Заслуженный артист РСФСР (1989)
Михаил Иванович Кононов родился 25 апреля 1940 года в Москве.
Выступать на сцене Михаил Кононов начал в школе вместе с Андреем Смирновым, ставшим впоследствии кинорежиссером. Они готовили эстрадные программы, и успех в школьной самодеятельности подтолкнул Кононова к поступлению в театральное училище.
В 1963 году Михаил Кононов окончил театральное училище им. М. Щепкина, и был принят в Малый театр. Проработав пять лет, в 1968 году актер покинул театральные подмостки.
Впервые Михаил Кононов снялся в кино, будучи студентом театрального училища. В 1961 году он дебютировал в роли простого, бесхитростного паренька Витьки в мелодраме Ивана Пырьева «Наш общий друг». За пару десятилетий им было сыграны немало ролей в этом амплуа: Колька - в лирической киноповести Исидора Анненского «Первый троллейбус», Витька Аникин - в картине Михаила Калика «До свидания, мальчики!», Алеша Семенов в фильме Глеба Панфилова «В огне брода нет», младший лейтенант Малешкин в героической комедии Владимира Трегубовича «На войне, как на войне» и другие.
Таким же предстал перед зрителями ревкомовский писарь Алексей - герой Кононова в историко-революционной трагикомедии «Начальник Чукотки», вышедшей на экраны в 1966 году. В этой картине Михаил Кононов и Алексей Грибов создали великолепный комедийный дуэт. Актеры щедро позволяли по очереди солировать друг другу.
В том же году на экраны вышла еще одна картина с участием Кононова - драма Андрея Тарковского «Андрей Рублев». Актеру досталась в ней небольшая роль Фомы. Но именно она, по словам Михаила Ивановича, является одной из лучших его работ.
К началу 1970-х годов Михаил Кононов был очень популярным и всенародно любимым актером. Он много и разнообразно снимался в кино. Его герои, как правило, были наивными, добрыми, и всегда обаятельными. Самый большой зрительский успех пришелся на телесериал «Большая перемена», где Михаил Кононов сыграл учителя Нестора Петровича. Эта комедия сразу завоевала сердца зрителей и продолжает завоевывать вот уже не одно десятилетие.
Сам Михаил Кононов недолюбливал те свои работы, которые принесли ему популярность зрителей - «Начальник Чукотки», «Большая перемена» или «Гостья из будущего». «Если говорить о признании в профессиональных кругах, - говорил актер, - то больший успех принесла мне небольшая роль Фомы в картине «Андрей Рублёв». А массовый успех, какой имеют «Большая перемена» или «Гостья из будущего», меня не волнует. Я просто отдал свой профессиональный долг. Когда я прочёл сценарий «Большой перемены», то просто пришёл в ужас и сказал себе: «Ну, если я и это смогу преодолеть, тогда, наверное, я крепкий актёр». Мне кажется, что я справился с этой ролью, естественно, при помощи блистательных актёров, которые только начинали в «Большой перемене».
В 70-е - 80-е годы Михаил Кононов особенно много снимался, и впервые попробовал себя в детском кино. Режиссер Геннадий Васильев пригласил его на роль Яшки-писаря в фильме-сказке «Финист - Ясный Сокол». Работа оказалась необыкновенно удачной. Персонажи второго плана в исполнении Михаила Кононова, Георгия Вицина и Михаила Пуговкина стали равноправными героями картины.
Кононов считал себя трагикомическим актером. «Я не типажный актер, в смысле не одного типа: все мои роли очень разные. Чаще всего мои герои - трагические личности. Смех сквозь слезы - это то, что нужно в искусстве, на мой взгляд», - отмечал Кононов.
После выхода «Финиста» Геннадий Васильев снова пригласил актера для совместной работы в свою новую картину «Пока бьют часы» на роль начальника стражи Грызуна. А режиссер киностудии имени Горького Игорь Вознесенский - постановщик киносказки «Кольца Альманзора» - увидел в Кононове главного героя. Чуть позже Кононов появился в образе коварного и хитрого космического пирата Крыса в детском фантастическом фильме «Гостья из будущего».
