Атомная подводная лодка К-141 "Курск" (часть 2)

May 18, 2007 23:23


 


«Виновных в гибели АПЛ "Курск" не было…»

Владимир Устинов заявил, что в деле о гибели "Курска" существует 38 томов, содержащих гостайну. Поэтому, сказал он, "передать сведения гласности в полном объеме не представляется возможным". Гостайна содержится также и в постановлении о прекращении уголовного дела, так что даже родственники погибших не узнают до конца всего, что произошло на атомном подводном ракетном крейсере. Однако, отметил генпрокурор, следствие проявило максимально возможную открытость.


Устинов снова рассказал, что в результате катастрофы погибли 118 человек. Тела 115 из них переданы родственникам для захоронения, а тела троих так и не были найдены. По словам генпрокурора, получены фактические данные о том, что тела этих членов экипажа сгорели. Потерпевшими по делу признаны 161 близкий родственник членов экипажа. Всем им уже выплачены причитающиеся компенсации. В ходе следствия не нашли подтверждения версии о том, что гибель "Курска" произошла в результате его столкновения с каким-либо кораблем, поражения торпедой или ракетой в результате диверсии или теракта. На крейсере, по словам Устинова, было обнаружено 480 килограмм взрывчатого вещества, что в тротиловом эквиваленте составляет 1000 килограмм. В ходе следствия было осмотрено около 8 тысяч объектов, допрошено более 1200 свидетелей, проведено 211 судебных экспертиз. Поэтому генпрокурор не сомневается в правильности выводов, которые были сделаны.

Трагедия произошла 12 августа 2000 года в 11 часов 28 минут 26 секунд по московскому времени в Баренцевом море в результате взрыва торпеды 65-76А внутри торпедного аппарата № 4 и последовавшего за ним взрыва торпед, находившихся в первом отсеке крейсера. Первый взрыв, по словам Устинова, произошел из-за "нештатных процессов внутри резервуара" - в результате утечки водородной смеси из образовавшихся микротрещин на корпусе торпеды. Вытекшая смесь может самопроизвольно разлагаться с образованием температуры в 2-3 тысячи градусов. В итоге торпедный аппарат № 4 был разрушен полностью, а аппарат № 2 - частично, и вода затопила первый отсек. Погибли все подводники, находившиеся в нем.

Второй взрыв последовал в 11 часов 30 минут 44,5 секунды в результате взрывной волны. Была полностью разрушена носовая часть "Курска". Люди, находившиеся во 2-м, 3-м, 4-м, 5-м и 5-бис отсеках, погибли "в короткий промежуток времени - от нескольких десятков секунд до нескольких минут". Корабль затонул в 108 милях от Кольского залива. Глубина, на которую он погрузился, составила 110-112 метров (до взрывов "Курск" шел на перископной глубине примерно в 20 метров).

После взрывов офицеры, находившиеся в 6-м и 8-м отсеках, перевели оставшуюся в живых часть личного состава в 9-й отсек. У 23 членов экипажа не осталось возможности воспользоваться спасательной камерой из-за разрушенных носовых отсеков крейсера. Поэтому они стали готовиться к выходу на поверхность через спасательный люк 9-го отсека. Но спастись им не удалось: все они погибли от отравления угарным газом и от прибывающей через поврежденную систему вентиляции воды. Смерть державшихся до последнего подводников наступила не позднее чем через восемь часов после первого взрыва, то есть не позднее 19 часов 30 минут того же дня, 12 августа.



Церемония прощания с погибшими членами экипажа АПЛ "Курск".

Как взорвалась торпеда SS-N-16

Правительственная комиссия под руководством Ильи Клебанова подписала итоговое заключение.

Подписание итогового документа, который поставил последнюю точку в расследовании причин гибели АПЛ «Курск», состоялось в субботу вечером. Однако детали заключения стали известны только в понедельник. Как оказалось, на акт, подписанный комиссией, наложен гриф «секретно», который будет снят не ранее чем через четверть века. Но само заключение о гибели субмарины засекречено не будет.

