Книги Гражданской. Часть 2

Mar 13, 2009 15:11

Продолжаю публикацию списка художественных книг о Гражданской войне. Первая часть тут.


11. Викентий Вересаев «В тупике»

От издателя: Современному читателю неизвестен роман "В тупике" (1923). В начале 30-х гг. он был изъят с полок библиотек и книжных магазинов и с тех пор не переиздавались. В этих романах нашли отражение события нашей недавней истории: гражданская война и сложный период конца 20-х - начала 30-х годов.


12. Дмитрий Володихин «Доброволец»

От издателя: Многим хотелось бы переделать историю своей страны. Может быть, тогда и настоящее было бы более уютным, более благоустроенным. Но лишь нескольким энтузиастам выпадает шанс попробовать трудный хлеб хроноинвэйдоров - диверсантов, забрасываемых в иные эпохи.

Один из них попадает в самое пекло гражданской войны и пытается переломить ее ход, обеспечив победу Белому делу. Однако, став бойцом корниловской пехоты, отведав ужаса и правды того времени, он все чаще задумывается: не правильнее ли вернуться и переделать настоящее?

От sem14: Если говорить о художественных произведениях, то совершенно неожиданно понравилась книга Д.Володихина "Доброволец". Автор явно хотел написать альтернативную историю, но, если выбросить начало и конец, - получится неплохая книга о гражданской войне (со стороны белых).


13. Юрий Галич «Красный хоровод»

От издателя: Генерал Георгий Иванович Гончаренко, ветеран Первой мировой войны и активный участник Гражданской войны в 1917-1920 гг. на стороне Белого движения, более известен в русском зарубежье как писатель и поэт Юрий Галич.
В данную книгу вошли его наиболее известная повесть "Красный хоровод", посвященная описанию жизни и службы автора под началом киевского гетмана Скоропадского, а также несколько рассказов.


14. Гайто Газданов «Ночные дороги»

От издателя: Гайто Газданов принадлежит к тому кругу русских писателей, которых в России долгое время не знали и не читали. Примкнув после революции к белому движению, он так и не вернулся на родину, разделив судьбу многих русских эмигрантов. Живя в Париже, работал портовым грузчиком, мойщиком паровозов, рабочим, шофером такси. Свои первые рассказы Г. Газданов публиковал в парижском журнале `Воля России`, а его первый роман, сразу принесший успех, вышел в Париже в 1929 году.

Раннего Газданова сравнивали с Прустом, Достоевским и Кафкой, позднего - с Альбером Камю, Жюльеном Грином и Марио Сольдати. После войны Газданов долгие годы работал на радио `Свобода`, его передачи о классической и современной русской литературе собирали сотни слушателей. В эту книгу вошли романы «Вечер у Клэр» (1929) и «Ночные дороги» (1941), являющиеся не только выдающимися произведениями литературы, но и одним их немногих подлинно правдивых свидетельств реальных событий и духовной истории русской эмиграции.


15. Аркадий Гайдар «Р.В.С.»

От издателя: "Р. В. С." - первое произведение Аркадия Гайдара, адресованное детям. В творчестве писателя эта небольшая повесть занимает важное место. Именно в ней начинает ярко проявляться особая, столь характерная для Аркадия Гайдара манера разговора с Детским читателем: серьезность, общественная значимость, а порой и трагичность затрагиваемых им вопросов, включение юных героев своих произведений в главные события, заботы, которыми живет страна, доверительность интонации, сдержанный лиризм, мягкий юмор, все то, что и поныне завоевывает сердца читателей, обеспечивая книгам Аркадия Гайдара их долголетие.


16. Аркадий Гайдар «Школа»

От издателя: В полуавтобиографической повести "Школа" (1930) А.Гайдар рассказал о суровой героической школе, через которую прошло молодое поколение революции.

От die_vorteile: Книга попалась мне на глаза случайно. Не знаю насколько она оторвана от реалий того времени, но написана замечательно. Начинается повесть в тихом и патриархальном Арзамасе. Предреволюционные годы. Но Арзамас такой город, что в нем ничего не слышно про революционеров. Воры были; конокрады-цыгане были, а вот революционеров-то и не было. Пока с фронта не пришел друг отца. Пришел и ушел, притопывая деревяшкой, унося с собой костыль и гнетущее настроение, вызванное его кашляющим смехом и горькими словами. А за ним вернулся и отец - дезертир, которого вскоре поймали. Появляется новое слово - большевики.

