Народный артист РСФСР (1989).
В первой половине 70-х годов этого высокого, худого мужчину со стальным взглядом можно было часто видеть на улицах Черноголовки. Жил он в Москве, в общежитии театра Советской Армии, а сюда приезжал на выходные к жене и сыну.
Он создал на экране образ настоящего мужчины: его героические персонажи защищали родину, открывали новые земли, покоряли космические просторы, служили образцом для подражания сильной половине человечества. Его главным оружием была воля и вера в победу. Позже, когда на страну накатилась волна новых экономических отношений, а героями нашего времени стали криминальные авторитеты, этот актер оказался невостребованным, и ему пришлось эмигрировать в Новую Зеландию. Его звали Игорь Ледогоров.
Он родился 9 мая 1932 года.
Впервые появился на экране в одиннадцать. Съемки фильма "Два бойца" проходили в Ташкенте, где он жил с родителями и куда во время войны эвакуировали часть "Мосфильма". На пацанов, в числе которых был Игорь, надели немецкие мундиры, дали в руки деревянные автоматы и поставили задачу - прорвать оборону. В это время по ним из бутафорского пулемета строчил герой фильма - его исполнял Марк Бернес. В кадре ватага мальчишек выглядела как группа настоящих немецких солдат.
Первый опыт в кино не убедил юного Ледогорова в том, что он обладает актерским талантом. Поэтому после школы Игорь окончил Политехнический институт и только потом поступил в Ташкентский театрально-художественный.
Знаменитым актером Игоря Ледогорова сделала роль в фильме Семена Туманова "Николай Бауман" (1968 г.) - о последних днях жизни одного из соратников Ленина, создававших газету "Искра". Игорь Ледогоров создал в этом фильме образ революционера-интеллигента первой волны, для которого идеалы равенства и справедливости были не пустым звуком. Политический идеализм этих искренне верящих в свое дело людей позже приведет нашу страну к тяжелым потрясениям, а революционный террор сметет прежде всего их самих.
После этой роли Ледогорова стали активно снимать. В год выходило по два, а то и по три фильма с его участием. В 1970 году на советские экраны вышел фильм "Баллада о Беринге и его друзьях". До этого история о знаменитом путешественнике не получила достойного отражения ни в литературе, ни в кинематографии. Персонаж Игоря Ледогорова - Дмитрий Овцын, всего лишь один из команды Витуса Беринга, лицо историческое, человек трудной судьбы, оставивший огромный след в исследовании Сибири и Аляски, в наше время известен разве только узкому кругу людей, занимающихся историей географических открытий. Конечно, в кино его образ приукрашен, добавлена романтическая связь с "царевой невестой" Екатериной Долгоруковой. Что делать - жанр требует! Но в фильме все это было так органично, так естественно, так убедительно, что много лет спустя, учась на историческом факультете и помня эту картину, я специально занимался судьбой Дмитрия Овцына и его друзей, имена которых без труда нашел на карте нашей страны.
Ледогорову было легко создавать героические образы - мужественное лицо, проницательные, серого цвета глаза обеспечивали ему длинный список соответствующих ролей. Он был полярником, революционером и не раз примерял генеральские погоны. Сам Игорь Вадимович неоднократно говорил, что во всех героических ролях для него не важен антураж. В своих персонажах он старался показать ту внутреннюю борьбу, ту силу духа, когда мужчина в экстремальной ситуации должен вести себя именно как мужчина с большой буквы.
В 1980 году на экраны страны вышел фильм "Через тернии к звездам" и надолго завоевал сердца мальчишек и девчонок. Историю, рассказанную Киром Булычевым, на экран перенес кинорежиссер Ричард Викторов. Это благодаря ему в 1973-1974 гг. появились на экранах космические одиссеи "Москва - Кассиопея" и "Отроки во вселенной". Как и все фантастические фильмы Ричарда Викторова, "Через тернии..." отличался необыкновенной правдоподобностью изображения. Практически каждая деталь обсуждалась с экспертами из Звездного городка, будь то техническое приспособление для стыковки двух космических кораблей разных цивилизаций или одежда инопланетянина, прибывшего с официальным визитом на Землю.
Удивительно, но многие вещи, придуманные для фильма, выглядят сегодня вполне современно. Именно этот предельно щепетильный подход Викторова к деталям позволил фильму сохранить актуальность до сих пор.