Как пояснил вице-адмирал Валерий Дорогин, гриф секретности наложен на акт комиссии, потому что в нем фигурируют секретные документы, такие как план проведения военно-морских учений или, например, правила хранения находившихся на «Курске» типов торпед.

Однако комиссия учла общественный интерес к трагедии в Баренцевом море и не стала налагать гриф «секретно» на само заключение.

Согласно этому документу, причиной гибели подлодки стала утечка перекиси водорода из торпеды SS-N-16 (по американской классификации). В советское время она проходила под грифом «Изделие № 398», а сейчас в российском флоте известна под кодом 65-76. Впрочем, моряки прозвали ее «Китом», а командование - «Толстой», потому что, по словам Дорогина, она действительно выглядит бочкообразно (диаметр торпеды - 650 мм).

С «Китами» постоянно случались чрезвычайные ситуации. Дело в том, что торпеды этого типа движутся за счет химической реакции (реагенты - перекись водорода и керосин). Как известно, перекись водорода легко разлагается на атомарный кислород и воду. А атомарный кислород - один из лучших окислителей. Но проблем с таким окислителем более чем достаточно - перекись такой концентрации может разлагаться даже самопроизвольно. И выделяющийся атомарный кислород окисляет и разрушает изнутри стенки емкости с перекисью.



Выгрузка крылатых ракет "Гранит"

Примерно то же самое произошло и с «Китом», который лежал в первом отсеке «Курска». Скорее всего, перекись проела внешнюю стенку торпеды и вступила в химическую реакцию с органической смазкой. Из-за этого и произошел первый, тепловой взрыв, который выбросил в отсек около 2 тонн смеси перекиси и керосина. Естественно, эта смесь тут же взорвалась.

«Даже обычная граната Ф-1, или «лимонка», в которой всего 75 граммов взрывчатки, разрушает всё в радиусе 20 метров, - говорит Дорогин. - А теперь представьте себе действие двух тонн взрывчатки в замкнутом пространстве. Я видел казенную часть находившегося рядом с местом взрыва торпедного аппарата. Она сделана из прекрасной стали, имеет толщину 40 мм и изначально сильно выгнута в сторону отсека. Так вот, представьте себе, что взрывом эту казенную часть вывернуло наизнанку и буквально затолкало в аппарат».

Первый отсек погиб мгновенно. То, что уцелело во втором отсеке, сплющило, когда сдетонировали остальные торпеды.

Как отметил вице-адмирал, он давно по характеру разрушений понял, что причина гибели «Курска» - взрыв торпеды. «Поэтому для меня и не стало неожиданностью заключение комиссии», - добавил вице-адмирал.

Команда АПЛ "Курск"



Аникиев Р. В.              ст. 2-й статьи 
Анненков Ю. А.           ст. 2-й статьи
Аряпов Р. Р.                капитан-лейтенант

Багрянцев В. Т.           капитан 1-го ранга
Байбарин В. А.            мичман
Байгарин М. И             капитан 3-го ранга
Баланов А. Г.               мичман
Баранов А. Ю.             старший лейтенант
Баржов М. Н.                матрос
Безсокирный В. А.       капитан 3-го ранга
Белов М. А.                  мичман
Белогунь В. М.             капитан 2-го ранга
Белозоров Н. А.           капитан 3-го ранга
Беляев А. И.                старший мичман
Борисов А. М.              старший мичман
Борисов Ю. А.             матрос
Бочков М. А.                мичман
Бражкин А. В.              старший лейтенант
Бубнив В. Я.                старший лейтенант
Васильев А. Е.            капитан-лейтенант
Видченко С. А.            матрос
Вишняков М. И.           мичман
Власов С. Б.                старший мичман

Гаджиев М. И.             представитель завода "Дагдизель"
Гелетин Б. В.               капитан-лейтенант
Горбунов Е. Ю.           старший мичман
Грязных С. В.              мичман
Гудков А. В.                 старший лейтенант

Дрюченко А. Н.            матрос
Дудко С. В.                  капитан 2-го ранга

Евдокимов О. В.           матрос
Ерасов И. В.                 мичман
Ерахтин С. Н.               старший лейтенант