В конце 1970-х годов Михаил Кононов продал московскую квартиру и начал строительство дома в Истринском районе в подмосковной деревне Бутырки, где и жил со своей супругой Натальей. В деревенском кирпичном дом Кононовых был неработающий камин, старый паркет, два огромных аквариума с экзотическими рыбками, поющий кенар и толстая бультерьериха Фрося.
Этот дом Кононовы построили за год. Особенно гордился Михаил Иванович своим огородом. Там можно было найти и виноград, и пятикилограммовую капусту, и арбузы, и дыни. Кононов хотел ещё и пруд выкопать, но объём работы был велик, а здоровье уже не то. Денег, чтобы нанять рабочих не было, так в кино актер в этот период почти не снимался. Не желая марать своё имя съемками во всякой чуши.
Актер рассказывал: «Видите ли, я воспитан несколько по-иному - я опираюсь на заповеди, с какими наше поколение относилось к искусству. Поэтому, отчаянно не снимаюсь в сериалах, которые мне предлагают. Я читаю сценарии и отшатываюсь: это что-то из области “ужастиков”! Настолько всё непрофессионально и нелепо, что я не имею права позволить себе сниматься в такой дури. Во имя своих друзей, которых уже нет в живых. На одной кинопробе я даже разрыдался. Все подумали, что я рыдал, «входя в образ», а я рыдал от ужаса сегодняшнего кинематографа, сегодняшнего телевидения. И от роли отказался, хотя там предлагали большие деньги. Нельзя выходить на зрителя на таком низком моральном и интеллектуальном уровне. Видите ли, нас учили относиться к своему делу иначе. Если идти на поводу у зрителя, то можно вообще заблудиться. Что сейчас и наблюдается в кинематографе и на телевидении. Мы можем показать к месту и не к месту голый зад. Но это же антиискусство, антиэстетика. Мы же не должны поддерживать ни порок, ни массовый психоз. Иначе не нужна наша профессия. Не нужны ни художники, ни писатели».
Кононов с удовольствием вспоминает лишь свои работы у таких режиссеров, как Михаил Калик, Андрей Тарковский, Глеб Панфилов, Виталий Мельников.
«Я, между прочим, числюсь в Голливуде как ведущий актер Советского Союза. То, что сегодня показывают, - это самодеятельность! Раньше кинематографисты каждый кадр вылизывали. Помню, у Тарковского наша съемочная группа просидела целый день под Владимиром, ожидая, когда оформят болото для съемки. Так и не дождались. А сейчас лепят невесть что! В Щепкинском училище мои однокурсники - Виктор Павлов, Виталий Соломин, Олег Даль - все отдавались искусству сполна!» - говорил он.
В 1989 году Михаил Кононов сыграл офицера КГБ в картине Юрия Кары «Пиры Валтасара, или ночь со Сталиным». В 1992 году Михаил Иванович снялся в драме Андрея Михалкова-Кончаловского "Ближний круг", сыграв маршала Климента Ворошилова. После чего всякий раз отвечал отказом на все предложения, хотя деньги, по его словам, предлагали немалые.
"Я читаю сценарии и отшатываюсь: это что-то из области "ужастиков"! Настолько все непрофессионально и нелепо, что я не имею права позволить себе сниматься в такой дури. Во имя своих друзей, которых уже нет в живых. На одной кинопробе я даже разрыдался. Все подумали, что я рыдал, "входя в образ", а я рыдал от ужаса сегодняшнего кинематографа, сегодняшнего телевидения", - объяснял он свое нежелание сниматься в кино.
Осенью 1997 года Михаил Кононов репетировал в антрепризном спектакле вместе с другими известными актерами, которые тоже не снимались в кино и оказались не у дел - Жанной Прохоренко и Ларисой Лужиной. Но спектакль так и не увидел свет.
