Всякая потеря горька, и ее меру оценить или соразмерить довольно-таки сложно. Михаил Маршак (Шатров - псевдоним) занимал очень значимое место в культурной и общественной жизни. Автор "политического театра" и советской док-драмы в своих пьесах был ориентирован на перенос хитросплетений человеческих коллизий на фоне переломных событий эпох, воплощая идею "социализма с человеческим лицом" на сцене, являясь автором нескольких пьес о революции и ее вождях, переосмысливая роль личности в истории, с ее взлетами и падениями...
Сразу вспоминается фильм "Тегеран-43", с Игорем Костолевским, Натальей Белохвостиковой и Аленом Делоном, сценарий для которого написал М.Шатров. Он, действительно, был одним из самых репертуарных драматургов. Спектакли по его пьесам шли в "Современнике", "Ленкоме", в театре им. Ермоловой. Среди самых известных пьес - "Так победим!". Ему также принадлежат сценарии к таким фильмам, как "Шестое июля" (о попытке антибольшевистского мятежа левых эсеров), "Именем революции", "Большевики", "Две строчки мелким шрифтом". В последнее время почти не писал, но вдруг решил попробовать сочинить пьесу о Сталине,
признаваясь в интервью: "Мне самому интересно понять, что сделал с собой человек, который принес так много бед стране? Почему он умирал в одиночестве? Что в этот момент переживали его дети, внуки, у которых не было к нему права доступа? Эта пьеса не критика политических позиций "отца народов", хотя, естественно, я их не принимаю, а рассказ о том, на что обрек себя человек, ставший палачом своей страны..."
Михаил Шатров родился 3 апреля 1932 года в Москве. В 1937 году арестовали его отца. О том, что отец был расстрелян, близкие узнали только после его реабилитации в 1956 году. В 1949 году арестовали мать (она была амнистирована в 1954 году). В 1951 году окончил школу с серебряной медалью и поступил в Горный институт. Первые литературные произведения Шатрова были опубликованы в 1952 году на Алтае, где он проходил практику и работал бурильщиком. В 1954 году написана первая пьеса - "Чистые руки". Молодежной проблеме также посвящены пьесы "Место в жизни», "Современные ребята" и "Лошадь Пржевальского" ("Моя любовь на третьем курсе"). Но лейтмотивом его драматургии и сценариев к фильмам становятся разоблачение культа личности Сталина и возможность восстановления "ленинских норм партийной жизни". Обвинения в искажении исторической правды, ревизионизме привели к тому, что драматург на долгие годы отошел от историко-революционной тематики. Только в конце 70-х вновь к ней возвращается: "Синие кони на красной траве" ("Революционный этюд"), "Так победим!", "Диктатура совести", "Дальше...дальше...дальше!". Пьеса "Может быть" (1993) создана специально для знаменитой английской актрисы В.Редгрейв. М.Шатров награжден орденами Трудового Красного Знамени и Дружбы народов.
Шатров - "очень самостоятельная и особая фигура советском драматургии постхрущевской эпохи", так о драматурге и сценаристе отозвался руководитель МХТ им. Чехова Олег Табаков. "Многие наши надежды", - цитирует Табакова ИТАР-ТАСС, и
отмечает р/с "Эхо Москвы" - "которые колебались в свое время от "злого" Сталина к "доброму" Ленину, были сформулированы и художественно выражены драматургом. Соболезнования семье Шатрова выразил и спецпредставитель президента по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой. Он отметил, что пьесы драматурга, посвященные жизни нашей страны в эпоху революции и гражданской войны, отразили романтику тех лет со всеми их сложностями и противоречиями. Не случайно, по словам Швыдкого, к его пьесам обращались ведущие отечественные театры..." Эту же деталь выделяет и худрук "Ленкома" М.Захаров: Шатров противопоставлял "доброго Ленина" - "неоправданному злу и жестокости власти Сталина"...
