Народный артист СССР (1984)
Лауреат Государственной премии Армянской ССР (1975, за фильм «Треугольник»)
Лауреат первого приза на Всесоюзном кинофестивале в Ереване (1978, за фильм «Солдат и слон»)
Лауреат Государственной премии СССР (1978, за фильм «Мимино»)
Фрунзик Мкртчян родился 4 мая 1930 года в городе Ленинакан (ныне Гюмри).
Родителям Фрунзика было 5 лет, когда они попали в детский дом. В нем они вместе выросли, в 1924 году поженились, а когда в Армении открылся один из крупнейших в Советском Союзе текстильных комбинатов, вместе устроились туда на работу. Отец Фррунзика Мушег работал на заводе табельщиком, а мама Санам - посудомойкой в заводской столовой. У них было четверо детей, и одному из сыновей они дали имя Фрунзик в честь героя гражданской войны Фрунзе. Отец очень хотел, чтобы хорошо рисовавший Фрунзик стал художником, но в десятилетнем возрасте мальчик увлекся театром, и начал ходить в драматический кружок. Он любил организовывать представления у себя дома на лестничной клетке - Фрунзик вешал занавес и устраивал перед расположившейся на лестнице публикой моноспектакли. Дети сидели на коленях у своих родителей, и не стеснялись аплодировать маленькому актеру. В том, что Фрунзик чрезвычайно одарен, уже тогда не сомневался никто.
Чтобы прокормить большую семью, Мушег Мкртчян однажды украл небольшой кусок ткани на комбинате, и был осужден на десять лет, после чего дети и его жена начали голодать, так как Санам получала за свою работу посудомойки всего 30 рублей.
В 1947 году Фрунзик окончил школу и пошел работать на завод, но через несколько лет поступил в Ереванский театрально-художественный институт, и еще будучи студентом второго курса института получил приглашение в театр имени Сандукяна на роль Эзопа, которую должен был играть в паре со своим педагогом. Но после первого же спектакля учитель уступил роль Фрунзику. В 1956 году Мкртчян окончил театральный институт и был принят в труппу театра имени Сундукяна. Армен Джигарханян рассказывал: «Впервые Фрунзика я увидел не в кино, а на сцене. В середине 1950-х он уже был популярен. Народ ходил в Театр имени Сундукяна специально «на Фрунзика». И действительно, глядя на его сценическое существование, ты понимал, что он - Артист с большой буквы. Есть такие Богом поцелованные натуры, которые сразу рождаются артистами. Тайны мастерства у них в крови».
Во время учебы Мкртчян женился, но его первый брак был недолгим, бытовые и материальные проблемы привели к тому, что супруги вскоре расстались. Со своей второй женой Данарой Фрунзик Мкртчян познакомился в середине 50-х, когда она приехала поступать в Ленинакан в театрально-художественный институт. Сразу после окончания института Мкртчян впервые снялся в кино - он сыграл в фильме Александра Роу «Тайна озера Севан» в небольшом эпизоде. А его полноценный дебют на киноэкране состоялся в 1960 году в фильме Г. Маляна и Г. Маркаряна «Парни музкоманды», в котором он сыграл музыканта по имени Арсен.
Но следующей работы в кино Мкртчяну пришлось ждать пять лет, и ей стала в 1965 году роль профессора Берга 1965 году в комедии «Тридцать три» режиссера Георгия Данелии. Однако фильм по идеологическим причинам был очень быстро снят с проката.
Следующей работой Мкртчяна в кино стала роль в фильме Ролана Быкова «Айболит-66». В эту картину Мкртчян попал благодаря протекции актера и режиссера Фрунзе Довлатяна, который предложил Быкову попробовать Мкртчяна на роль одного из разбойников. Актер был утвержден на роль, и вскоре Мкртчян вместе с Алексеем Смирновым и с самим Роланом Быковым в роли Бармалея попал в яркую и эксцентрическую троицу разбойников, которая сразу завоевала симпатии зрителей после выхода на экраны в 1966 году. Альберт Мкртчян рассказывал: «Отец не дожил до славы сына. А вот мама успела. Она очень любила Фрунзика. Мы - я и наши две сестры - даже обижались на нее. Но мама говорила, что мы и без того боевые, а вот Фрунзик - беспомощный. Когда брат был уже очень популярен, он приезжал домой, вставал под душ и звал маму. Она приходила и мыла его. Была такая музыка матери и сына».
