Заслуженная артистка РСФСР (1976)
Инна Гулая родилась 5 мая 1940 года в Харькове.
С 1958 года училась в студии при Центральном Детском театре, которую закончила в 1961 году. С 1962 года по 1964 год училась в Театральном училище имени Щукина. К тому времени она уже была замужем за сценаристом фильма «Я шагаю по Москве», поэтом и режиссером Геннадием Шпаликовым.
Первой ее работой в кино стала роль Фиры в комедии Георгия Натансона и Анатолия Эфроса «Шумный день». А чуть позже в том же 1960 году появился второй фильм с ее участием. Это была антирелигиозная драма Василия Ордынского «Тучи над Борском». Сюжет картины для тех лет был достаточно популярен. Инна сыграла Олю Рыжову, которую одноклассник заманивает в секту, а сектанты изуверскими радениями доводят девушку до полубезумного состояния, и совершают попытку распять ее на кресте.
Когда кинофильм «Тучи над Борском» вышел на экраны, Инна работала на заводе, и позднее она вспоминала: «Весь цех по очереди - а это несколько сот человек-выпытывал у меня: не я ли сыграла там главную роль? Потом точно в таком же порядке все стали ходить и выражать свои сомнения: не может быть у «нормального» человека такой фамилии - Гулая. Наверняка это звучный экранный псевдоним! Приходилось даже несколько раз паспорт показывать, но все равно каждый день начинался с приема новой партии «неверующих»...»
Когда Инна поступила в институт, у нее началась новая счастливая жизнь. После голодного и полного лишений военного детства Инна окунулась в атмосферу театральной Москвы. В1961 году она сыграла в одном из самых лучших фильмов той эпохи «Когда деревья были большими». Режиссер Лев Кулиджанов остановился на кандидатуре Инны после многочисленных проб. Юрий Никулин вспоминал о первой встрече с Инной Гулая: «До того, как встретиться с Инной на пробах, я уже видел ее в кино. Но в жизни она на меня произвела неизмеримо более сильное впечатление. Короче говоря, просто потрясла. Очень талантливый человек. Репетировать с ней было до безумия интересно. Она умела захватывать так, что забывалось обо всем на свете. И ее огромные, чистые, пронизывающие душу глаза! В том, что такую актрису ждет только великое будущее, никто не сомневался. Не знал человека, который мог бы не любить ее. И я был лишь одним из многочисленной армии почитателей. И вот - первая встреча с Инной. Она посмотрела на меня в упор и спросила:
- Вы клоун?
- Да...
Помолчав и еще раз посмотрев на меня внимательно, она сказала:
- Как интересно... - И после паузы продолжала:- Ни разу в жизни не видела живого клоуна. Меня зовут Инна, - представилась она, протягивая руку.
В павильоне выстроили комнату деревенской избы. На пробах снималась сцена разговора Кузьмы с Наташей. Чтобы мы не просто сидели за столом, а чем-то занимались, Кулиджанов, предложил - пусть Наташа ест борщ. Принесли в павильон кастрюлю горячего борща. Порепетировали. Начали снимать первый дубль. Инна Гулая спокойно, с аппетитом ела борщ. У меня даже слюни текли. Второй дубль. Инна съела еще тарелку борща. Третий дубль. Инна так же спокойно и с аппетитом съела третью тарелку. Сняли пять дублей. И, что меня поразило, Инна Гулая съела пять тарелок борща. Когда я спросил, почему она так много ест, она ответила: Волнуюсь».
Она была создана для классического тюзовского репертуара: не перевоплощаясь, а лишь воплощая себя саму, могла играть и кристально-честных отличниц, и беззаветно любящих своих суженых юных принцесс. Уникальная органика - наивность, искренность, открытость, нет, вернее, распахнутость миру, всем его ветрам - позволили бы ей без натуги вписаться в любой вымышленный мир, в котором она освоилась бы гораздо вернее и естественнее, нежели в мире реальном.
В одном из лучших фильмов эпохи «Когда деревья были большими» деревенская девушка Наташа, доверчиво принявшая афериста и проходимца, вознамерившегося выдать себя за ее пропавшего без вести отца, была сыграна Инной с той мерой убедительности, которая придает умышленному сюжету неоспоримую «правду жизни». В сценарии подспудно таилась актуальная для 1960-х годов «драма обманутого доверия». Гулая сыграла доверие, но не сыграла драму - доверие ее героини к миру и людям оказалось безграничным и абсолютным. На месте отсутствующей драмы родилась если не сказка, то своего рода философская притча - обман и расчет отступают перед незамутненной верой, выигрыш первых невозможен ввиду полнейшей невозможности игры и поединка; зло отступает перед добром, не ведающим сомнений и не пускающим в ход кулаки за неимением таковых.
