КУЛИШ Савва Яковлевич

Dec 09, 2006 16:26




"Надо, чтобы наше правительство, Госдума, президент признали культуру доминантой и руководствовались этим в своей деятельности", - так считал Савва Кулиш…



Заслуженный деятель искусств РСФСР (1984)

Народный артист России (1995),

Председатель Московского Союза кинематографистов,

Президент Московской Гильдии кинорежиссеров,

Председатель "Движения в защиту культуры",

Член Совета по культуре и искусству при Президенте РФ.


Савва Кулиш родился 17 октября 1936 года в Одессе в кинематографической семье. Он - сын одесского оператора Якова Кулиша, начинавшего работать ассистентом оператора у Сергея Эйзенштейна. Окончил операторский факультет ВГИКа (1954-1959) под руководством известного советского кинооператора Леонида Косматова и режиссерское отделение театрального училища имени Щукина. В 1959-1960 годах - оператор Центрального телевидения, затем оператор киностудии "Мосфильм".  Сотрудничал со студентами режиссерской мастерской одного из классиков советского кино Михаила Ромма.

Дипломной работой С. Кулиша и его сокурсника В. Фастенко стал фильм "Из пепла" по пьесе Ремарка "Последняя остановка", поставленный учениками мастерской М. Ромма - Х. Дциуба (Германия) и В. Китайским. Михаил Ромм приглашает Кулиша оператором и режиссером-стажером на свой фильм "Обыкновенный фашизм". Одновременно Савва Кулиш поступает на режиссерское отделение Театрального училища им. Б. Щукина. Его учителями были знаменитые актеры и режиссеры ученики Евгения Вахтангова. В 1965 году из архивных немецких кинодокументов студии "UFA", Савва Кулиш и его болгарский коллега Харлампий Стойчев, как авторы и режиссеры создают монтажный фильм "Последние письма", художественным руководителем которого был Ромм. Эта лента была удостоена Гран-При "Золотого Дракона" в г. Кракове, "Серебряного голубя" в Лейпциге и премии кинокритиков Италии на "Фестивале народов" во Флоренции "за изящество и новаторство в монтаже" и ряда других наград.

В 1968 году Кулиш снимает на "Ленфильме" свой дебют "Мертвый сезон". Эту двухсерийную картину увидел почти весь мир. Только в Советском Союзе за 9 месяцев ее посмотрело более 100 миллионов человек.

Савва Кулиш не любил и не читал детективов. Но его «Мертвый сезон» становится лучшим шпионским фильмом. Режиссер разрушил стереотипы. Вместо растиражированного типажа бойца невидимого фронта, - усталый советский шпион. Литовского актера Донатаса Баниониса тогда узнала вся страна.

Я не похож на советского разведчика, вы знаете, он должен быть высокий, красивый, сниеглазый, элегантный - а я не такой, какой я советский разведчик?», - говорит Банионис.

Баниониса упрекали в том, что он играет судьбу, а не героя. Актера долго не утверждал худсовет. Отстоял упрямый Кулиш. Комиссия не хотела пропускать картину. Кулиш на просмотр пригласил консультантов - двух легендарных разведчиков - Рудольфа Абеля и прообраз героя - Конона Молоду.

Кроме того, Кулиш - автор киносценариев ("Развлечение для старичков", "Фуэте", "Белые лебеди", "Трагедия в стиле рок", "Железный занавес"), режиссер театральных и радио спектаклей, художественный руководитель фильмов молодых кинематографистов.

Кулиш также снялся в качестве актера в фильме Евгения Евтушенко "Похороны Сталина".

В 1991 создал студию "НЭЦКИ" (Независимый экспериментальный центр культуры и информации). Ставил радиоспектакли, спектакль в Театре-студии киноактера "Карета святых даров". В 1988-98 руководил режиссерской мастерской во ВГИКе, профессор. С 1996 - Президент КФ "Окно в Европу" (Выборг), был секретарем СК России, Президентом Московской Гильдии кинорежиссеров.

