Актер
Александр Соловьев родился 19 августа 1952 года в глухом северном посёлке в семье учителя.
Саша родился семимесячным и весил всего полтора килограмма. Такие дети редко выживают, тем более в глухом северном поселке. Мама нянчила его в пуховом платке, а когда выходила с ним на улицу, соседки думали, что у нее на руках кошка. Александр был очень добрым ребенком, и с детства мечтал "стать Олегом Поповым, чтобы всех веселить, и чтобы никто никогда не плакал".
После окончания школы, Александр решил стать актером, приехал в Москву и подал документы в ГИТИС. Соловьев поступил легко, сразив педагогов тем, что пришел на экзамены в ботинках на босу ногу. "А я носки постирал, сушатся", - ничуть не стесняясь, пояснил молодой человек, увидев, что комиссия разглядывает его ноги.
На третьем курсе Соловьев влюбился в первокурсницу Людмилу Радченко, об этой страсти знал весь институт, их называли "наши Ромео и Джульетта". Вскоре Людмила и Александр поженились, потом повенчались, и стали готовиться к рождению сына. Хотя "готовиться" - это сильно сказано, однокурсник Игорь Костолевский подарил другу книжку про семейные отношения, и молодые читали ее вслух, лежа на диване в маленькой комнате студенческого общежития. Вскоре у них родился сын, которого так же, как и отца, назвали Александром.
В 1973 году после окончания ГИТИСа, режиссер Андрей Гончаров пригласил своего любимого ученика в Театр имени Маяковского, где Александр Соловьёв дебютировал в спектакле «Характеры» по рассказам Шукшина, где сыграл сразу три роли.
Через год Соловьёва переходит в Центральный детский театр.
В Центральном детском театре Соловьев был активно задействован в спектаклях «Емелино счастье», «Бей, барабан!», «Сказки», «Враги», «Двенадцатая ночь», «Прости меня» и «Долгое-долгое детство».
Соловьёву были свойственны пластичность, страстность, психологизм. Его герои отличались бескомпромиссностью и душевной щедростью, честным и прямым характером. Эти же качества отличали и самого актёра.
Александр Соловьёв много снимался в кино. Помимо упомянутых фильмов, участвовал в создании следующих картин: «Было у отца три сына» (Кирилл), «Голубка» (Тарасенко), «Борис Годунов» (Гришка Отрепьев), «На острие меча» (Ковальчук), «Клуб женщин» (Андрей Саблин), «Случай в аэропорту» (Шнык), «И чёрт с нами» (Глотов), «Арбитр» (арбитр). Поставил фильм «По Таганке ходят танки».
Особенно зрителям запомнилась роль Красавчика в фильме "Зеленый фургон".
В Центральном детском театре он проработал до 1986 года, а одна из его партнёрш по сцене, Людмила Гнилова, стала его второй женой...
Людмила Гнилова была старше на семь лет, была в браке, ее дочке шел шестой год. У Соловьева тоже рос сын - и окружающие были уверены, что эти чувства скоро пройдут. Но Соловьев три года добивался взаимности, задаривал Гнилову охапками цветов, пузырьками только-только появившихся в Москве дорогих французских духов и последние два года практически жил в подъезде у своей возлюбленной, ночуя на подоконнике между этажами, где сердобольная старушка-соседка выносила ему подстилку, "чтобы сердешный не замерз". В конце концов, обе семьи собрались вместе и решили не мешать этой любви.
Жить семье приходилось в тесной квартирке, где посреди пятнадцатиметровой комнатки неизменно стояло … ведро с цветами - Сашины букеты не помещались ни в одну вазу. Однажды, когда у него не было денег, он принес в дом цветущий куст дикого шиповника.
Губительные для других семей бытовые неурядицы не мешали влюбленным быть счастливыми. Но Александр был очень ревнив, и если на Людмилу обращали внимание другие мужчины, Александру это очень не нравилось. Как-то раз он увидел, что возле подъезда компания мужиков бросила несколько сальных фраз Люсе вслед. Соловьев набросился на обидчиков с кулаками. Двое успели сбежать, а трое так и остались лежать на земле с переломанными ребрами и челюстями.
Это полное отсутствие какой-либо дипломатии или стеснительности не раз играло с Соловьевым злые шутки, он мог с детской прямотой заявить, что пьеса дерьмо, а режиссер бездарен, ничуть не остерегаясь, что его уволят из театра. Он позволял себе быть независимым, что в актерской профессии практически не случается. Он не строил карьеру, хоть и был исключительно талантлив. Во время съемок фильма "Лес" Саше впервые подвели лошадь, а через час он уже мастерски пускал ее в галоп, осаживал на полном скаку и по-гусарски эффектно спрыгивал на землю. Он был талантлив во всем: и широтой души, которая вмещала проблемы не только близких друзей, но и случайных знакомых; и умением любить, проваливаясь в это чувство по самую макушку…
Соловьев был очень вспыльчив и задирист. Из детского театра его попросили уволиться: излишне откровенная критика была не по вкусу руководству. В кино тоже снимали не часто - зачем терпеть неуживчивый характер пусть даже очень талантливого актера, если полно безработных и услужливых? Однажды Соловьев попытался заработать деньги частным извозом, но первый же пассажир узнал его и поинтересовался: "А что, в кино совсем не платят?". Основным "добытчиком" в семье стала Людмила. Александра это унижало, раздражало, он пропадал без работы, и мог позволить себе крепко выпить, избить любого, кто окажется у него на пути, завести роман и исчезнуть из семьи на несколько недель. А потом умолять Людмилу простить его и принять. В такие минуты он был готов даже лечиться от алкоголизма - и Люда укладывала его в лучшие клиники страны.