О своем впечатлении от работы Инны Гулая рассказывала Наталья Фокина: «Какая-то в ней была «черная дыра», которую с первого взгляда не угадаешь. Было что-то обманчивое в ее привлекательной внешности, бездонных выразительных глазах. В работе Инна была беспощадна к себе, не боялась быть некрасивой, морщила нос и волочила ноги. В сцене приезда Кузьмы Кузьмича все это очень выразительно и усиливает драматизм сцены. После съемок кто-то из группы выговаривал ей: «Как ты некрасиво ходишь в кадре. Ты же героиня». На что она очень грубо возражала: «Вы ничего не понимаете, и лучше вам помолчать». Она была совершенно права. Ей требовалась та самая «клоунада», которую людям, привыкшим к стереотипам, так трудно принять».
Позже в совместном чехословацко-советском фильме «Большая дорога» Инна Гулая создала образ подруги Ярослава Гашека. А в фильме Швейцера «Время, вперед!» она сыграла Шурочку, девушку начала тридцатых годов, юное существо в футболке, захваченное пафосом гигантского строительства, новыми человеческими отношениями.
В марте 1963 года все планы молодой семьи рухнули. В тот день у них родилась дочь Даша, а Шпаликов выступил с обличительным заявлением на встрече руководителей страны и деятелей советского кино в Кремле. Дело в том, что фильм Хуциева «Застава Ильича» по сценарию Шпаликова уличили в антисоветчине и положили на полку... Шпаликов выскочил к трибуне и заявил, что настанет время, когда кинематографисты будут пользоваться в стране такой же славой, как и герои-космонавты, что он убежден в своем праве на ошибку и просит присутствующих не судить картину слишком строго. Многое за долгие годы повидал кремлевский зал заседаний, но чтобы безусый сценарист учил руководителей страны жизни - такого здесь еще не бывало. Номенклатурщики не простили «юнца», осмелившегося «учить их жить». Вскоре после этого выступления талантливому кинематографисту всячески старались перекрыть кислород в Москве: не печатали стихи в центральной прессе, редко проходили сценарии на советских киностудиях. В начале 60-х Виктор Туров снимал свою первую киноновеллу «Звезда на пряжке» по сценарию Шпаликова. А в 1965 году он же снимет знаковую картину «Я родом из детства», и тоже по его сценарию. Сценарии на военную тему в те времена приветствовали на «Беларусьфильме», а может, и упорство Турова сработало. Словом, легенда гласит, что молодой писатель даже собирался остаться работать на нашей киностудии... Но не случилось.
Официальная позиция чиновников отразилась и на супруге - актрису Инну Гулая режиссеры старались не приглашать в свои фильмы. В последующие годы она мало снималась. В 1965 году Инна сыграла главную роль в оптимистической драме Михаила Швейцера «Время, вперед!», годом спустя - в киноповести своего мужа «Долгая счастливая жизнь». В этот раз Шпаликов был и режиссером. В двух словах история выглядит так: приезжий геолог вешает лапшу на уши доверчивой провинциалке, чтобы скрасить «транзитную» ночь. Но на самом деле все получилось гораздо сложнее - на то и Шпаликов...
В «Долгой счастливой жизни», где роль Шпаликовым была прописана специально для Инны, Гулая сыграла свою вторую и последнюю главную роль. Кто она в этом произведении Шпаликова, единственном осуществленном им целиком по своему разумению фильме? Русская Джельсомина из заплеванного райцентра. Ходячее недоразумение. Придурочная, юродивая девочка-клоун. Маленькая мама, несовершеннолетняя навсегда блудница, светлоглазый ангел. Все оглядывается и ждет, что сейчас откроется дверь, кто-то войдет и заберет в свою жизнь. Мир перевернется и окажется в правильном положении, где над головой будет небо, а под ногами - земля. Она же и Виктор, которого играет Кирилл Лавров. Подвернувшаяся ему девочка очень кстати заполняет командировочный вечерок и совсем некстати возникает утром в дверях гостиничного номера с фанерным чемоданчиком и закутанным в платок ребенком. Похмельный кошмар сквозь смутные воспоминания о каких-то накануне сказанных, приличествующих ситуации словах о некой долгой и счастливой жизни. У героя Лаврова будущее исчислялось долгими годами и многими воплощениями. Его время пришло. Для героини же и ее автора - нет. Времени не оставалось для них, и оно, их время, действительно кончилось.