С 1997 года генеральный продюсер, автор и художественный руководитель проекта "100 фильмов о Москве", в котором принимают участие лучшие режиссеры, сценаристы и операторы всех поколений. С 1999 года работает как автор и режиссер над документальной 12-ти серийной документальной трагедией "Прощай!.. ХХ Прости… 20 век". Фильмы Саввы Кулиша пользовались большим успехом у зрителей и вызывали бурные дискуссии у критики.

Цикл “Прощай, прости, ХХ век” состоял из 12 фильмов:

1. "Преступление против мира и человечности"
2. "История болезни"
3. "Вождь и толпа"
4. "Антисемитизм"
5. "Русские и фашизм"
6. "Тоталитарное искусство"
7. "Пропаганда"
8. "Вирусы"
9. "Холокост"
10. "Зубы дракона"
11. "Религия нацизма"
12. "Послесловие"

Савва Кулиш о  фильме "Прости, прощай, ХХ век":



«Работа, скажу честно, была мучительной. Полтора года архивов. Я встал в кадр, придумав форму разговора с молодыми людьми, которым я показываю хронику. Это снималось скрытой камерой в мастерской моего друга, скульптора Юрия Орехова.

В фильме есть свидетели, бывшие в концлагерях и в гетто. Я снимал нацистскую демонстрацию в Берлине, снимал фашистские демонстрации в Москве. Снимал в Австрии, в Америке, в Израиле.

В Лос-Анджелесе я снимал в Музее толерантности. У нас нет ничего подобного. Идет игра в куклы. Испанская кукла говорит: я не люблю китайцев, негров и евреев. Появляется черная кукла, которая говорит, что не любит белых. Появляется англосаксонская кукла, которая говорит, что больше всех ненавидит испанцев и негров. Потом появляется кукла-полицейский, которая говорит, что ненавидит всех. Музей толерантности обязаны посетить слушатели всех полицейских школ и академий Америки.

Есть грандиозный государственный Музей холокоста в центре Вашингтона. Я спросил директора: "Наверное, к вам ходят одни евреи?". Он ответил, что евреев не более 15 процентов. Остальные - люди других национальностей. Я не говорю о том, что Его посещают все школьники. Уроки холокоста есть в школах Англии, Америки, Германии. Серию о холокосте я показал год назад во время московского кинофестиваля, и она вызвала резонанс. Я показывал ее на Байкале на молодежной конференции. Были и противники картины. Поразительны ничтожные знания молодежи. Специально для русских нацистов я рассказываю о том, что Гитлер готовил для русских. Как собирался уничтожить всех, имеющих образование больше 4-х классов. Как хотел всех загнать за Урал, взорвать Москву и Ленинград, сделав на этом месте гигантские озера. Как говорил, что мечтает о времени, когда русские будут изъясняться языком жестов, потому что это народ эмоций, а не рационального знания. ХХ век ясно показал то, что знали всегда: чтобы быть человеком, нужны специальные усилия. Но тоталитаризм - не тот путь, на котором эти усилия оправданны.

У нас не было очищения. За послевоенные годы мы не рассказали до конца всю правду о том, что было. Выросло поколение, которое вообще ни о чем не знает. Вопрос заключается в том, расскажем мы правду до конца или все будет повторяться. Уже появляются люди, которые говорят, что холокоста не было. И Победы нашей не было. У англичан есть пословица, которой меня научил прототип моего героя в "Мертвом сезоне": "Пусти хлеб по реке, он вернется к тебе намазанный маслом". Давайте пустим сериал "Прости, прощай, ХХ век" по реке. А там - Бог и судьба. Во всех странах, где я его показывал, возникают споры, дискуссии. Люди просят кассеты, чтобы показать его своим детям, ученикам. Это фильм вопросов, а не ответов. Это то, что было на самом деле. Ну а что было? Когда меня спрашивали, в каком жанре снят фильм, я долго думал, прежде чем понял: это - документальная трагедия.