В том же 1966 году на экраны СССР вышла искрометная комедия Леонида Гайдая «Кавказская пленница», в которой Мкртчяну досталась роль дяди главной героини Джабраила. В этой картине так же сыграла и его настоящая супруга актриса Данара Мкртчян.
После выхода этих двух фильмов Фрунзик Мкртчян сразу же стал одним из самых востребованных комедийных актеров страны. Сам Фрунзик признавался в своей любви именно к жанру комедии и, в частности - к Чарли Чаплину: «Чаплин для меня, как Бах в музыке - учитель человечества. Подобно тому, как жизнь кишит сюрпризами, так и Чаплин не переставал меня удивлять. Однажды московское телевидение снимало обо мне документальный фильм. Начинался он кадрами, где маленький мальчик смотрит в кинотеатре фильм с Чаплиным, и загорается желанием однажды так же, как и он, сыграть в кино. Это было неслучайно. Я стал комиком потому, что мечтал об этом с детства. Я очень уважаю всех первопроходцев киногротеска. Они были тем, кем стал Гагарин в космонавтике. Только я лично никого не могу поставить в один ряд с Чаплиным».
Жизнь Мкртчяна складывалась успешно, вскоре у супругов родились дочь Нунэ и сын Вазген, и его супруга Данара устроилась работать в театр.
Мкртчян был известен тем, что нередко помогал близким ему людям в беде, причем делал он это тихо, без всякой помпы. Альберт Мкртчян рассказывал: «К славе он относился спокойно и никогда не страдал звездной болезнью. Но люди бурно реагировали на «живого» Фрунзика, что было равносильно вторжению на личную территорию. Каждый прохожий в Ереване считал его родным человеком. Однажды мы спустились в московское метро и смогли проехать только одну остановку - с аплодисментами. Никаких материальных благ он не нажил. Но просящим он не мог отказать. Тут его известность помогала добывать и квартиры, и машины, и лекарства. Он был удивительно тонким и добрым человеком. Даже чересчур добрым. Все имели к нему претензии, а он ни к кому их не имел. Фрунзик был настоящим народным депутатом, неофициальным, разумеется. Помог тысячам людей. Ему же никто не мог отказать… Он помогал родственникам, друзьям, соседям и совершенно незнакомым людям. Спустя месяц после смерти нашей матери к нам постучалась в дверь изможденная женщина. Узнав, что наша Санам (мать Фрунзика Мкртчяна) скончалась, она забилась в истерике и все время повторяла: «Мои дети теперь умрут…» Оказывается, наша мать пообещала поговорить с Фрунзиком насчет квартиры для несчастной. Женщина жила без мужа, с пятью детьми в съемной комнатке. Я глянул на Фрунзика и понял, что душа его плачет. Он сказал только одно слово: «Хорошо». Он пошел в ЦК, где его все уважали, и через три месяца Фрунзик выбил для женщины и ее детей квартиру. Он никогда помногу не разглагольствовал, большие дела делал тихо, без помпы».
В начале 1970-х годов в семье Мкртчянов случилось несчастье. Данара заболела тяжелым психическим расстройством - шизофренией, и ей пришлось расстаться театром, в то время как Фрунзик стал необыкновенно популярным актером и часто выезжал на съемки. Болезнь Данары привела к тому, что Мкртчяну приходилось часто отказываться от хороших ролей. Но, несмотря на то, что из-за несложившейся семейной жизни Фрунзик мог быть иногда недисциплинированным актером, обычно он очень старательно готовился к работе, долго и мучительно искал образ. В первой половине 1970-х годов вышло не так много фильмов с его участием, тем не менее, в 1975 году актер был награжден Государственной премией Армянской ССР - руководство республики решило отметить его роль в фильме «Треугольник», который вышел на экраны в 1967 году.