Отчасти из-за своей жизни в деревне Кононов выпал из активной профессиональной жизни. У Никиты Михалкова со съемок фильма о Чехове, Михаил Иванович отпрашивался покормить поросенка. Кононова звали в сериал "Клубничка", обещая неплохие деньги. Но при всей своей нищете Кононов отказался участвовать в этой истории, объясняя, что актерская честь сродни офицерской. Тем не менее, снялся в "Курочке Рябе" у Кончаловского и "Царевиче Алексее" у Мельникова.
Кононов даже думал о смене профессии, чтобы как-то выживать и кормить семью. За годы перестройки Кононов чего только не перепробовал. Делал на телевидении очерки о людях и зверях, собирался издавать газету "Бомж", и даже организовывал какие-то торговые точки без особого успеха. Работал ведущим менеджером в "Метропресс", занимался распространением газет в столичной подземке.
В фильме Глеба Панфилова «В круге первом» он снимался, когда был уже сильно болен. «Миша говорил там так, что каждое его слово пронзало сердце, но, к сожалению, никто из кинокритиков не заметил и не отметил это», - говорила Инна Чурикова.
Евгений Миронов рассказывал: "Мы познакомились на съемках сериала "В круге первом". Он очень дружественно ко мне отнесся. До этого, правда, поругал за что-то, за роль в каком-то фильме. Очень откровенный человек. Как наши персонажи Глеб Нержин и Спиридон, так и мы во время съемок много времени вместе проводили. Я благодарен судьбе за эту встречу - как оказалось, единственную. Он жил, как хотел, наплевав на карьеру, человек природы, человек ветра. Я знал, что он болел во время съемок, но выглядел он хорошо, был в хорошей форме, почти всегда выкарабкивался..."
Незадолго до смерти он написал книгу, которую ему не на что было опубликовать. Несмотря на тяжелое состояние, в последние дни своей жизни всенародно любимый актер старался не терять присутствие духа. Актер говорил, что хочет прожить как минимум еще три года. «Говорил о книге, автобиографии, которую только что закончил. По его словам, в ней он „написал всю правду о своей жизни“», - отмечали его знакомые. Кононов сетовал, что ни один издатель не берется публиковать книгу бесплатно. Собственных средств у актера не было: нищенской пенсии в 3000 рублей не хватало даже на жизнь. Михаил Иванович часто говорил, что хочет дожить хотя бы до 70 лет. Артист мечтал сняться в хорошем фильме, чтобы заработать деньги на публикацию своих мемуаров.
Болезни Михаила Кононова, обострились после того, как он попал в неприятную историю, связанную с продажей квартиры. На актера напали, жестоко избили, он долго лежал в больнице. После этого, по словам очевидцев, актер стал сам на себя непохож. Обострились старые болезни, стали отниматься ноги. Ему так и не удалось восстановить здоровье.
Пенсий Михаила Ивановича и Натальи Павловны не хватало даже на самое необходимое. В то же время на лечение актера были нужны средства. Супругам пришлось продать свой дом в Подмосковье. На вырученные деньги Кононова определили сначала в элитную клинику, потом в обычную больницу. Но и эти средства скоро закончились. С каждым разом находить деньги на лечение было все труднее.
Антонина и Борис Лебедевы, московские соседи Кононовых рассказывали: «Мы хорошо знали эту семью. Часто помогали им с бытовыми проблемами, подсказывали, что где находится в новом для них районе. Думаем, что мы сдружились. В последние месяцы единственной его страстью была рукопись книги. У него было шесть экземпляров. Он носил их в разные издательства, но никто мемуарами артиста не заинтересовался. О чем он писал? О родителях. О своей тете, которая в него очень много вложила, про школу, друзей. Вспоминал Олега Даля, Виталия Павлова, Инну Чурикову, Глеба Панфилова. Рассказывал о своих ролях в фильмах. Когда Кононовы только-только переехали, он еще был довольно бодрым, наверное, сказывался "заряд", полученный на съемках фильма "В круге первом". Но, к сожалению, ненадолго. Не знаю, как им жилось в деревне, но здесь было очень тяжело. То Наталья заболела, то следом в больницу попал Михаил. Естественно, ни о каких съемках и речи быть не могло. К тому же, как мне показалось, он отказывался сниматься, потому что не принял новое время. Он очень уважал Никиту Михалкова. Лучшей своей ролью считал Фому Неверующего из "Андрея Рублева" Тарковского. Как-то раз совершенно на автомате поздоровались с ним: "Здравствуйте, Нестор Петрович". Но он не был человеком одной роли. Великолепно сыграл и в "Андрее Рублеве", и в "Начальнике Чукотки". Непонятно только, почему такого великого актера пытаются очернить. Недавно по телевидению прошел сюжет про безработных актеров, начавших пьянствовать. На записи Михаил Иванович сидел за столом, на котором стояла какая-то рюмка. И это подали, будто он пил беспробудно! Но мы точно знаем, что он никогда не злоупотреблял алкоголем! Его сломила болезнь, а не водка».
