ЭЙБОЖЕНКО Алексей Сергеевич (часть 2)

Jan 08, 2008 13:47





- Владимир Владимирович брал вас в театр?

- Один раз мы с ним и бабушкой пошли на спектакль, хотя вообще как зритель дед в театр не ходил. Приехали в шесть вечера (Кенигсон всегда приезжал на собственные спектакли за полтора часа). Ходим по театру, дед удивляется: «Что-то народа нет...» Я говорю: «Так народ придет без двадцати семь!..» Он пожал плечами: «Странно...» Прозвенел первый звонок, мы заняли места в зале. Я опять спрашиваю: «Зачем мы сели, ведь звонков должно быть три?» Дед невозмутимо отвечает: «Раз прозвенел первый, надо сесть...» Того, что происходит с другой стороны сцены, Кенигсон не знал совершенно, просто не представлял, как все устроено. Кстати, спектакль в тот раз был омерзительный. Но когда представление закончилось, дед шепнул мне на ухо: «Громче хлопай. Они все нас видят...»

А на свои спектакли дед звать меня боялся. Может, потому что я всегда был критически настроен к тому, что он делал, хороших слов не говорил. Высшей похвалой из моих уст было: «Нормально...»

Как-то я делал уроки, подходит дед и спрашивает что-то про свой спектакль: «Если я вот так сделаю, хорошо будет?..» Я, не поднимая головы, отвечаю: «Плохо. Ты наигрываешь...» И он не стал ничего менять. Дед всегда проверял на мне свои задумки...

- А когда озвучивал мультфильмы «Кентервильское привидение», «Тайна третьей планеты», интересовался вашим мнением?

- Нет. Дед даже не знал названий тех мультиков, которые озвучивал (кстати, он и сценарии никогда не читал. Просил, чтобы подчеркнули его слова, и все), поэтому и мнения моего на этот счет не спрашивал.

Как-то мы пошли с отцом в кинотеатр «Баррикады» - я его достал просьбами сводить меня на «Тайну третьей планеты». Отец не догадывался, что мультик озвучивал дед. Сидим, смотрим, вдруг какой-то робот голосом Кенигсона говорит: «У нас эпидемия...» Отец аж подскочил: «Ну, вот, и здесь он! Знал бы, не ходил...»

За такую работу платили хорошие деньги. На эти гонорары дед купил и первую дачу. Самыми известными фильмами, которые озвучивал Кенигсон, были комедии с участием Луи де Фюнеса. Говорят, когда Фюнес увидел себя в русской версии, он воскликнул: «Никогда не знал, что я такой хороший артист!» Озвучание было коньком деда.

В те годы было очень мало людей, которые владели этим мастерством, не больше десятка. Это сейчас можно что-то поправить на компьютере, тогда же нужно было произнести текст синхронно с речью актера да еще при этом играть за кадром. Артисты, которые могли все это делать, ценились на вес золота. У каждого режиссера на киностудии был свой человек, который занимался дубляжом. Деда обычно приглашали на киностудию «Союзмультфильм».

А вот отец этого совершенно не умел, не мог озвучить даже себя самого. Не попадал...

- Владимир Владимирович на правах старшего мог что-то посоветовать Алексею Сергеевичу?

- Помню один забавный случай. Отец на даче в Валентиновке и репетировал роль Мавра, у него был срочный ввод в спектакль. Я сидел рядом и учил уроки. На даче мы с родителями занимали второй этаж, а дедушка с бабушкой - первый. И вот отец сидит на втором этаже, а внизу, как тигр в клетке, ходит дедушка и через меня посылает ему письма - «Советы по поводу роли Мавра». Сверхзадача, которую ставил дед, была предельно ясна: чтобы все уже скорее закончилось, и можно было сесть за стол и выпить. Я прибегал с запиской наверх, а мать тут же меня отсылала: «Отнеси обратно!» Однако дед был настойчив, снова писал, приговаривая: «Они должны меня выслушать!..»

И вот ввод Мавра состоялся (Мавр у Эйбоженко был совершенно удивительный - белобрысый. Отец отказался от парика, лицо тонировал, а волосы оставались белыми, такими как есть). Мама стоит за кулисами, наблюдает за отцом, рядом - ящик водки для застолья. Мавра по сюжету душат, и последнее, что он произносит: «Дайте хоть стакан вина...» И вдруг отец на всю сцену: «Дайте хоть стакан водки!..»

Ну а если серьезно, его роль произвела на меня огромное впечатление: казалось, отец доиграет до конца, уйдет со сцены и умрет.

У отца хватало отрицательных ролей в театре. Помню, ставили пьесу «Русские люди», в которой он должен был играть фашиста Розенберга. В первом составе эту роль отдали Смоктуновскому, во втором - Эйбоженко. Но Иннокентий
Михайлович сразу положил заявление об уходе (чтобы он фашиста играл?!) и перешел во МХАТ. Отец тоже не хотел играть - какой из него фашист? Но тут мама стукнула кулаком по столу: «Немедленно садись учи роль!..»