В фильме "Люди и дельфины" на площадке с актёрами работали два научных сотрудника из Батумского дельфинария. Общаясь много лет с дельфинами, они пришли к выводу, что те понимают нас лучше, чем мы друг друга. В интервью Игорь Ледогоров рассказывал: он был просто поражён, когда дельфин Егор помогал ему почувствовать, что он не опасен, что он друг. Во время съёмок актер много узнал об этих загадочных животных, общение с которыми произвело на него колоссальное впечатление.
В фильмах "Отроки во вселенной", "Через тернии к звездам" и "Люди и дельфины" Игорь Ледогоров снимался вместе со своим сыном Вадимом, сначала учеником школы № 82, а затем студентом театрального вуза.
К концу 90-х карьера у Игоря Ледогорова, как у большинства актёров того поколения, пошла на спад. Последнее десятилетие в театре больше делили собственность, чем роли, а на хорошее кино нельзя было достать денег. Много талантливых актёров вынуждены были отправиться на поиски хлеба. Они снимались в рекламе, низкопробных детективах про современный бандитский мир, а тому, кто был слишком разборчив, приходилось перебиваться с хлеба на воду. Игорь Вадимович очень остро воспринимал происходящее в стране, ему казалось, что культура, искусство, кино, театр в стране, где все словно сошли с ума в жажде денег, никому не нужны.
И в 1997 году Игорь Ледогоров вслед за сыном уезжает в Новую Зеландию.
Его первые письма в Москву к друзьям были восторженными, но одновременно и настораживающими. Этот мир оказался для него чужим. Здесь на небе чужие созвездия, луна развёрнута в другую сторону, а вода в раковине, когда уходит, крутится не по часовой стрелке, а против. Без знания языка, в довольно пожилом возрасте ему было тяжело адаптироваться в чужой стране.
В одном из своих интервью он признался, что самым сложным было первое время, ведь люди нередко сходят с ума, потеряв контакт с близкими, рядом с которыми прожили годы, ту почву под ногами, которая называется родиной. "Но время вносит свои коррективы - уже прошло четыре года, и я стал понимать, что там тоже живут люди со своими печалями и заботами, и я как-то контактирую с ними. Я уже пребываю там не просто как эмигрант или резидент - живу и накапливаю определённые впечатления, сейчас я успокоился, могу общаться со своими коллегами и близкими, и не столько на эмоциях, сколько душою, много думаю, размышляю, читаю то, что не успел прочитать".
Но всё-таки его влекло в Россию, и судьба предоставила ему такую возможность. В 2001 году Игорь и Вадим Ледогоровы приехали в Москву на озвучивание новой версии фильма "Через тернии к звёздам", в которой они снимались двадцать лет назад. Негативы не выдержали времени, и сын режиссёра Ричарда Викторова - Николай - решил возродить картину к новой жизни. В ходе восстановления доделывали то, что не удалось в 80-х годах из-за нехватки средств или технических возможностей. В итоге фильм стал на полчаса короче, но динамичнее и красочнее.
Эти две недели кроме работы были наполнены счастливыми встречами с друзьями, с родным театром, на сцене которого было так много творческих побед. Игорь Вадимович понял, что в России его не забыли, что он любим, он нужен.
Это стало потрясением для старого артиста. Он уже привык к жизни на чужбине, как-то приспособился: со своей женой Сталиной Алексеевной объездил остров, возился с внуками, много читал и думал. Его возвращение в 2001 году в Новую Зеландию стало особенно тяжелым для него и его близких.
Игорь Ледогоров вдалеке от родины и своих зрителей не оставил надежду работать. За долгие годы в кино и театре он накопил колоссальный опыт, которым он мог и хотел поделиться, но он так и не преодолел языковой барьер, а времени, отпущенного ему, оставалось немного.
Игорь Ледогоров прожил в Новой Зеландии меньше восьми лет. Его сын Вадим, который легко адаптировался на чужбине, преподавал и работал в театре, старался почаще прибегать к помощи отца. И Ледогоров-старший нередко присутствовал на занятиях сына со студентами и помогал начинающим актёрам постичь основы системы Станиславского
В творческой среде часто говорят, что актёр - это не профессия, а диагноз, актёр по-настоящему живёт только на сцене. Наверно, поэтому сердца многих талантливых актёров остановились на театральных подмостках.