Римма Маркова рассказывала: «Миша был артист номер раз. У нас талант начинают ценить, когда человека уже нет. Россия, к сожалению, любит только мертвых! Миша никогда никому не жаловался, артисты ведь стесняются своей бедности, в которой виноваты не они, а государство. От Партии пенсионеров я обратилась в правительство к Сергею Миронову с просьбой добавить к пенсии хотя бы какие-то деньги, составили список из 50 человек. Миша, конечно, был в их числе, но вот получить денег не успел. Так горько!»
В июне 2007 года Кононов снова попал в больницу. После обследования актеру поставили диагноз "правосторонняя пневмония". По словам врачей, у него было очень тяжелое состояние. "Возраст сказывался, и вообще он был очень слаб - инвалид II группы, тромбофлебит, перенес инфаркт", - отмечали в клинике.
Больше двух недель доктора пытались помочь Михаилу Ивановичу. Поначалу актер почувствовал себя лучше, стал выходить в коридор и общаться с другими пациентами, рассказывал им смешные истории, травил анекдоты. Медсестры отделения вспоминали, как временами слышали из палат смех. Медики старались порадовать актера его любимым нехитрым деликатесом - знали, что Михаилу Ивановичу очень нравится сырокопченая колбаса. Принимая угощение, он смущался и просил его не баловать.
"Он стоял в своей "характерной" позе: засунув руки в карманы, немного запрокинув голову, гордый, - вспоминал один из пациентов. - Я сразу узнал его по глазам - с такими же добрыми искорками, как в молодости".
Внезапно наступило ухудшение. На фоне пневмонии развились сердечная недостаточность и тромбоэмболия. Актера срочно перевели в кардиореанимацию. 15 июля Кононов впал в кому, и больше в себя не приходил. Его спасали почти сутки, но сердце актера остановилось.
Михаил Кононов скончался 16 июля 2007 года.
Наталья Павловна рассказывала: "Миша состоял в партии "Справедливая Россия", и ее представители выкупили место в колумбарии на Ваганьковском. Союз кинематографистов купил венки, гроб и урну. В Доме кино организовали поминки".
Актер похоронен в колумбарии Ваганьковского кладбища.
You can watch this video on www.livejournal.com
Отрывки из книги Михаила Кононова
После работы над сериалом "В круге перовом" Кононов занялся написанием своих мемуаров. В них он рассказывал о дружбе с Олегом Далем и Виктором Павловым. Своим любимым режиссером Кононов называл Глеба Панфилова, а актрисой - Инну Чурикову. Актер несколько раз пытался отдать рукопись уже написанной книги в различные издательства, но получал отказ - везде нужны были большие деньги. Мемуары народного артиста Кононова остались неопубликованными в виде макета.
***
"Что-то всегда помогало мне выходить из разных переделок. Мой ангел?.. Кто ты? Может быть, образ иконы, пригрезившейся мне в детстве во время операции. Или бесконечная любовь, милосердие и жалость к людям, кто не смог превозмочь страх перед стихией или злым человеком?.."
