Как сделать так, чтобы они читали?

May 14, 2010 00:54

Периодически любой из нас задается вопросом "Почему современные дети не читают книг?" Ответы бывают самые разные. Способы заставить их читать тоже. Но факт остается - дети почти не читают. 
Прочла сегодня прекрасное эссе Даниэля Пеннака "Как роман". Получила массу удовольствия. Во-первых, автор весьма последовательно объясняет, почему дети не читают. Во-вторых, он рассказывает, как сделать так, чтобы они читали.  А еще он  здорово пишет все мои мысли о том, какое счастье быть читателем и зачем я читаю книгу, и  почему школьный курс литературы мы все так ненавидим, хотя он, в общем-то, неплохой. Кстати, смешно, у них "Посторонний" Камю входит в школьную программу, а "Преступление и наказание" французские подростки считают интересной книгой :)  Все наоборот, но все абсолютно то же. Вообще все то же самое, кроме названий книг.

Там столько прекрасных цитат, что хочется их все выписать и повесить на стенку:

И для начала признаться себе в одной истине, которая в корне противоречит догме: большую часть книг, сформировавших нашу личность, мы читали не во имя чего-то, а против чего-то. Мы читали (и читаем), словно бы защищаясь, не соглашаясь, бунтуя. И если выглядим дезертирами, если отгораживаемся от действительности «чарами» нашего чтения, то дезертируем мы в самосозидание, убегаем, чтобы заново родиться.
Всякое чтение - акт противостояния. Противостояния чему? Всем обстоятельствам. Всем.
Хорошо поставленное чтение спасает нас от всего, в том числе от самих себя.
И в довершение всего, мы читаем против смерти.

...А мы, начитанные и утверждающие, что пропагандируем любовь к чтению, - мы слишком часто предпочитаем самим себе комментаторов, толкователей, аналитиков, биографов, интерпретаторов текста, который, набожно засвидетельствовав его величие, делаем немым. Заточенное в крепость нашей эрудиции, слово книги уступает место нашему слову. Вместо того чтобы позволить мыслям текста говорить нашими устами, мы предпочитаем собственные мысли и сами говорим о тексте. Мы - не посланцы книги, мы присяжные стражи книжного храма и славим его чудеса словами, которые замыкают вход в него: «Надо читать! Надо читать!»

Очень рекомендую прочитать это эссе всем родителям, учителям и будущим родителям.
Оно небольшое. Тут вот.
Previous post Next post
Up