![](http://pics.livejournal.com/maroosya/pic/00018k34/s320x240)
СМЕШНО И ИНТЕЛЛИГЕНТНО!
Душа ликует и поет,
Мы пьем друзья, за ваш успех,
И верим, что «Фонтан» забьет, -
Но не на все, и не на всех!
Игорь Иртеньев. К выходу 1-го номера Одесского юмористического журнала „Фонтан”. 1997 год.
Друзья мои, написала в своем журнале о выходе в издательстве ЭКСМО нашего тома «Большой фонтан одесского юмора». Скромненько так написала, намекнула, что, мол, ребята, купите том, не пожалеете, вам будет весело. Ну, скромно написала, потому что там и мои рассказы, много, а еще и интервью (и со мной, и мои тоже!) с авторами нашими фонтанскими. А потом подумала, ну а почему я тут должна в углу стоять и стенку застенчиво ковырять. Хочу развернуть крылья и спеть осанну всем создателям и авторам этой книги, потому что она на самом деле уникальна.
Книга «Большой Фонтан одесского юмора» сделана с традиционной одесской щедростью и южным размахом. Она в очередной раз убедительно доказывает, что Одесса - это та самая Одесса - искрящийся мир, веселый, щедрый, благородный, гостеприимный, теплый и радостный, что Одесса - жива и даже очень. И что жизнь - это радость. Этот том создан вопреки. Вопреки всему, что сейчас происходит в том сегменте литературы и культуры, что называют словом юмор. На фоне прогрессирующей вакханалии на ТВ, в газетах и журналах, на концертных площадках, он появился, этот наш том, (между прочим, не первый. Первый - «Одесский юмор» в Антологии сатиры и юмора России ХХ века, где тоже был раздел авторов Фонтана, и изданный, конечно же, ЭКСМО, уже 13 допечаток, абсолютный рекорд в этой серии!), и являет собой образец того, что называется на взгляд его составителя истинным одесским юмором.
Юмор, ребята, это что?
Александр Ширвиндт говорил, что юмор - это не всегда, когда смеются. И когда смеются - это не всегда юмор…
Кредо нашего журнала, а, следовательно, и этого нашего детища -- тома БФОЮ: юмор - это легкость, парадоксальность, живая интонация. А главное, юмор - это то, что ДОЛЖНО ВЫЗЫВАТЬ ДОБРЫЕ ЧУВСТВА. Или, как говорил мой старший ребенок в детстве, «когда в горлышке щекотится счастье».
А вот что о юморе, в данном случае об одесском, писал составитель обоих томов, редактор Одесского юмористического журнала «Фонтан», писатель, публицист, легендарный кавээнщик, автор и ведущий телепроекта «Фонтан-клуб», вице-президент Всемирного клуба одесситов Валерий Хаит:
«В случае, когда речь идет о такой зыбкой и ускользающей материи, как юмор, быть объективным и нейтральным крайне трудно. Ведь в юморе нет специалистов - в нем «разбираются» все. То есть отношение к юмору, восприятие его у каждого свое. Тем более если этот юмор «одесский». Одним (как правило, не одесситам) больше нравится его, так сказать, экзотическая часть, то есть жаргон, неправильности речи, утрирование интонации, другим же - афористичность, естественность и соответствие нормам русской грамматики. Я отношу себя к последним. Словом, мое отношение к юмору, в особенности же к одесскому, крайне субъективно. Что, конечно, чревато. Поскольку я понимаю: отбирая нравящиеся тебе тексты, ты как бы навязываешь читателю свой вкус. Так вот, хочу заранее попросить прощения: как раз это я и собираюсь делать!.. Думаю, кстати, что такой подход оправдывают и мои более чем сорокалетние занятия этим сомнительным делом. Ну, я имею в виду юмор. Пора уже вроде бы себе доверять...»
И вот еще:
«А теперь о самом понятии «одесский юмор». За годы прошлого века вокруг этого определения было много сломано копий. М. М. Жванецкий, например, писал: «Нет специ¬ального одесского юмора. Есть юмор, вызывающий смех, и есть шутки, вызывающие улыбку сострадания». Ну что ж, я с Михал Михалычем, конечно, согласен. Правда, не совсем. Тем более что он сам своими блестящими текстами и феноменальным их исполнением одновременно и подтверждает, и опровергает эту мысль. Ибо без «одесской составляющей» в его текстах и, главное, в его интонациях не было бы, как мне кажется, такого уникального явления, как Жванецкий…»
И еще!
«Известно, что престиж остроумного человека очень высок. А все, что престижно, что имеет успех, рождает немедленное желание подражать. «И я так могу!..» Замечали? Достаточно кому-то произнести остроту или рассказать анекдот, как с ним тут же начинают соревноваться.
Но по-настоящему остроумных людей не так много. Вместе с тем вряд ли кто-нибудь согласится, что у него нет чувства юмора. Это все равно как признаться в том, что у тебя дурной вкус. Поэтому так много в этом деле безвкусицы.
Особенно же подобная опасность подстерегает одесский юмор. И прежде всего в силу его невероятной популярности. Благодаря Утесову, героям Бабеля, Ильфа и Петрова, персонажу Марка Бернеса из фильма «Два бойца» сформировался так называемый одесский канон - образ человека, у которого готовность шутить по любому поводу является определяющей. С тех пор стоит человеку сказать, что он одессит, он тут же становится центром внимания. К нему тянутся, от него ждут: «Вот сейчас он пошутит! Ну же, ну!..» На него смотрят во все глаза, его слушают во все уши. Причем независимо от того, какую пошлую ахинею он при этом несет. Он - одессит!..
Так культивируется то, что является, на мой взгляд, юмором псевдоодесским...»
А вот что говорит наш редактор в финале предисловия к «Большому фонтану одесского юмора»:
«Эпиграфом к вступительной статье к антологическому тому «Одесский юмор» взяты слова из статьи Исаака Бабеля о Леониде Утесове: «Мы предчувствуем высоты, которых он может достигнуть: тирания вкуса должна царить на них». Надеюсь, что «Большой фонтан одесского юмора» соответствует этим высоким требованиям. Хотя бы по части вкуса.
На том стоим!..»
А знаете, что сказал о томе «БФОЮ» младший сынок нашего редактора, автор и актер знаменитого московского театра «Квартет И» Слава Хаит? (Кстати, невероятно смешные тексты квартетовцев тоже включены в наш том!)
Он сказал исчерпывающе:
«Читайте - вам будет смешно и интеллигентно!..»
Что я к этому могу добавить? Только то, что, дорогие друзья, это книга навсегда и для всех - чтобы вылечиться от депрессии, чтобы сделать хороший качественный подарок , чтобы читать когда ангина или по вечерам перед сном, или вместо утренней газеты, когда пьете кофе. Это лечебная, полезная книга. Купите себе, подарите другу, скажите товарищу, чтоб купил, знакомому, коллеге, попутчику…
И тогда нам этой осенью этой депрессивной, по словам ученых, сложной осенью, а также зимой, и весной, и летом будет веселее. А знаете, чего обычно Бабель желал тем, кого любил?
«Веселья, желаю вам побольше веселья»