В одной из таких клиник, в Феодосии, Александр встретил актрису Ирину Печерникову. Встреча через некоторое время переросла в роман, который стал последним в жизни Соловьева. И Сашины и Ирины друзья были уверены, что кроме беды эта любовь ничего не принесет - рано или поздно общий недуг - алкоголизм погубит и любовь и жизнь. Но всем назло влюбленные стали "вить уютное гнездышко", Саша делал ремонт своими руками, даже выстроил домик в деревне, чтобы проводить на воздухе как можно больше времени.
В злополучный день 25 декабря Ира была далеко от дома. Накануне под порогом своей квартиры она заметила несколько ржавых монет и, решив, что кто-то желает зла ее семье, поехала в деревню к знахарке. Визит затянулся на два дня. Дома Ирину после ее возвращения никто не ждал, и она решила, что Саша обиделся на нее и ушел из дома - так бывало и раньше, Александр мог "вскипеть" из-за пустяка и скитаться по друзьям неделями.
В ночь на 26 декабря 2000 года в 68-е отделение милиции заглянул прохожий и сообщил, что за углом на цветочной клумбе валяется прилично одетый мужчина. Когда его поднимали, он бубнил: "Отстаньте, менты поганые, я спать хочу". Ни своего имени, ни адреса он назвать не смог - был сильно пьян, но его лицо показалось знакомым дежурному оперуполномоченному. Мужчину оформили, как "неизвестного" и отправили в Институт Склифосовского, где после недельной реанимации, не выходя из комы, неопознанный больной умер. Это произошло в первый день 2000 года.
Через две недели после Нового года в 68-ом отделении милиции вспомнили про незакрытое дело. Дежурный, который подобрал Соловьева, вспомнил - где он видел лицо "неизвестного", позвонил в институт скорой помощи и узнал, что неопознанное до сих пор тело уже готовят к захоронению.
К Дмитрию Харатьяну позвонили рано утром 21 января из отделения милиции и попросили подъехать в морг института Склифосовского, чтобы опознать тело актера, который снимался вместе с ним в фильме "Зеленый фургон" в роли Красавчика. В этот день Дмитрий отмечал свой сорокалетний юбилей, и сам в морг не поехал - он сообщил в милицию телефон Ирины Печерниковой, которая все это время разыскивала своего мужа.
Из интервью Ирины Печерниковой:
"Вернулась домой 25 декабря - его нет. Я всех обзвонила. Друзья его видели после спектакля на банкете. Поначалу я особо и не переживала. Думала, у друзей. Меня ведь не было, а одиночества он терпеть не мог. Но когда Саша не пришёл на Новый год, мне стало страшно. Почти месяц я его искала. Везде: по всем больницам, моргам. Обзвонила, наверное, тысячу людей. И наконец нашла. В морге. Милиционер один честный оказался. Мне рассказали, что когда он возвращался, поскользнулся, упал и разбил себе лоб. Милиционеры нашли его лежащим на снегу. В морге я была ещё 6-го. Отсмотрела всех, кто прибыл туда без документов. Не нашла его и мысленно перекрестилась. А оказалось, что Саши не стало ещё 1 января..."
25 января 2000 года тело Александра Соловьева кремировали, друзья, хотели захоронить урну с его прахом на Новодевичьем кладбище, но Ирина решила хранить ее дома.
Сын актёра окончил Московский областной институт физкультуры, увлекся ушу, стал двукратным чемпионом Европы, обладателем кубков Европы и мира и многократным чемпионом России. Он много работал каскадёром. Подготовил материалы, которые впоследствии стали основой для создания фильма "Монах" с Джамалом Ажигиреем в главной роли, "Удар Лотоса", "Удар Лотоса-2: Сладкая горечь полыни", "Удар Лотоса-3: Загадка Сфинкса". В этих фильмах Александр Соловьев играл в главных ролях, руководил монтажом, координировал кинопроизводство.
Использованные материалы:
Текст статьи «Неприкаянная душа», авторы К. Романенкова и Т. Алексеева
Материалы сайта
www.kino-teatr.ru Материалы сайта
www.kinoplaneta.net ФИЛЬМОГРАФИЯ:
1980 Адам женится на еве
1980 Дамы приглашают кавалеров
1980 Лес
1980 По данным уголовного розыска...
1981 На гранатовых островах
1982 место под солнцем
1983 Внезапный выброс
1983 Зеленый фургон
1983 К своим!. .
1984 Позывные "вершина"
1986 Борис Годунов
1986 На острие меча
1987 Клуб женщин
1987 Разорванный круг
1989 Гу-га
1989 Шакалы
1991 И черт с нами!
1991 По таганке ходят танки
1992 Арбитр
1992 Ребенок к ноябрю
1993 Я сама
19 августа 1952 года - 1 января 2000 года