Как-то в одном из прошлых постов о фотографах, я обещала рассказать о фирме Pathé. Так вот выполняю свое обещание.
логотип фирмы Патэ
Итак, фирма Pathé была основана в 1896 году Шарлем Патэ. Он был сыном колбасника из Венсена и вместо того, чтобы наследовать отцовское хозяйство, сбежал из дому в Южную Америку, но разбогатеть там не смог и в 1894 году возвратился во Францию, где на следующий год занялся продажей фонографов Эдисона, затем прибавил к ним кинопроекторы, после чего, уже в 1896 году, рискнул снять несколько фильмов, которые до деталей напоминали фильмы с первого киносеанса Люмьеров. В тот же год была учреждена фирма «Братья Патэ» (т . е. Шарль и его братья - Жак, Теофиль и Эмиль Патэ). Вплоть до 1901 года эта фирма занималась привычной для Патэ деятельностью - продавала фонографы и кинопроекторы, пока однажды Шарль Патэ не познакомился с актером Фернаном Зекка и не решил взяться за кинопроизводство.
Фернан Зекка
С этой целью в 1902 году он построил в Венсене кинопавильон, где Зекка уже систематически начал снимать для Патэ короткометражные фильмы.Однако, параллельно со съемками фильмов фирма Патэ уже с 1898 года проводит и научные изыскания в области кино. Они проводят съёмки распускания цветов герани и прорастания ореха, проводились опыты макросъёмки и т.д..
В 1905-1906 годах на студиях Пате проводились опыты в области цветной кинематографии и выпускались фильмы по способу Патеколор (фр. Pathe-color). При окраске употреблялся экземпляр фильма в качестве трафарета. Рабочие-специалисты разрезали с помощью специальных тонких резцов часть кадра предназначенную для окраски. Таким образом, делали трафареты для красного, синего, жёлтого, зелёного и других цветов. Перфорации давали возможность точного наложения. Результат был лучший, чем при окраске ручным способом. В начале окрашивали только главных героев. Впоследствии стали применять усложненные патронки, с помощью которых окрашивали всё изображение. Однако несовершенство этого способа заставило исследователей вернуться к распространенным в то время способом окраски.
В 1905 году студия Пате приобрела у братьев Люмьер все права на кинематографический аппарат. А с 1908 года начал выходить регулярный "Патэ-журнал", девизом которого стала фраза "все видим, все знаем" и началось победное шествие Патэ по миру. Тогда же предприимчивай Шарль Патэ придумал давать кинокопии в аренду. Так установилась империя Патэ.
афиша юбилейного Патэ-журнала.
Так к чему я это все рассказываю и при чем тут Владикавказ?
Дело в том, что первый в России кинотеатр братьев Патэ был открыт именно во Владикавказе. В 1907 году, то есть за год, до открытия московского отделения фирмы. Нужно сказать, что в это время разыгралась целая конкурентная борьба между различными кинематографическими фирмами, которые наперегонки завоевывали необъятный российский кинорынок. Но почему именно Владикавказ? На то есть две причины, впрочем, обе ничем не подтвержденные. Во-первых, интерес к России тогда был велик, снимали в большей степени южную экзотику, а потому Владикавказ стал такой перевалочной базой, откуда операторы разъезжались на съемки сюжетов. Так, например, очень известен фильм Патэ "завод рыбных консервов в Астрахани", выпущенный в 1908 году.
Этот и подобные сюжеты Патэ-журнала с огромным успехом шли как в России, так и во Франции. Вторая же версия, кажется еще более фантастической, хотя если вдуматься, то... Так вот, в 1900-е тоже были разведки, и, конечно, существовали методы вербовки и прочие хитрости. А теперь подумайте, кто как не кинооператор (или делец от кино) как нельзя лучше подходил для целей разведки? Нет, конечно, есть зафиксированные данные о подобных случаях шпионажа, правда только в Петербурге, но мы чем хуже? Военно-Грузинская дорога опять же. Не знаю какая из версий Вам ближе, но тем не менее, факт остается фактом, Владикавказ - родоначальник империи кинотеатров Патэ в России. Но что это я? Надо ж и показать Вам его, благо здание сохранилось, и там даже до последнего времени был кинотеатр.
Узнали? Ну, да "Комсомолец" на Проспекте.
К сожалению, сейчас это все в запустении. Несколько лет назад в город приезжал Наум Клейман директор Московского музея кино. Привез в подарок оборудование для обустройства Владикавказской синематеки, огромную коллекцию фильмов. Все это сгрузили, договорившись, что городские власти отреставрируют этот старый кинотеатр Патэ и в городе будет синематека. Клейман уехал, а власти об обещании забыли. Ну, действительно, зачем реконструировать дореволюционный кинотеатр, на который приезжают посмотреть специалисты из Москвы, и уж тем более зачем делать там синематеку и бесплатный кинотеатр? Это ж какая головная боль для начальства...