Я видел этот спектакль много раз и всегда плакал, потому что отец умирал в первом акте. Его там травили...

- В Малом театре Алексея Сергеевича любили?

- Там все складывалось очень непросто. Отец всегда был немного в стороне. Наверное, поэтому не получил никаких званий. Даже «заслуженного» не дали. Однажды он пришел в театр поменять пропуск, а ему сказали: «Извините, меняют только «заслуженным»...

Расскажу одну историю, характеризующую взаимоотношения в театре. Отец собирался на гастроли в Ригу. Дело было летом, и мы решили поехать туда всей семьей на машине. Когда добрались до места, отцу пришла в голову отчаянная мысль: а что, если поселиться не вместе со всеми в Риге, где шумно и нет моря, а в Юрмале, где можно прекрасно отдохнуть?

Звезды нам благоволили, потому что, приехав в Юрмалу, мы смогли поселиться не где-нибудь, а в самой лучшей гостинице! Уж не знаю, каким образом, но нам выделили роскошный полулюкс.

Когда об этом узнали в Малом театре, у всех был шок - Эйбоженко в полулюксе! Да кто он такой?! У него даже звания нет! Вся труппа его возненавидела. Мало того, что на машине приехал, так еще и живет в лучшей гостинице Юрмалы (многие звезды Малого театра потом тоже хотели там поселиться, но администрация была непреклонна: номер надо бронировать за месяц) и лежит целыми днями на песке! А они приезжали в Юрмалу только с экскурсиями.

Кстати, среди тех, кто приезжал на экскурсии, были и дедушка с бабушкой. Не помню почему, но тогда родители с ними не разговаривали. А между тем деньги у нас стремительно таяли. Однажды мать мне говорит: «Вон дедушка идет, иди попроси у него пятерку...» Я подбегаю к Владимиру Владимировичу: «Здравствуй, дедушка! Дай, пожалуйста, пять рублей...» Дед отвечает: «Что, совсем обнищали? Шикарная жизнь денег стоит. На десятку - и больше не проси!»



В спектакле "Растеряева улица".



В спектакле "Заговор Фиеско в Генуе".



В спектакле "Человек и глобус"

- Несмотря на работу в театре, многие помнят Алексея Сергеевича в первую очередь по ролям в кино...

- Он снялся более чем в сорока фильмах, из которых я видел не более пятнадцати. Многие картины до сих пор не показывают. Иногда фильм клали на полку, потому что оператор или режиссер уезжали за границу. Отца помнят по «Простой истории», «Мятежной заставе», по блистательной картине Петра Фоменко «На всю оставшуюся жизнь» и по «Семнадцати мгновениям весны» Татьяны Лиозновой... Хотя там у него была совсем небольшая роль.

На съемках у Татьяны Лиозновой возникла серьезная проблема с американской миссией. Актерам было практически нечего играть, все силы сценаристов ушли на роли немцев. Сценарий доделывать времени не оставалось, и Лиознова сказала: «Звоните тем, кто может сыграть телефонную книгу - Гафту, Шалевичу и Эйбоженко».

В результате американская миссия получилась еще та! Вячеславу Шалевичу хоть грим сделали, а Гафт с отцом играли как есть, без премудростей, поэтому на представителей американского посольства, прямо скажем, походили не очень... В последний год жизни отца все деньги от съемок уходили на ремонт машины (водил он плохо и свои «Жигули» все время бил). Причем чинил ее у слесаря, который занимался только «Мерседесами», - какой-то добрый человек посоветовал отцу этого мастера, а он, толком не разобравшись, стал пригонять к нему нашу «копейку». В результате за починку «жигуленка» с него драли как за ремонт «Мерседеса».

Отца не стало, когда мне было десять лет. Я знал, что он болел - отец был гипертоником. Когда-то на «Мосфильме» ему кто-то нагадал: если он переживет число двадцать шесть, то все будет нормально. Отец в театре всем повторял: «Мне главное пережить 26...» В то время он играл в телеспектакле Петра Фоменко «Выстрел» и очень хотел закончить работу...

26-го числа его отвезли в больницу, в Бакулевский институт. Был выходной день, все врачи навеселе. Отец просто заснул и не проснулся... Хотя если бы все сделали, как положено, я уверен, он бы жил и жил...

А через шесть лет не стало деда. Он никогда ни на что не жаловался, в Сочи на ногах перенес инфаркт. Позже, когда сделали кардиограмму, врач изумлялся: «Владимир Владимирович! У вас же инфаркт был!» На что дед невозмутимо ответил, - «Да? Не заметил...»

Свою последнюю роль в кино он сыграл в телесериале «Следствие ведут знатоки». Это было единственное дело, которое знатоки не раскрыли - герой деда сдался сам.

На съемки мы его забирали уже из больницы. В фильме есть сцена, где его герой, подпольный цеховик, рассказывает знатокам о своих темных делишках. При этом просит о снисхождении, объясняя, что у него слабое сердце и он только что из больницы. Так вот, когда снимали эту сцену, дед в кадре достал из кармана свои настоящие справки из больницы. Знатоки читают, и у них глаза лезут на лоб, удивление было совершенно неподдельное.

