Тайна Нузальского храма. часть 1.

Feb 22, 2011 14:26

Что-то меня на архитектуру потянуло...Нет, сначала я, конечно, хотела показать только фрески. Но внутренняя страсть к болтологии победила, а поскольку "эту песню не задушишь, не убьешь", то потерпите мою болтовню.
Вы думаете это просто часовня? Или я Вам опять склепы показываю? И да, и нет. Самое главное, что это не просто храм - это целый клубок загадок, с которыми пришлось столкнутся исследователям. Но все по порядку. Итак, Нузальская часовня. XIII- начало XIVвв. Расположена в селении Нузал Алагирского района Северной Осетии.




Нузальский храм нередко называют "часовней", хотя этот термин, как и сами такие сооружения (в современном понимании - без алтаря) не характерны для византийской эпохи. Скорее всего, в "Нузалы аргъуан" не было приписного духовенства, а богослужение здесь совершалось только в определенные дни года. Вместе с тем, оформление интерьера памятника прямо свидетельствует, что это была именно церковь (по крайней мере, на определенном этапе существования) - то есть здесь существовали все элементы, необходимые для проведения литургии, прежде всего преграда, алтарь и жертвенник-протесис.




Меж тем, часовня уникальна еще и потому, что это один из трех средневековых храмов Северного Кавказа, в котором сохранились фресковые росписи, и единственный, где они сохранились достаточно неплохо. Два других храма (один в Зруге, другой в Тли) сохранились куда как хуже. Первое упоминание о Нузальской церкви мы находим у царевича Вахтуши в XVIII веке.








Итак, часовня погружена в полумрак. Свет проникает в нее только через три щелевидные окна. Когда глаза привыкают к темноте, мы видим фрески. Местами обвалившиеся или же сбитые.

Против входа в часовню, и выше алтарного окна помещено монументальное изображение Христа с греческой монограммой IС ХС. Лицо, как и лица ктиторов, кем-то стерто. Ниже Христа по обе стороны окна расположены двое святых с нимбами. Около правого сохранилась грузинская надпись «Басили» (Василий). Композиция этой стены составляет обычную алтарную тему «Деисус».




Оглянувшись по сторонам мы увидим, что стоим в окружении фигур в светской одежде, расположенных в нижнем регистре - это изображения ктиторов (покровителей и строителей церкви). У изголовий некоторых ктиторов сохранились грузинские надписи, содержащие имена - Атон, Сослан, Фидарос (из них полностью уцелело только имя Сослан). Шестая фигура принадлежит святому с нимбом вокруг головы и кадильницей в руке. Около остатки грузинской надписи «Со...» (видимо, Сокур).




Обратим внимание на левую от входа стену. Ближе к двери изображена целая сюжетная сцена: всадник на темном коне поднял на скаку лук и стреляет в оленя с ветвистыми рогами. Последний не убегает от охотника, а спокойно стоит, повернув голову к всаднику. Рядом с ним виден второй олень. Правее (ближе к алтарю) мы видим фигуры двух святых: мужчины и женщины. Женская фигура - Мария Богородица, на что указывает хорошо заметная около нимба надпись греческими буквами МРθ. В мужской фигуре, возможно, следует видеть архангела Михаила. Но кто такой всадник, охотящийся на оленей?




Исследователи высказывают на этот счет противоречивые суждения. Дореволюционный археолог П. С. Уварова писала: «Ввиду того, что живописец церкви был, видимо, грузин, я склонна видеть в этом всаднике Фарнаваза, героя Грузии, который, освободив отечество от Азона... стал полновластным властителем страны в 247 г.». Но это предположение неправдоподобно, его никто не разделил.

Специально изучавшая фрески Нузальской часовни искусствовед К. А. Берладина считала, что эта сюжетная сцена изображает «чудо» Евстафия Плакидия. Однако последующие исследователи с нею не согласились: Е. Г. Пчелина видит в загадочном всаднике, скорее всего, Давида Сослана - историческую личность, а И. Лолашвили полагает, что это изображение легендарного осетинского героя Ос-Багатара. Решающих аргументов никто не привел, и значение этой фигуры остается по-прежнему спорным и неясным.



Роспись правой от входа стены, подобно росписи левой, разделена горизонтальной линией на верхний и нижний ряды. От нижнего ряда уцелела только одна фигура святого с прижатой к груди книгой и грузинской надписью «Романоз» (Роман). Остальные фигуры нижнего ряда, вероятно, продолжавшие ряд ктиторов, уничтожены вместе со штукатуркой. О том, что это были ктиторы, в 1906 году писал ботаник и путешественник В. В. Маркович: «При входе налево и направо нарисованы изображения евяти братьев - основателей этой часовни...». Следовательно, в нижнем ряду правой стены должны были находиться еще три фигуры ктиторов. Похоже, что они кому-то «мешали», и после 1906 года эта часть фресок была сознательно сбита.

Верхний ряд правой стены состоит из фигур двух святых с остатками грузинских надписей «святой Иоанн» (слева) и «Габриел» (Гавриил, справа). Между ними заметен нимб третьего святого, но фигуры его нет. От следующей композиции святые отделены вертикальной чертой. За нею и правее оконного проема помещено изображение святого Георгия на белом коне, поражающего копьем дракона.




Если мы повернемся лицом ко входу, то увидим изображение креста увитое орнаментальным изображением лозы. С левой стороны креста грузинская надпись: «джори» (крест), с правой - «Кеси» (Христов).




Но где же тайна? А вот где.
(продолжение следует)

история, этнография, общество, моя Осетия, удивительное рядом, путешествия, осетинское

Previous post Next post
Up