Новый виток популярности для Мкртчяна наступил во второй половине 1970-х годов. Этому поспособствовал выход на экраны СССР комедии Георгия Данелии «Мимино», в которой Мкртчян вместе с Вахтангом Кикабидзе создал великолепный актерский дуэт.
Много смешных реплик, ставших позже крылатыми: «Я тут так хохотался», «О чем эти «Жигули» думают?», «Я тебе один умный вещь скажу…» - и другие Фрунзик придумал сам. В частности, сцена допроса свидетеля Хачикяна в суде была импровизацией актера.
Когда вместе с Вахтангом Кикабидзе и Георгием Данелия Фрунзик поехал в Кремль получать Государственную премию за фильм «Мимино», охранники потребовали у них предъявить документы. На что Мкртчян с укоризненной улыбкой ответил: «Разве иностранные шпионы в Кремль без документов ходят?»
После выхода этой картины, наполненной искрометными шутками, режиссеры снова вспомнили о Мкртчяне. Один за другим начали выходить фильмы с его участием. Мкртчян снялся в музыкальной комедии «Багдасар разводится с женой», лирической драме «Солдат и слон», сказке «Приключения Али-бабы и сорока разбойников», комедии «Суета сует» и других фильмах.
Со своими друзьями и коллегами о своей сложной семейной жизни Фрунзик Мкртчян предпочитал не общаться. На людях он всегда оставался веселым, жизнерадостным человеком, большим выдумщиком и мастером розыгрышей. Он мог запросто забраться ночью по водосточной трубе под окно друга и спеть серенаду с шампуром шашлыка в руке. Друг Фрунзика Мкртчяна актер и режиссер Хорен Абрамян вспоминал: «С творческих капустников, которые в театре нередко затягивались до утра, мы выходили на улицу и вытворяли такое. Помню, хорошо выпившие, мы выкатились однажды в 5 утра на центральную площадь, где стоял огромный памятник Ленину и трибуна, и устроили свой парад. Там всегда находился дежурный милиционер, но Фрунзика это не смущало, отказать ему было невозможно. Он залезал на трибуну и начинал распределять всем роли. Один из нас был Генеральным секретарем, другой министром иностранных дел, третий членом Политбюро. Фрунзик чаще всего изображал народ. На наши лозунги с трибуны он из толпы выкрикивал всякие ругательства. Когда милиционер хватал его за шкирку, он возмущенно кричал на всю площадь: «Это кричал не я, кто-то из демонстрантов». Мог Фрунзик с криками и воплями остановить и поздний трамвай. Забравшись на крышу, он изображал Ленина на броневике…»
Мкртчяна любили и зрители, и коллеги по работе. Георгий Данелия, снявший его в трех своих фильмах, как-то заметил: «С ним очень легко работалось. Он все время придумывал интересные ходы, и режиссеру оставалось только отбирать нужное», а Ролан Быков, благодаря Довлатяна за предложенную кандидатуру Мкртчяна на роль разбойника в фильме «Айболит-66», признался: «Ты мне подарил солнце».
Между тем болезнь жены Фрунзика Данары прогрессировала, и в начале 1980-х годов Мкртчяну пришлось поместить ее в психиатрическую лечебницу, оставшись одному с двумя детьми. После этого нелегкого решения ему пришлось разрываться между работой и семьей - Мкртчян продолжал активно работать в театре и в кино. В том числе, и в картинах у своего брата, который рассказывал: «Все роли для актера дороги, потому что в каждой остается часть его души, после съемок актер просто стареет. А самой драматичной его ролью была роль почтальона в моем фильме «Песнь прошедших дней». Это во многом автобиографичный фильм. У нас во дворе во время войны жил инвалид, который вернулся с фронта в Ленинакан и работал почтальоном. Однажды нам, пацанам, дали похоронку. Мы обрадовались и с криками «ура!» принесли конверт пожилой женщине. Мы думали, что это письмо с фронта… Фрунзик на всю жизнь запомнил этот случай. В фильме он должен был играть человека, который приносит матери похоронку на ее последнего, четвертого сына… Он чувствует, что если сделает это, то просто сойдет с ума. И возле церкви почтальон начинает этот бумажный конверт есть… Этот эпизод мы снимали в городе нашего детства, в Ленинакане. Фрунзик три дня не выходил из гостиничного номера, пил. Потом вышел, небритый, с синяками под глазами, и сказал: «Я готов сниматься в этом эпизоде». С ролью он играл, как кошка с мышкой, - три дня он превращался в старика-инвалида».