Пик популярности и актуальности пьес М.Шатрова пришелся на горбачевскую Перестройку и конец 80-х годов прошлого века, когда переосмысляли роль личности в истории страны, спорили о Ленине, Сталине, Троцком, Бухарине, Рыкове и других. М.Шатров снял с них "ореол непогрешимости" с вождей, показал, что и им свойственны сомнения и ошибки, а также стал выводить "запретных" персонажей. Возникший в обществе раскол, появление плюрализма в дискуссиях о смысле социалистических идей, подтолкнули М.Шатрова к идее поставить на сцене "суд над Лениным", в популярнейшей пьесе "Диктатура совести". В спектакле были заняты замечательные актеры: Е.Леонов, Т.Пельтцер, А.Абдулов, О.Янковский, А.Збруев, В.Проскурин, А.Захарова и др.
"В авторские диалоги были вмонтированы цитаты из документов, писем и литературных произведений, на сцене встречаются исторические персонажи и вымышленные герои из разных эпох, в диалог которых вовлечен также и зритель. За постановку взялся Марк Захаров, всегда точно чувствовший общественную конъюнктуру. Здесь представлены краткие выступления карикатурных персонажей: буржуй Черчилль, дворник "из народа", идеологически заштампованная учительница - наряду с патетикой положительных героев таких, как генерал Карбышев, Энгельс, обычная школьница 80-х, написавшая письмо в редакцию газеты. Есть и зловещие фигуры: Петр Верховенский из романа Достоевского "Бесы" и популярный в 30-е годы революционер Андре Марти, именем которого назывались колхозы. Сменяя друг друга , они выступают на неком импровизированном суде, вызываемые для свидетельских показаний по делу Ленина..."
(
http://tfile.ru/forum/viewtopic.php?t=188520)
Умер Михаил Шатров спокойно, во сне, в своей квартире в центре Москвы. "По словам родных,
как пишет Life-news, Михаил Филиппович лег вечером спать и утром не проснулся. Прибывшие врачи скорой помощи поставили диагноз - острая сердечная недостаточность. Для жены драматурга Юлии Чернышевой смерть мужа стала тяжелым ударом. - У него были проблемы со здоровьем, он готовился к госпитализации через пару дней, - рассказала супруга Юлия Чернышова. - Но чтобы вот так, неожиданно... У Михаила было множество творческих планов. Открытие проекта "Красные холмы", к которому он шел 20 лет, должно было состояться через несколько дней..."
P.S. ...
"Меня вообще многое не устраивает в сегодняшней жизни. Мы живем в стране, где вся идеологическая система работает не на народ, а обслуживает псевдодемократию, прикрывающую гигантское воровство. Я ненавидел предыдущий режим, имя которому "казарменный социализм»"- ничего общего не имевший ни с Марксом, ни с Лениным. Я не скрываю этого, но я ненавидел, любя. Вот какой была моя позиция. Поэтому все пьесы, которые я писал и которые в свое время запрещались цензурой, были направлены против того режима. Кстати, не я один тогда писал такие пьесы. Мы тогда пытались расшатать этот режим, пытались вычерпать грязную воду. Прошло время, а вода стала еще грязнее. Мне кажется, что мы перешли не на рыночную, а на базарную экономику. Это самый настоящий гнуснейший базар с полным отсутствием понятий о нравственности и морали. Я думаю, что мы очень плохо изучаем нашу историю.
В нашей истории был НЭП - тоже рыночная экономика. Но результаты у той группы людей, которые ее тогда провозгласили - Дзержинского, Серебрякова, Сокольникова, - были совершенно иные. Те процессы, что происходят сейчас, вселяют в меня очень большую тревогу. Я думаю, что так долго продолжаться не будет. Так долго молчать люди не будут. Мы стоим накануне серьезных общественных катаклизмов. Именно потому, что эта базарная экономика работает только ради отдельных людей. Та нищета, которая существует в нашей стране, лишает большинство возможности нормально дышать. Самый главный счет у меня - к интеллигенции, к самому себе. Мы не заметили, как вместо демократии нам подсунули что-то совсем другое. Я прожил два года в США и должен сказать, что тот капитализм с этим капитализмом не может сесть даже за один стол, хотя, к сожалению, должен признать, американцы садятся. И это мой упрек американцам..."
(Михаил Шатров, из интервью
(
http://www.newizv.ru/news/2003-11-03/2520)
.Светлая память...