«Время МН» 26.05.01

Рассказывает Арнольд Гискин, директор студии НЭЦКИ:

Сначала Савва Яковлевич планировал снять двенадцать телепередач, посвященных уходящему столетию, немножко проиллюстрировав их хроникой. В результате мы отсняли двенадцать сложных по жанру документальных фильмов, в которых использована уникальная кинохроника из архивов Германии, России, США, Израиля, Франции, Великобритании.

- В 12 сериях фильма - материал, который никто не видел. Я понял, что, когда мы работали над "Обыкновенным фашизмом", нам давали материалы очень выборочно. Сейчас я получил почти все, что хотел. В том числе и из архивов КГБ. А тогда было много запретов, нельзя было показывать, как на Украине встречали с цветами гитлеровские войска, как в Прибалтике поддерживали расправы фашистов над евреями, и многое другое». Эти кадры и фотодокументы мы нашли в Госфильмофонде, Государственном архиве РФ, архивах Украины, Белоруссии.

Кулиш был великолепным мастером монтажного эпизода. В его фильмах на основе документальных кадров строится иная реальность, в которой словно бы присутствует какой-то другой смысл, может быть, это то, что называется “посланием художника”?

Композицию фильма «Холокост» можно сравнить с греческой трагедией, где роль хора отводилась самым обычным молодым людям. На кастинг пришли многие. Когда сделали пробы, разгорелись споры. Мы говорили Кулишу, что ребята в кадре говорят слишком правильно, взвешенно и продуманно, и эпизоды с участием «хора» очень похожи на открытый урок в школе.

«Да, я разговариваю с ребятами, как учитель, и надеюсь на то, что они запомнят этот урок, - отвечал Савва Яковлевич. Ему хотелось, чтобы молодые люди, снимавшиеся в фильме и смотревшие его, пережили в душе трагедию холокоста и никогда бы не допустили ее повторения. Тот, кто знает симптомы этой страшной болезни, может излечиться сам и помочь другим. Поэтому для участия в «хоре» он выбрал тех, кто, по его мнению, будет определять нашу жизнь в ХХ1 веке - потенциальных лидеров. Режиссер намеренно не пригласил на съемки людей крайних взглядов - они не воспринимают аргументов. И не ошибся. Светлые лица молодых людей врезались в память зрителей, оттенив страшные документальные кадры, посвященные общечеловеческой трагедии - трагедии холокоста.

Савва Яковлевич считал, что фильм будет интересен не только старшему поколению, которое знает о войне почти все, и поколению их внуков, которое знает о войне мало или же не знает ничего.

По телевизионными меркам работа над фильмом шла долго. Съемки начались в декабре 1999 и продолжались до марта 2001. Работа велась по-киношному, тщательно, по-другому и быть не могло: монтировался фильм, который смотрелся бы и без закадрового текста. Есть такой показатель - количество монтажных склеек. В любой телепередаче их не более 200, у нас - больше тысячи. Савва Яковлевич всегда стремился добиться максимального результата. Когда ему что-то не нравилось, готовую работу переделывали заново, иногда по 2-3 раза!

В документальном кино полнометражный фильм делается 8-9 месяцев. Мы сняли 12 фильмов за полтора года - нечеловеческое напряжение режиссера. При этом не прекращалась работа студии, одновременно шли съемки сериала «100 фильмов о Москве». Много сил и времени Кулиш отдавал общественной работе.
Российский зритель пока не видел все фильмы цикла «Прощай, прости, ХХ век». Это столетие было для Кулиша веком «страшных утопий - коммунизма и фашизма», которые интересовали мастера как «как духовные и социальные явления». Его талант, интуиция художника позволили подойти к этой трудной теме с неожиданной стороны, чтобы еще раз сказать нам «не бывает геноцида против кого-то, бывает геноцид против всех».

Савва Яковлевич говорил мне: «В моем роду все долго жили, но сколько мне осталось - пять, десять лет? Хочу успеть …».

