В свете вручения очередной премии по литературе стало мне интересно сравнить за что давали премии ТОГДА и за что их дают сейчас.
2001 Видиадхар Сурайпрасад Найпол «За непреклонную честность, что заставляет нас задуматься над фактами, которые обсуждать обычно не принято».
2002 Имре Кертес «В своем творчестве Кертес дает ответ на вопрос о том, как индивидуум может продолжать жить и мыслить в эпоху, когда общество все активнее подчиняет себе личность».
2003 Джон Максвелл Кутзее «Романам Кутзее присущи хорошо продуманная композиция, богатые диалоги и аналитическое мастерство. В то же самое время он подвергает всё сомнению, подвергает беспощадной критике жестокий рационализм и искусственную мораль западной цивилизации. Он интеллектуально честен и занимается проблемами различения правильного и неправильного, мук выбора, действия и бездействия».
2004 Эльфрида Елинек «За музыкальные переливы голосов и отголосков в романах и пьесах, которые с экстраординарным лингвистическим усердием раскрывают абсурдность социальных клише и их порабощающей силы». Я честно пытался читать это. У меня не получилось. Невозможно.
2005 Гарольд Пинтер «В своих пьесах приоткрывает пропасть, лежащую под суетой повседневности, и вторгается в застенки угнетения».
2006 Орхан Памук «В поисках меланхоличной души родного города нашёл новые символы для столкновения и переплетения культур».
2007 Дорис Лессинг «За исполненное скепсиса, страсти и провидческой силы постижение опыта женщин».
2008 Жан-Мари Гюстав Леклезио «За то, что Леклезио пишет „о новых направлениях, поэтических приключениях, чувственных восторгах“, он - „исследователь человечества вне пределов правящей цивилизации“».
2009 Герта Мюллер «За сосредоточенность в поэзии и честность в прозе, с которыми она описывает жизнь обездоленных»
1954 Эрнест Миллер Хемингуэй «За повествовательное мастерство, в очередной раз продемонстрированное в „Старике и море“». И зачем рожать слона, придумывая экстраординарное лингвистическое сердие? Ну просто нельзя было не дать премию. Он же в очередной раз всем показал какая она - литература
1929 Томас Манн «За великий роман „Будденброки“, который стал классикой современной литературы». И ведь опять нету никаких космических сперматозоидов. Всё просто.
1933 Иван Алексеевич Бунин «За строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы». И тут почему-то никто не придумывает чего-то оригинального.
1965 Михаил Александрович Шолохов «За художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время». Уровень!
1982 Габриэль Гарсиа Маркес «За романы и рассказы, в которых фантазия и реальность, совмещаясь, отражают жизнь и конфликты целого континента». Масштаб какой!! Это вам не проблемы бездомных!
Большинство нобелевских лауреатов я не читал, так что воздержусь от дальнейших оценок. Но колоссальная разница на мой взгляд налицо.