Мечта Игоря Ледогорова выйти на сцену всё-таки сбылась. Вадим поставил "Вишнёвый сад" и на роль Фирса пригласил отца.
Игорь Вадимович очень тщательно работал над ролью, звонил в Москву, обсуждал малейшие детали. В одном из интервью он признался, что очень было трудно работать, ведь играть-то пришлось на чужом языке. Когда спектакль вышел, новозеландцам было особенно интересно посмотреть, как играет русский актёр. И Ледогоров отлично сдал экзамен на профпригодность, хотя подготовка спектакля там совсем другая: даётся очень мало времени, репетиции идут в напряженном, изматывающем темпе, спектакли - каждый день, что для русского актёра как минимум непривычно, а жизненный век постановки, как правило, очень короткий. "Вишнёвый сад", в котором играл Игорь Ледогоров, "жил" всего 6 недель. Для примера: спектакль "Святая святых" в театре Советской армии, в котором играл Ледогоров, шёл 12 лет. В Новой Зеландии об этом даже мечтать не могут, потому что у них нет театра, который просуществовал бы столько лет.
Он никогда и никого не обременял своими проблемами со здоровьем, хотя у него очень сильно болели суставы. И только тогда, когда терпеть стало уже невозможно, он обратился к врачам. Диагноз был страшен: всего лишь несколько дней жизни могли гарантировать новозеландские врачи Игорю Ледогорову. Они были в шоке, не могли понять, как он терпел такую боль, и только когда им сказали, что перед ними известный русский актер, понимающе закивали головами.
Он прожил еще целый месяц, помогло лечение, ему становилось лучше, боль уходила, друзья и коллеги ему звонили из Москвы, и он подолгу говорил с ними, делился планами…
Творческая жизнь Игоря Вадимовича Ледогорова была длинной, насыщенной и интересной; герои, образы которых он создавал на экране, не были суперменами, но они всегда отстаивали идеалы добра и справедливости.
В своём последнем интервью на родине на вопрос: "Всего ли вы достигли, чего хотели, или же ещё остались несбывшиеся мечты?" - он ответил, что, когда человек перестаёт мечтать, он перестаёт жить. Его последняя мечта выйти на сцену сбылась незадолго до смерти. Роль Фирса стала последней в биографии Игоря Ледогорова.
Десятого февраля 2005 года он скончался в городе Гамильтон в Новой Зеландии.
Материал подготовил Борис Николаев ИГОРЬ ЛЕДОГОРОВ (интервью):
"В Новой Зеландии сдаю сплошные экзамены"
Николай Бауман", "Георгий Седов", "Товарищ Генерал", "Портрет с дождем", "Они были актерами", "Люди и дельфины", "Через тернии к звездам" - это лишь малая часть картин, в которых снимался актер Игорь ЛЕДОГОРОВ. Свою театральную деятельность он начал в Театре имени Ленинского комсомола в 1967 году. После знакомства с Игорем Владимировым Ледогоров перебрался в Театр имени Ленсовета, где в течение трех лет играл в спектаклях "Варшавская мелодия" с Алисой Фрейндлих, "Хождение по мукам", "Сорок первый". С 1971 по 1997 год он служил в Театре Советской (в последние годы Российской) Армии. Уже четыре года отец и сын Ледогоровы со своими семьями живут в Новой Зеландии. Работа по восстановлению легендарного фильма "Через тернии к звездам" привела Игоря и Вадима Ледогоровых в Москву. Нашему корреспонденту удалось встретиться с Ледогоровым-старшим.
- Игорь Вадимович, у вас за плечами множество сыгранных ролей, а помните ли вы свою первую встречу с кинематографом? Когда вы захотели стать актером?
- Я впервые соприкоснулся с кино в 1943 году в Ташкенте, куда была эвакуирована часть киностудии "Мосфильм" и где в то время жили мы. С гордостью могу сказать, что участвовал в съемках фильма "Два бойца". На нас, одиннадцатилетних пацанов, надели немецкие мундирчики, дали нам деревянные автоматики и поставили задачу прорвать оборону, упасть в пруд и умереть под выстрелами Марка Бернеса, который сидел на островке и строчил из бутафорского автомата по нам, то есть немцам. Мы бежали вдалеке в задымлении. Не было видно, что мы - дети и что перед нами ползут на веревочках маленькие деревянные немецкие танки. Тогда я впервые увидел, что такое кино и комбинированные съемки. Для нас это было фантастическое приключение.
