Этот парень родился в Ливерпуле, а карьеру свою начал в Лондоне, в театральном подполье. Было такое подполье в далёкие 70-е годы.
Говорят, что лучшая школа для писателя - писать пьесы. Приучаешься выстраивать диалог без лишних реплик, мысленно отсчитывать время каждой сцены и концентрировать действие сюжета. Баркер прошёл эту школу. Спектакли, которые он ставил как режиссёр и художник, вызвали интерес не только в панк-подполье, но и повыше. И Баркер перешёл в следующий класс - начал снимать подпольное кино для независимых кинофестивалей. Это научило его монтажу сюжетных линий и прочим повествовательным премудростям, так что к моменту своего литературного дебюта молодой автор был тяжеловооружённым профессионалом.
Дебютом стали несколько сборников рассказов с обложками, нарисованными самим Баркером. Рассказы назывались «Книги крови» и многие из них экранизированы. Последняя по времени экранизация вышла на экраны в этом году, а следующая уже проходит этап студийного монтажа. Рассказы были тут же обозваны splatter-punk и привели в восторг такого строгого ценителя как Стивен Кинг, который заявил, что имя хоррор-литературы завтрашнего дня - Клайв Баркер. И, в общем, Кинг не ошибся. Баркер радикально повлиял на жанр horror, хотя сам довольно быстро ушёл от него на смежные территории.
Культовым по сей день остаётся фильм, который Баркер поставил как режиссёр по собственному рассказу - "Восставший из ада", о человеке, пытавшемся пробраться в Рай с чёрного хода, но обнаружевшим, что райские наслаждения - не совсем то, что люди, земляне понимают под наслаждением. И вот этот несчастный рвётся из "Рая" обратно к нам, в наш скучный мир, а ради этого готов и на убийства и на каннибализм...
Лучшем же романом Баркера читали журнала SFX назвали "Сплетённый мир", включили его в список "50 лучших фантастических романов ХХ века". Это история взаимодействия магического мира "эльфов" и английской повседневности 80-х годов. Целая страна, вплетённая в ковёр, за которым идёт охота сразу нескольких групп - политическая полиция, сатанисты и безумная Богиня-Девственница ищут тропу в страну воплощённых фантазий. По следам "Сплетённого мира" пошли многие писатели, но никому не удалось достичь настолько органического слияния банальности с поэзией.
Клайв Баркер мой любимый писатель. Клайв Баркер великий кинорежиссёр. Клайв Баркер прекрасный график (с живописью у него получается не так славно, но графика - отменная). Клайв Баркер художник жизни. Гений.
Был момент, когда казалось, что он иссяк - роман «Галили» получился красивым, но балансировал на грани китча из жизни мультимиллионеров и их несчастных жён. Однако уже следующая работа, синефильский триллер «Каньон Холодных Сердец», восторженное объяснение в любви к Голливуду «эпохи джаза», показала, что зубы Баркера ещё остры.
Его книги отличаются от всех остальных книг литературы ужаса тем, что Баркер не стремится пугать читателя. Зло? Зло, по мнению Баркера, банально, а злодеи жалки и заслуживали бы острой жалости, если бы не были опасны. Каждый раз Баркер обнажает пошлую, пыльную изнанку чудовищных кровавых злодейств - неразделённая любовь, обида, страх перед жизнью, отчаяние одиночества, стыд. Происходят ужасные события, часть героев - настоящие монстры, иногда только отдалённо напоминающие человека, но суть его книг не в страхе, а в святости. Никто из современных писателей не смог так ярко и так убедительно передать сияние человеческой души. Именно поэтому Баркеру так легко даётся детская литература - «Похитетель Вечности» внесен министерством образования Великобритании в обязательный список литературы для чтения в средней школе, и, скорее всего, та же судьба постигнет сюрреалистическую трилогию «Абарат» о девочке, бежавшей в свою собственную Вселенную.
Мне не хочется пересказывать сюжеты Баркера. Пусть каждый, кто захочет, читает его книги с чистого листа.