Первую и вторую части фильма снимали с перерывом. И поначалу никто не обратил внимание на то, что в первой части у деда усы, а в конце их нет. Поэтому Мартынюку срочно добавили реплику. Обращаясь к деду, он сурово говорит: «Меняете внешность?..»

На съемках было много казусов. Дед снимался вместе с собакой. Он сам придумал ей кличку и все время говорил: «Абигайль! Девочка моя...» - это была его любимая фраза. Когда я ее услышал, заметил деду: «Ведь невооруженным глазом видно, что это не девочка, а мальчик!» На что дед невозмутимо ответил: «Мне это неважно!..»

Дед скончался в больнице. В последние дни доктор решил проверить его память и спросил, как зовут пациента. Дед не смог ответить. Сказал только: «Как Маяковского...»

Сейчас в Москве остались только мы с бабушкой, которой 94 года, да еще мой сын (все мы живем отдельно). Мама перебралась в Германию, так что от дружной семьи, которая была когда-то, ничего не осталось...

Леонид Филатов подготовил об Алексее Эйбоженко передачу из цикла "Чтобы помнили":

image You can watch this video on www.livejournal.com



Использованные материалы:

Текст статьи об Алексее Эйбоженко, автор Юлия Ушакова

Роли на сцене МАЛОГО ТЕАТРА:



1967 - Чезаре «Украли консула» Г.Мдивани
1967 - Зотов «Высшая мера» М.Маклярского и К.Раппопорта
1968 - Кропилкин «Дачники» М.Горького
1968 - Юкки «Криминальное танго» Э.Раннета
1968 - Валерий «Твой дядя Миша» Г.Мдивани
1969 - Сергей Померанцев «Сын» А.Софронова
1969 - Ординатор «Палата» С.Алешина
1969 - Франц «Разбойники» Ф.Шиллера
1969 - Цветков «Человек и глобус» В.Лаврентьева
1970 - Посол «Признание» С.Дангулова
1970 - Линкс «Эмигранты» А.Софронова
1970 - Михаил Иванович «Растеряева улица» по Г.Успенскому
1971 - Философ «Криминальное танго» Э.Раннета
1971 - Франц Ковач «Пропасть» И.Дарвиша
1973 - Князь Василий Шуйский «Царь Федор Иоаннович» А.Толстого
1975 - Эрих Кламрот «Перед заходом солнца» Г.Гауптмана
1975 - Розенберг «Русские люди» К.Симонова
1977 - Пикалов «Любовь Яровая» К.Тренева
1978 - Мавр «Заговор Фиеско в Генуе» Ф.Шиллера
1979 - Орас «Мамуре» Ж.Сармана
1979 - Алекс «Берег» Ю.Бондарева
1980 - Эпифан Курдюков «Ивушка неплакучая»
1980 - Неуеденов «Женитьба Бальзаминова» А.Островского

ФИЛЬМОГРАФИЯ:

1. «Простая история» (1960)
2. «Третий тайм» (1962)
3. «При исполнении служебных обязанностей» (1963)
4. «Человек без паспорта» (1965)
5. «Лебедев против Лебедева» (1966)
6. «Путешествие» (1966)
7. «По тонкому льду» (1966)
8. «Мятежная застава» (1967)
9. «Тысяча окон» (1968)
10. «Любить» (1968-90)
11. «Десятая доля пути» (1969)
12. «Дорога на Рюбецаль» (1970)
13. «Сердце России» (1970)
14. «Бой после победы» (1972)
15. «Визит вежливости» (1972)
16. «День за днем» (1972)
17. «Тайник у Красных камней» (1972)
18. «Семнадцать мгновений весны» (1973)
19. «Высокое звание» (1974)
20. «Вариант «Омега» (1975)
21. «На всю оставшуюся жизнь» (1975)
22. «Доверие» (1976)
23. «Время выбрало нас» (1979)
24. «Выгодный контракт» (1979)
25. «Корпус генерала Шубникова» (1980)
26. «По данным уголовного розыска» (1980)
27. «Ты должен жить» (1980)
28. «Чрезвычайные обстоятельства» (1980)
29. «Парень из нашего города»
30. «За час до рассвета» (Суслов)

ТЕЛЕСПЕКТАКЛИ:

1. «Барсуки» (1968, Дудин)
2. «Комендант Лаутербурга» (1969)
3. «День за днем» (1971)
4. «Обрыв» (1973)
5. «Осень в Болдине» (1973)
6. «Осенних дней очарованье» (1980)
7. «Повести Белкина. Выстрел» (1981)
8. «Царь Федор Иоаннович» (1981)

ЗАПИСИ НА РАДИО:

«В списках не значился» (отрывки романа Б.Васильева, 1974)
«Царь Федор Иоаннович» (1973, князь Василий Шуйский)
«Дай руку, друг!» (1969, Лайош)
«Русские люди» (1975, Розенберг)



6 февраля 1934 года - 26 декабря 1980 года

актеры

Previous post Next post
Up