В середине 80-х Мкртчян решился на третий брак. Его новой женой стала дочь председателя Союза писателей Армении Грачьи Оганесяна Тамара. Сразу после свадьбы молодожены переехали в новую четырехкомнатную квартиру в центре Еревана, но и этот брак Мкртчяна оказался неудачным, и спустя несколько лет он развелся.
С середины 1980-х годов Мкртчян практически перестал сниматься в кино. Предложения к нему продолжали поступать, но он от них отказывался, шутливо заявляя: «Разве в моем возрасте играют в кино?» А в начале 1990-х годов Мкртчян ушел из театра имени Сундукяна. К уходу его подтолкнуло решение коллектива избрать главным режиссером Хорена Абрамяна. Мкртчян, 35 лет отдавший театру, сам претендовал на эту должность, и решение коллег его обидело. После ухода из театра имени Сундукяна Фрунзик Мкртчян решил создать собственный театр, но руководить им Фрунзику довелось недолго.
Здоровье Мкртчяна было подорвано - врачи диагностировали у актера проблемы с сердцем, печенью и желудком. Его дочь Нунэ к тому времени вышла замуж, и уехала с мужем в Аргентину, и смыслом жизни Фрунзика стал сын Вазген. И тут без того слабое здоровье подорвала новая трагедия. Оказалось, что Вазген унаследовал болезнь матери. В 1993 году Мкртчан повез его на лечение во Францию, где выяснилось, что болезнь сына неизлечима - ему по наследству передалась психическая болезнь матери. Рассказывают, что, когда Вазгена на какое-то время поместили в ту же французскую клинику, где находилась Данара, они даже не узнали друг друга. Друг Фрунзика Мкртчяна актер и режиссер Хорен Абрамян вспоминал: «В семье Фрунзик был очень несчастлив. У него в доме не было домашнего уюта. И пил он так страшно, я думаю, потому, что ему не хватало теплых отношений в семье».
Мкртчян вернулся в Ереван, лишенный из-за военных действий с Азербайджаном света и тепла, и здесь его ждал новый удар, - умер его близкий друг народный артист Армении Азат Шеренц. Мкртчян сам попал в больницу, где у него случилась клиническая смерть, но врачи спасли жизнь артиста. Альберт Мкртчян рассказывал: «Когда врачи поставили трагический диагноз любимой жене, а потом и сыну, Фрунзик боролся до конца. Он много работал, чтобы обеспечить им достойное лечение. А еще - страшное землетрясение в Ленинакане в 1988 году. От нашего родного дома не осталось ничего. Погибли многие знакомые, друзья. И в Ереване жизнь в начале девяностых была очень тяжелой. Зимой 1993 года практически не было освещения и отопления. А Фрунзик очень любил «Адажио» Альбинони. Мы с друзьями приспособили к его магнитофону аккумулятор от машины, и он мог слушать свою любимую мелодию».