Светлана Стасенко (режиссер):

" ...он был настоящим Учителем, суперличностью. Этот цикл ежегодно цитирует канал "Культура" блоками по двадцать-тридцать картин. Это очень любопытный цикл, задуманный, на мой взгляд, гениально. Савва Кулиш говорил, что Москва - самый неснятый город мира. Есть великолепно снятый Рим, великолепно снятый Берлин. А Москва снята до обидного мало. А Кулиш прекрасно знал Москву, и мы снимали ее в любых режимах: в дождь, в снег, утром, ночью, на рассвете. Кулиш мог позвонить в четыре утра и сказать: "Посмотри, какие прекрасные облака!" И мы тут же формировали съемочную группу и ехали снимать облака над Кремлем. Или он говорил: "Я хочу снять Москву уходящего века". И мы снимали с шести самых высоких точек Москвы город уходящего века - с огромными хлопьями снега, с веселым настроением…"

Савва Кулиш боролся не только за свои фильмы. Он защищал каждого своего ученика - начинающих режиссеров.

«Он яростно боролся за какие то формы в кино, за право молодых режиссеров снимать по-своему, своим языком, он в этом смысле был как Дон Кихот», - говорит режиссер Карен Шахназаров

Умер известный кинорежиссер 9 июня 2001 года ночью в Ярославле. Причиной смерти стал глубокий инсульт, который произошел 1 июня. С этого времени кинорежиссер находился без сознания.

Савва Яковлевич Кулиш похоронен на Троекуровском кладбище.

Ученики:

На протяжении ряда лет Савва Кулиш преподавал на Высших курсах сценаристов и режиссеров. С 1970 по 1982 г.г. вел семинар молодых кинематографистов при Союзе Кинематографистов. Среди его слушателей были такие знаменитые российские режиссеры, как Карен Шахназаров, Валерий Лонской, Василий Пичул, Владимир Фокин, Александр Сокуров, Николай Стамбула, Владимир Алейников и многие другие. С 1988 года является руководителем режиссерской мастерской во ВГИКе.

С 1993 года - Президент Независимого Экспериментального Центра Культуры и Информации. Президент Выборгского кинофестиваля "Окно в Европу".
С 1994 года Савва Кулиш является Президентом Московской Гильдии кинорежиссеров.
С 1994 года - Председатель "Движения в Защиту Культуры".
С 1999 года - Председатель Московского Союза Кинематографистов.

Актерские работы:

1. Похороны Сталина - 1990

Режисерские работы:

1. Железный занавес - 1994 (Драма) - "Мосфильм" и ООО "НЭЦКИ" (Приз Правительства Москвы "За выдающиеся достижения искусства")
  2. Трагедия в стиле рок - 1988 (Социальная драма) - (Победитель проката года)
  3. Сказки... сказки... сказки старого Арбата - 1982 (Драма)
  4. Взлет - 1979 (Исторический / Биографический) - "Мосфильм" (Серебряный приз МКФ в Москве)
  5. Комитет 19-ти - 1972 (Триллер) - "Мосфильм" (Лучший фильм года)
  6. Мертвый сезон - 1968 (Детектив) - "Ленфильм" (Гран-при Всесоюзного фестиваля в Минске, Гран-при Международного фестиваля в Софии)

7. Обыкновенный фашизм - 1965 (Документальное видео) 
  8. Икона и топор 1989 г. - Великобритания, Лондон, 4 канал

Написал сценарии:

1. Железный занавес - 1994 (Драма)
  2. Трагедия в стиле рок - 1988 (Социальная драма)
  3. Дикие лебеди - 1987 (Мультфильм / Сказка)
  4. Фуэте - 1986 (Драма)
  5. Сказки... сказки... сказки старого Арбата - 1982 (Драма)
  6. Развлечение для старичков - 1976 (Комедия)



17 октября 1936 года - 9 июня 2001 года

режиссеры

Previous post Next post
Up