А вот началась моя киножизнь или нет с "Двух бойцов", трудно сказать. У многих людей начинается приобщение к искусству рано, и часто это наследственное или семейное. Например, мой сын рос в творческой среде в окружении моих друзей-актеров, поэтому у него не было проблемы с выбором профессии. Сниматься он начал рано, в 14 лет. В "Москве - Кассиопее" и "Отроках во Вселенной" он сыграл Агапита. А мой профессиональный путь начался, пожалуй, с фильма "Николай Бауман".
- Большинство фильмов, в которых вы играли - военно-патриотические.
- Я сыграл немало героических ролей, но для меня кредо в искусстве - это, прежде всего, человеческое достоинство. Вот сейчас меня спрашивают: "Стали бы вы сниматься в боевиках?" Нет, мир, где льется кровь, где происходят убийства, не мой. Но я не осуждаю сегодняшних режиссеров, актеров, играющих такие роли. Просто в искусстве у меня сложилась своя тема, причем не сразу. Играя своих персонажей, я не то что старался быть на них похожим, но воспитывал в себе их лучшие качества, будь это Бауман, Седов, командарм Капитонов или же старец Андрей из "Дыма Отечества". Многие думают: "О, надел костюмчик, загримировался, и все, ты в образе". Но это далеко не так, раньше люди уходили, не выдержав испытаний, не найдя себя в герое.
- В 1997 году вы решили уехать из России. А почему выбор пал именно на Новую Зеландию?
- В Новую Зеландию в 1995 году уехал работать мой сын Вадим со своей женой и четырехлетним сыном Никитой. А в 1996 году там родился Саша. Нам с женой было трудно без них, да и мы им были нужны, поэтому и решили уехать. Но это не значит, что мы предали Родину, мы просто там живем, но при этом остаемся гражданами России.
Конечно, меня тянет в Москву, в Россию, ведь вся жизнь прошла здесь. Сначала было тяжело на новом месте, я пребывал в очень плохом моральном состоянии. Ведь люди нередко сходят с ума, потеряв контакт с теми, с кем прожиты годы, ту почву под ногами, которая называется Родиной. Но время вносит свои коррективы, уже прошло четыре года, и я стал понимать, что там тоже живут люди со своими печалями, заботами, и я как-то контактирую с ними. Я уже там не просто пребываю как эмигрант или как резидент. Живу и накапливаю определенные впечатления. Сейчас я успокоился, могу общаться со своими коллегами, близкими, и не столько на эмоциях, сколько душою. Много думаю, размышляю, читаю то, что не успел когда-то прочитать.
- Чем вы занимаетесь в Новой Зеландии? Преподаете, снимаетесь?
- Я не могу преподавать, потому что не знаю языка, просто помогаю сыну. Я не могу быть понятым новозеландскими студентами, и это лишает меня возможности сказать им то, что хотелось бы, и то, что им нужно для того, чтобы стать актерами. Но сын меня часто просит помочь, и я в качестве консультанта смотрю с ним работы его учеников. Еще я был занят в английском спектакле "Вишневый сад", который ставил мой сын, сыграл Фирса. Было очень трудно. Учил роль на английском наизусть, и новозеландцам было интересно смотреть, как играет русский актер.
- Значит, можно сказать, что вы проходите своеобразную школу?
- Была такая пьеса, поставленная у нас в Театре Советской Армии, - "Экзамены никогда не кончаются". У меня, бывшего актера, ныне жителя Новой Зеландии, вся жизнь в этой стране - сплошные экзамены. Сама жизнь там - это мой экзамен. Когда я помогаю Вадиму со студентами, для меня это тоже экзамен. Ведь они не привыкли жить и работать так, как привыкли жить и работать студенты в России. Я сейчас не сравниваю и не определяю, где лучше. Просто совершенно разная жизнь, и обучение, и актерское мастерство другое, подход прежде всего другой, кратковременный. Очень интенсивно проходит работа над пьесой, но при этом у спектакля короткая жизнь. Вот мы играли "Вишневый сад" всего шесть недель, но зато каждый день - у нас такого не бывает. Например, спектакль "Святая святых" в Театре Советской Армии я играл 12 лет. В Новой Зеландии говорят, что о таком счастье даже мечтать не могут, потому что у них нет театров, которые способны просуществовать 12 лет.