Последние месяцы Фрунзик Мкртчан жил дома, где за ним ухаживал его младший брат Альберт, который позже рассказывал: «28 декабря 1993 года я весь день провел у него дома. Мы сидели, разговаривали об искусстве. Фрунзика интересовало только это. Помню, он в очередной раз поставил кассету с «Адажио» Альбиони, которое собирался использовать в своем следующем спектакле. Потом я уложил его спать и на несколько часов поехал домой. Было пять вечера. Добравшись до дома, я тут же принялся названивать Фрунзику - у меня было какое-то недоброе предчувствие. Хотя и понимал, что это невозможно - телефон Фрунзика был неисправен, и с него можно было только звонить, а не принимать звонки. А в семь вечера мне позвонили и сказали, что Фрунзика больше нет. Ему стало плохо, и «скорая» уже ничего не смогла сделать. Инфаркт. Ему было 63 года… Трагичная ли была у Фрунзика жизнь? А у какого большого художника жизнь не трагична? Это, наверное, плата за тот талант, которым их наградил Господь. Главной его трагедией стала душевная болезнь сына, передавшаяся ему от матери. Вазген умер в прошлом году. Дочери не стало через пять лет после смерти Фрунзика. У нее была опухоль матки, ей сделали удачную операцию. Нунэ сидела в своей палате вместе с мужем, и у нее оторвался тромб. Брат, конечно, понимал, какой он актер. Но никогда не показывал этого. Потому что он был Человек с большой буквы, как писал обожаемый им Горький. Кто после него остался? Народ, который его обожает. Я остался, наша младшая сестра, наши внуки. Так что род Мкртчянов продолжается. Кто-нибудь из него обязательно будет таким же талантливым, как Фрунзик».
Фрунзик Мкртчян скончался 29 декабря 1993 года.
На похороны Фрунзика Мкртчана собралось огромное количество ереванцев. Прощание с любимым артистом затянулось, и похороны Фрунзика проходили в сумерках. Стоявшие на обочинах машины фарами освещали темные мостовые, и тысячи людей шли по улицам с зажженными свечами, пока гроб с телом артиста несли по живому многокилометровому освещенному коридору…
Журналист Иосиф Вердиян после смерти Фрунзика Мкртчяна написал: «Через пару недель после похорон Фрунзика я пригласил его брата, известного кинорежиссера Альберта Мкртчяна, к себе, и мы несколько часов кряду проговорили на кухне о его великом брате. Запомнилось: «Фрунз желал смерти, он рвался к ней, он мечтал о ней, жестоко гася в себе жизненные инстинкты. Его не время погубило и не пристрастие к вину и табаку... Нет, он сознательно шел к своей погибели, не имея сил пережить болезнь сына и жены - огромное семейное горе».
Фрунзик Мкртчян похоронен в Пантеоне героев армянского духа в Ереване.
На его родине в Гюмри установлен памятник великому Артисту.
Леонид Филатов подготовил о Фрунзике Мкртчяне передачу из цикла «Чтобы помнили».
You can watch this video on www.livejournal.com
Использованные материалы:
Материалы сайта
www.peoples.ruМатериалы сайта
www.tvkultura.ru Материалы сайта
www.rusactors.ruТекст статьи «Слушай, как я думал, что я - один?», автор И.Вердиян
Текст статьи «Фрунзик Мкртчян: грустное солнце», автор И.Изгаршев
Текст статьи «Фрунзик по имени Солнце», автор В.Рамм
Снимался в фильмах:
- В поисках адресата (1955)
- Из-за чести (1956)
- О чем шумит река (1959)
- Парни музкоманды (1960)
- Двадцать шесть бакинских комиссаров (1965)
- Тридцать три (1965)
- Айболит-66 (1966)
- Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика (1966)
- Формула радуги (1966)
- Из времен голода (1967)
- Треугольник (1967)
- Белый рояль (1968)
- Адам и Хева (1969)
- Мы и наши горы (1969)
- Не горюй! (1969)
- Вчера, сегодня и всегда (1969)
- Взрыв после полуночи (1970)
- Хатабала (1972)
- Мужчины (1972)
- Айрик (Папа) (1972)
- Памятник (1972) короткометражный
- Мимино (1977)
- Наапет (1977)
- Солдат и слон (1977)
- Суета сует (1978)
- Добрая половина жизни (1979)
- Приключения Али-бабы и сорока разбойников (1979)
- Пощечина ("Кусок неба") (1980)
- Крупный выигрыш (1981)
- Песнь прошедших дней (1982)
- Одиноким предоставляется общежитие (1983)
- Пожар (1983)
- Легенда о любви (1984)
- Танго нашего детства (1985)
- Как дома, как дела? (1987)
4 июля 1930 года - 29 декабря 1993 года