Сюжет был короткий, злой. На премьере в 1966 года фильм зашикали: у современников нервы не выдерживали.
После «Долгой счастливой жизни» не было ни жизни, ни ролей. Ее продолжал снимать благородный, преданный своим актерам Михаил Швейцер - но это были лишь крохотные эпизоды. Проявлял заботу Лев Кулиджанов, но выхлопотанное им для нее звание «заслуженной артистки» (1976) ничего, разумеется, не могло изменить ни в ее жизни, ни в актерской биографии. Она могла бы сыграть Снегурочку Александра Островского, Соню Мармеладову и уж, конечно же, Офелию… Она создана была, чтобы воплощать несбыточное и нереальное - но реальность уже предъявляла свои права и требовала внятного позиционирования: компромисса и обслуживания либо, напротив, разоблачения и сатисфакции. Этой реальности нужны были кривые или правдивые герои-зеркала. В огромные светлые глазищи актрисы время погляделось дважды - и сочло, что этого достаточно.
Инна работала в Театре киноактера, но это не помогало семье сводить концы с концами. Исход был страшным. Сначала Геннадий запил, а 1 ноября 1974 года повесился на одной из писательских дач в Переделкино. Друзья Инны и Геннадия обвинили ее в смерти мужа. Она осталась одна, замкнулась в себе, стала пить. Свести счеты с жизнью, по собственному признанию, не имела права, ведь на руках была маленькая дочь. Однако через 16 лет, 27 мая 1990 года, ушла из жизни и она. Смерть заслуженной артистки России Инны Гулая до сих пор окутана покровом тайны. По одной из версий следствия причиной гибели стала передозировка снотворного...
Актёр Иван Бортник вспоминал: «Инна... Юношеская любовь, безумная совершенно. Мы никогда не могли бы с ней соединиться. Характеры одинаковые: оба нервные, категоричные, чёрти до чего доходило - до мордобитий. А потом у неё Гена Шпаликов появился. Иногда, выпив, я звонил туда. Подходил Гена - и давай на меня: «Пошел ты !..» А однажды, уже через много лет, у меня раздался звонок - Инка. Встретились, стали поддерживать отношения. А потом начались мучения. Она могла позвонить в четыре утра: «Ваня, мне скучно, приезжай". Какие-то завихрения у неё в голове начались: ей казалось, что Дашка, дочь её, хочет то ли отравить, то ли зарезать её. Я ей говорил: «Инна, ты что, идиотка?!» - «Да что идиотка, - отвечала она, - она мне всё время в ванной бритву подкладывает». ...Это всё невостребованность. Инна же тогда совсем не снималась. Все ждала: вот-вот позвонят...»
После ее смерти режиссер Иосиф Швейцер сказал актеру Леониду Филатову: «Она была ангелом. Но посмотрите ее последние роли. В ее глазах то, что она не должна была познать...»
Инна Гулая была похоронена на Домодедовском кладбище под Москвой (38 уч. могила 7078).
Фильмография
1987
Крейцерова соната (СССР) дама с веером
1984
Мертвые души (телевизионный, СССР) эпизод
1979
Маленькие трагедии (телевизионный, СССР) Царица ночи
1977
Хождение по мукам (телевизионный, сериал, СССР) Елизавета Расторгуева
1975
Бегство мистера Мак-Кинли (СССР) секретарь
1971 Если ты мужчина... (СССР) Маша
1971 Пристань на том берегу (телевизионный, СССР) Маруся
1971 Простофиля (СССР) Маша
1969 Фронт за околицей (телевизионный, СССР) Анна
1966
Долгая счастливая жизнь (СССР) Лена
1965
Время, вперед! (СССР) Шура Солдатова
1963
Большая дорога (СССР/ЧССР) Шура
1961
Когда деревья были большими (СССР) Наташа
1960
Тучи над Борском (СССР) Оля Рыжкова
1960
Шумный день (СССР) Фира
5 мая 1940 года - 27 мая 1990 года