А мне кажется, я до сих пор не разгадала эту книгу. Не зря сам Томас Манн говорил, что ее надо читать дважды. Не успела я пока выполнить его завет - слишком уж много кругом других книжек, которые так и манят. Но нет-нет да и вспомню "Волшебную гору" и то, что за мной должок... :)
Не совсем согласен с Вашей интерпретацией. Есть мнение, что роман в гораздо меньшей степени политический. Мне кажется, что "Волшебная гора" - это аллегория не предвоенной Европы, скорее это аллегория ситуации, когда человек оказывается вырван из привычного ему социального окружения, вследствие чего прежние социально-обусловленные ценности постепенно теряют своё значение и человеку приходится находить новый смысл существования. Не зря сам Манн называл "Гору" ретортой в которой происходит алхимическая активация (а алхимическая символика допускает психологическую интерпретацию), а Ганса - Парсифалем, ищущим свой Грааль (тоже, как известно, символ нравственного совершенства).
На то это и аллегория, чтобы иметь разные толкования. Конечно, это роман и о человеке. Только для меня Ганс все-таки не вырван из привычного окружения, а сам ушел из него. Потому что - с одной стороны - на горе интересней. Но с другой - ответственности меньше. Поэтому, мне кажется, очень важен в книге мотив спускания с горы
Согласен с многозначностью аллегорий, поэтому уточню - та интерпретация, которую привёл я мне просто ближе :-) Вопрос о том, ушёл он на Гору или его туда закинуло достаточно сложный. Я склонен думать, что не так и не так. Т.е. появление его на горе не было его сознательным решением, и также это не было случайностью. Скорее всего что-то в нём самом привело его туда. Насчет отсутствия ответственности - не согласен. Если понимать пребывание на горе как инициатическое испытание (а сам Манн в своей лекции посвященной этому роману именно так это объяснял), то ответственности там предостаточно. Другое дело, что здесь ответственность надо держать не перед обществом, а перед самим собой. Мотив спуска - важен, да. Человек, который ушел из мира и обрёл Грааль должен вернуться обратно в мир, но уже в новом качестве.
появление его на горе не было его сознательным решением, и также это не было случайностью -
Я думаю так: попал он туда случайно (т.е. он сначала не на такую гору ехал))), а остался сознательно. Грааль, инициация ... - да, в широком смысле, конечно. А по мне так просто обретение ответственности. И в первую очередь перед самим собой.
Comments 12
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Мне кажется, что "Волшебная гора" - это аллегория не предвоенной Европы, скорее это аллегория ситуации, когда человек оказывается вырван из привычного ему социального окружения, вследствие чего прежние социально-обусловленные ценности постепенно теряют своё значение и человеку приходится находить новый смысл существования. Не зря сам Манн называл "Гору" ретортой в которой происходит алхимическая активация (а алхимическая символика допускает психологическую интерпретацию), а Ганса - Парсифалем, ищущим свой Грааль (тоже, как известно, символ нравственного совершенства).
Reply
Reply
Вопрос о том, ушёл он на Гору или его туда закинуло достаточно сложный. Я склонен думать, что не так и не так. Т.е. появление его на горе не было его сознательным решением, и также это не было случайностью. Скорее всего что-то в нём самом привело его туда.
Насчет отсутствия ответственности - не согласен. Если понимать пребывание на горе как инициатическое испытание (а сам Манн в своей лекции посвященной этому роману именно так это объяснял), то ответственности там предостаточно. Другое дело, что здесь ответственность надо держать не перед обществом, а перед самим собой.
Мотив спуска - важен, да. Человек, который ушел из мира и обрёл Грааль должен вернуться обратно в мир, но уже в новом качестве.
Reply
Я думаю так: попал он туда случайно (т.е. он сначала не на такую гору ехал))), а остался сознательно.
Грааль, инициация ... - да, в широком смысле, конечно.
А по мне так просто обретение ответственности. И в первую очередь перед самим собой.
Reply
Leave a comment