1990), но
на странице 17 действительно нашлась
та самая колесница:
Фигурный виллановианский сосуд в виде колесницы.
Бронза. VIII в. до н. э. Тарквиния, Национальный археологический музей.
Вот что делают с историей плохой "Херох" и хорошее воображение!