Зубайдуллин Р. Р.        главный старшина
Зубов А. В.                    мичман

Иванов В. Э.                 мичман
Иванов-Павлов А. А.    старший лейтенант
Ильдаров А. М.             старший мичман
Исаенко В. С.                капитан 2-го ранга
Ишмуратов Ф. М.          мичман

Калинин С. А.                старший мичман
Кеслинский С. А.          мичман
Кесслер Р. А.                ст. 2-й статьи
Кириченко Д. С.            старший лейтенант
Кичкирук В. В.               старший мичман
Козадеров В. А.            старший мичман
Козырев К. В.                мичман
Кокурин С. С.                капитан-лейтенант
Колесников Д. Р.          капитан-лейтенант
Коломийцев А. Ю.          матрос
Коркин А. А.                    матрос
Коробков А. В.                старший лейтенант
Коровяков А. В.              старший лейтенант
Котков Д. А.                    матрос
Кубиков Р. В.                  матрос
Кузнецов В. В.                мичман
Кузнецов В. Е.                старший лейтенант

Ларионов А. А.               матрос
Леонов Д. А.                   ст. 2-й статьи 
Логинов С. Н.                 капитан-лейтенант
Логинов И. В.                 матрос
Любушкин С. М.            капитан-лейтенант
Лячин Г. П.                    капитан 1-го ранга

Майнагашев В. В.         главный старшина
Мартынов Р. В.             матрос
Милютин А. В.               капитан 3-го ранга
Миртов Д. С.                  матрос
Митяев А. В.                  старший лейтенант
Мурачев Д. Б.                капитан 3-го ранга

Налетов И. С.                матрос
Насиковский О. И.        капитан-лейтенант
Некрасов А. Н.              матрос
Неустроев А. В.            ст. 1-й статьи   
Нефедков И. Н.             матрос

Павлов Н. В.                 матрос
Парамоненко В. А.       мичман
Полянский А. Н.           мичман
Пшеничников Д. С.       капитан-лейтенант

Рванин М. А.                 старший лейтенант
Репников Д. А.              капитан-лейтенант
Родионов М. О.            капитан-лейтенант
Романюк В. Ф.              мичман
Рудаков А. А.                капитан 3-го ранга

Рузлев А. В.                  старший мичман
Рычков С. А.                 мичман

Саблин Ю. Б.               капитан 2-го ранга
Садиленко С. В.          капитан-лейтенант
Садков А. Е.                 капитан-лейтенант
Садовой В. С.              ст. 2-й статьи 
Самоваров Я. В.          мичман
Сафонов М. А.             капитан-лейтенант
Свечкарев В. В.           старший мичман
Сидюхин В. Ю.            матрос
Силогава А. Б.             капитан 3-го ранга
Солорев В. М.              капитан-лейтенант
Станкевич А. Б.           капитан мед. службы
Старосельцев Д. В.     матрос

Таволжанский П. В.      мичман
Троян О. В.                    мичман
Тряничев Р. В.              матрос
Тылик С. Н.                   старший лейтенант

Узкий С. В.                    старший лейтенант

Федоричев И. В.          старший мичман
Фесак В. В.                   старший мичман
Фитерер С. Г.               капитан-лейтенант
Фонарин А. В.              старший лейтенант

Халепо А. В.                матрос
Хафизов Н. Х.             старший мичман
Хивук В. В.                   мичман

Цымбал И. И.               мичман

Чернышов С. С.           мичман

Шаблатов В. Г.            мичман
Шевчук А. В.                капитан-лейтенант
Шепетнов Ю. Т.           капитан 2-го ранга
Шубин  А. А.                капитан 3-го ранга
Шульгин А. В.              матрос

Щавинский И. В.         капитан 3-го ранга

Янсанов С. В.            главный корабельный старшина

Дополнительные материалы:

Проект 949 "Гранит"

Северный флот: «Катастрофы и аварии на атомных подводных лодках»

Капитан первого ранга в отставке Виталий ЛЮЛИН:

"Искушение отомстить за потерю "Курска" было велико, но тогда погибли бы не 118 человек, а 118 миллионов…"

катастрофы

Previous post Next post
Up