***
"О многих российских актерах писали книги, мемуары. Моя задача - познать до конца свою сущность в борьбе естества духа и плоти, влияние на мой характер людей, самоотверженно прошедших жизненный путь, мужественно и честно".
***
"В многосерийке "Большая перемена" был собран весь цвет четырех поколений актеров, начиная от популярных народных до только что закончивших театральные училища. Мне приходилось оправдывать фантасмагорические ситуации и несуразный текст. О "Большой перемене" много писали, и с успехом она прошла за рубежом. Вот такой силы таланты были в то время в России. Любой бред в их исполнении выглядел милым и обаятельным, а главное - искренним".
***
"Ну, вот и открыли железный занавес пресловутый. Началась в стране беспредельная свобода. Тут тебе и приватизация, и ваучеризация, "веселые игры пирамид". В воровском мире была такая фраза: "Бери больше - тащи дальше". Кинематограф стал в угоду зрителю лепить фильмы под американские стандарты: секс, насилие, фальшивые боевики. Многие талантливые режиссеры не пошли на компромисс, и волна самодеятельности захлестнула экраны кинотеатров, и особенно телевидение".
***
"Через два дня я добрался до своей клиники в Москве. Мой лечащий врач, осмотрев все мои ушибы и синяки на руках, объявил, что такие случаи известны и что меня избивал профессионал. Они часто так бьют, чтобы потом как бы жертва ушла из жизни от естественного разрыва какого-то органа. И стала кричать, чтобы немедленно вызвали "скорую помощь". Так я оказался в Боткинской больнице, где было обнаружено много внутренних болячек. Спасибо им большое - за месяц заштопали".
Интервью с Михаилом Кононовым и Натальей Кононовой
Использованные материалы:
Материалы сайта
www.news.mail.ru Материалы сайта
www.tden.ru Материалы сайта
www.topnews.ru Материалы сайта
www.rusactors.ru Фильмография:
1961 Наш общий друг
1963 Первый троллейбус
1963 Теперь пусть уходит
1964 До свидания, мальчики!
1966 Андрей Рублев («Страсти по Андрею»)
1966 Начальник Чукотки
1967 В огне брода нет (О Тане Теткиной и ее рисунках)
1968 На войне, как на войне
1969 Белый флюгер
1969 Новенький (новелла в киноальманахе «Мальчишки»)
1970 Начало
1971 Держись за облака
1971 Пятнадцатая весна («...Присвоить звание героя!»)
1971 Шутите?
1972 Большая перемена
1972 Здравствуй и прощай
1972 Красные пчелы
1973 Открытие (Рукопись академика Юрышева)
1975 Капитан Немо
1975 Финист - Ясный Сокол
1976 72 градуса ниже нуля
1976 Двадцать дней без войны
1976 Повесть о неизвестном актере
1976 Пока бьют часы
1976 Тайфун, фас!
1977 Кольца Альманзора
1978 Ищи ветра...
1978 Комедия ошибок
1978 Крепость
1978 Любовь и ярость
1978 Сибириада
1978 Только каплю души...
1979 Таежная повесть
1980 Иначе нельзя
1980 Расследование
1981 Андрей и злой чародей
1981 Без видимых причин
1981 Василий и Василиса
1981 Золотые рыбки (к/а «Полоса везения»)
1982 Безумный День Инженера Баркасова
1982 Братья
1982 Вокзал для двоих
1983 Век живи - век люби (новелла в к/а «Особый случай»)
1983 Гори, гори ясно...
1984 Гостья из будущего
1984 Один и без оружия
1986 Проделки в старинном духе
1987 Она с метлой, он в черной шляпе
1987 Первая встреча, последняя встреча
1987 Разорванный круг
1987 Христиане
1989 Пиры Валтасара, или ночь со Сталиным
1990 Здравия желаю!
1990 Царская охота
1991 Ближний круг
1991 Мементо мори
1992 Великий муравьиный путь
1992 Прекрасная незнакомка
1994 Курочка ряба
1997 Царевич Алексей
2000 Витрина
2006 В круге первом
25 апреля 1940 года - 16 июля 2007 года