- Ваш сын ставит спектакли как режиссер, а вам не хотелось бы попробовать?
- Хотелось бы, и у меня были такие опыты, но это очень трудно. Может быть, когда-нибудь я и приеду в Россию, чтобы поставить спектакль. Есть опыт, есть определенные знания, своя точка зрения, которой мне бы хотелось поделиться со зрителями. То, что накопил, сталкиваясь с интересными режиссерами и актерами, я систематизировал в своем понимании, и это могло бы быть интересно для актеров. Но для этого нужно найти заинтересованного человека, который мог бы обеспечить мой приезд и работу в Москве. Мне бы хотелось попробовать себя именно в театре, а не в кино. Хотя мне нравится кинематограф и я очень люблю сниматься, но отдам предпочтение театру, который для меня как первая любовь.
- А если поступят предложения вернуться в российское кино, в каком жанре вы хотели бы поработать?
- Это зависит не от меня. А потом, предложения могут быть, но я уже в том возрасте, когда у меня есть свое собственное мнение и на все соглашаться не стану. Если это не мой мир, не мое искусство - не буду этим заниматься. Если мне всю жизнь нравились блондинки, то никто не заставит меня полюбить брюнетку.
- Вернемся к вашему кинопрошлому. Военно-революционные фильмы вы блестяще чередовали с фантастикой: "Отроки во Вселенной", "Через тернии к звездам", "Люди и дельфины". Чем привлекательно для вас такое кино?
- Фантастика дает возможность укрупненно увидеть то, что происходит, охватить события более масштабно. Фильм "Через тернии к звездам" снимался 20 лет назад, и все, что там показано, происходит и, возможно, будет происходить на Земле. Но мы специально уходили далеко от Земли, чтобы никто не думал, что мы на что-то намекаем. Просто предлагали подумать над тем, что произойдет с миром, если люди или представители другой цивилизации выберут этот путь, а не другой. Чтобы говорить о будущем, нужно заглянуть в прошлое. Жизнь циклична, и все в ней повторяется.
- Верите ли вы в то, что дельфины не просто обладают разумом, а являют собой самостоятельную цивилизацию на Земле?
- В фильме "Люди и дельфины" с нами работали два научных сотрудника из Батумского дельфинария. Общаясь много лет с дельфинами, они пришли к выводу, что те понимают нас лучше, чем мы сами друг друга. Я был просто поражен, когда дельфин Егор в бассейне помогал мне почувствовать, что он мне не опасен, что он мой друг. И это было не волевое общение, а мыслительное. Сейчас ученые ищут подтверждения гипотезы древнего существования дельфинов на Земле. Есть теория, согласно которой в период катастрофы на Земле представители древней цивилизации спаслись тем, что ушли жить в море и там уже за многие миллиарды лет видоизменились. Ведь когда под рентгеном смотришь на плавники дельфинов, видишь человеческие пальцы. Мозг у них тяжелее человеческого, и они могут передавать сигнал в трех частотных диапазонах, а люди лишь в одном. Это самое совершенное существо и в плане деторождения - они рожают только одно существо, одну особь. У них не жабры, как у рыб, а легкие. Дельфин не может погружаться во время сна в воду, он должен быть на плаву, и для этого работает хвостом. Как же отдыхать? Так вот ребята подключали датчики и обнаруживали, что одна половина головного мозга у дельфина спит, а вторая функционирует. Потом она отключается и спит, а первая функционирует. Это уже сверхспособности, так как человек не может отключать свой головной мозг, он просто этого не умеет.
- Фильм "Через тернии к звездам" являлся своеобразным предупреждением о возможной экологической катастрофе. Как вы считаете, с тех пор изменилось отношение людей к этой проблеме?
- Не может быть такого, чтобы сегодня посмотрели фильм, а наутро перестроили страну. Нужно постепенное и плавное внедрение в головы людей того, что нельзя существовать человеку в таких условиях. Нельзя людям столько лет жить в такой грязной столице. Это вредно и для физического, и для нравственного здоровья. Надо чистить Москву. И необязательно тратить на это деньги. Достаточно того, чтобы каждый перестал бросать мусор, очистив тем самым территорию вокруг своего дома.
- Вторая серия "Терний" называется "Ангелы космоса". А как вы считаете, могут ли земляне действительно стать такими ангелами?
- В те далекие годы, когда кино у нас жило большой, мощной жизнью, когда снималось много фильмов, было много работы, но платили очень мало, нам говорили: "Ну что ж вы все рветесь, всех денег не заработаете". А один хороший актер Борис Новиков отвечал: "Всех денег не заработаешь, но стремиться к этому надо". Смогут ли люди стать ангелами космоса, я не знаю, но если они будут к этому стремиться, то, значит, наш фильм был сделан не зря. Безусловно, люди могут стать ангелами космоса, но ведь он начинается не где-то там далеко, а здесь, в каждом из нас, и уходит в бесконечность. Ближний космос сегодня у нас не очень чист. Для начала давайте все же почистим ближнюю атмосферу, а уж потом поможем дальним мирам.
- Есть ли у вас домашнее животное? Судя по всему, вы трепетно относитесь ко всему живому.
- У ребят есть кошка - хозяйка дома, у нас была хорошая собака здесь, в Нахабине. После нее жена никак не могла найти кого-то, кто смог бы заменить Доньку. Год назад мы переехали в небольшой городок Путаруру, и к нашему дому приходят животные. Сначала мы их не прикармливали, а то ведь чего доброго все они придут и поселятся навеки. Но они все равно ходят, и мы теперь уже их кормим, а они чувствуют, что к ним хорошо относятся. А вообще в Новой Зеландии в каждом доме есть собаки, причем всех пород, существующих в мире. У многих живут в домах овцы, но это очень хлопотно: стричь, кормить, поить - мы к этому не привыкли. Жизнь сама все устраивает, и я думаю, что какое-то четвероногое существо у нас все-таки появится. В нашей семье всегда было много животных. К нам, когда мы жили еще в Ташкенте, а потом в Москве, то и дело приходило несчастное существо без хвоста или без уха, и мы его принимали, лечили, кормили, пригревали, и потом это существо расцветало, становилось похожим на кошку или собаку.
- В своей жизни вы достигли всего, чего хотели, или еще остались несвершившиеся мечты?
- Наверное, никогда и никому не удавалось всего достичь за свою жизнь. Хороший тому пример - мой приезд в Россию. У меня было две с лишним недели, и мне казалось, что я смогу все успеть. Но они пролетели так быстро, оказалось, что почти ничего и не сделал, стольких не повидал. Получается, что я не достиг того, к чему стремился. Но если человек откажется от стремления двигаться вперед - он просто завянет и умрет, если не физически, то морально. Я продолжаю стремиться вперед, ставлю себе различные задачи. Нахожусь в движении, люблю открывать для себя новое в этом мире и не хочу говорить, что достиг в жизни всего, чего хотел.
Беседу вел Дмитрий ТКАЧЕНКО (ИЦ "Парнас" специально для "Культуры")
Фото автора
Актерские работы:
Николай Бауман [1967]
Наши знакомые [1968]
Переходный возраст [1968]
Засада [1969]
Тройная проверка [1969]
Баллада о Беринге и его друзьях [1970]
Горячий снег [1972]
Пятьдесят на пятьдесят [1972]
Товарищ генерал [1973]
Небо со мной [1974]
Отроки во вселенной [1974]
Георгий Седов [1975]
От зари до зари [1975]
День семейного торжества [1976]
Жизнь и смерть Фердинанда Люса [1976]
По волчьему следу [1976]
Портрет с дождем [1977]
Фронт за линией фронта [1977]
Поздняя ягода [1978]
Проводы [1978]
Шествие золотых зверей [1978]
Поэма о крыльях [1979]
Дым отечества [1980]
Через тернии к звездам [1981]
Они были актерами [1981]
Казачья застава [1982]
Нежность к ревущему зверю [1982]
Покушение на ГОЭЛРО [1986]
Голова Горгоны [1987]
Пусть я умру, господи... [1988]
Частный визит в немецкую клинику [1988]
Войди в каждый дом [1990]
Внутренний враг [1993]
Черный океан [1997]
9 мая 1932 года - 10 февраля 2005 года