Большевики не позволяют измученной стране скорее, с победой, окончить войну. Они разлагают армию, и армия становится небоеспособной. Правильно? Неправильно! Мир после победы? Завоюем Константинополь. И Берлин завоюем. А зачем? Так и жили. Одни кричат "Да здравствует победа над немцами". А другие "Долой грабительскую войну". Одни "Поддерживайте Временное правительство", другие - "Долой десять министров-капиталистов".

Побежал наш герой от такой жизни на Дон, к красным. Да свела его судьба а одногодкой из противоположного лагеря, не на жизнь а на смерть. А друзей боевых расстреляли. И еще горше ему становилось от сознания, что поправить дело нельзя, объяснить и оправдаться не перед кем и что людей уже больше нет и не будет ни сегодня, ни завтра, никогда...
Все больше атмосфера разбушевавшейся ненависти, неоплаченные обиды, разожгли героя, как горящие уголья раскаляют случайно попавший в золу железный гвоздь. А через эту глубокую ненависть далекие огни "светлого царства социализма" сияли еще заманчивее и ярче.


17. Юрий Герман «Рассказы о Дзержинском»

От издателя: В большевистском подполье его звали Яцеком. С суровой и грубоватой нежностью окрестили чекисты Ф. Э. Дзержинского "Отцом". О себе Дзержинский говорил так: "Моя сила заключается в чем? Я не щажу себя никогда... Я никогда не кривлю душой; если я вижу, что у нас непорядки, я со всей силой обрушиваюсь на них". За необыкновенную силу воли, одержимость, преданность делу революции, исключительное хладнокровие и смелость Ф. Э. Дзержинского называли Железным Феликсом.


18. Александр Гефтер «Секретный курьер»

От издателя: Роман "Секретный курьер" мичмана Александра Гефтера во многом автобиографичен и повествует о полной опасностей и духа патриотизма работе белых подпольщиков в годы Гражданской войны.

От меня: Роман Гефтера «Секретный курьер» можно отнести к детективно-шпионским. Сюжет его о том, как в 19-20 гг. осуществляли сообщения Северной и Северо-Западной армий с белогвардейцами в Петербурге и Кронштадте. Роман основан на реальных событиях и переживаниях, т.к. сам Гефтер в Гражданскую являлся как раз таким секретным курьером.

По качеству текста Гефтер - это, конечно, не Зуров и тем более не Куприн. Художественной ценности представляет мало. Главное его достоинство то, что пишет очевидец. Еще один плюс в посвящении неизбитым темам. У Гефтера весьма интересно описывается обстановка в тылах армий Миллера и Юденича, процесс формирования этих армий под прямым руководством союзников, в первую очередь англичан.


19. Роман Гуль «Конь рыжий»

От издателя: Роман бывшего прапорщика Добровольческой армии Романа Борисовича Гуля "Конь рыжий", по сути, автобиографическое произведение, в котором автор увлекательно и где-то иронично описывает свой личный путь - от студента-юриста до юного "скороспелого" офицера армии генерала Корнилова.

От меня: «Конь рыжий» с одной стороны, заявлен, как художественное произведение, с другой оно явно автобиографично. В целом представляет собой художественное описание пути автора из военной части на фронте в Румынии на собственную ферму Гасконь через Пензу, Добровольческую армию, Киев, Германию и Париж. При этом достаточно подробно описаны мысли, чувства и эмоции, посещавшие Гуля во все ключевые моменты жизни.

Но когда читаешь воспоминания, то интересны не только исторические события в их частном осмыслении, бытовые подробности и чувства участников, но и не меньший интерес (для меня, по крайней мере) представляют судьбы людей. А вот с этой точки зрения, «Конь рыжий» имеет крупные минусы, оставляя некоторые важные события жизни автора безо всякого пояснения. Например, глава кончается устройством Гуля на работу лесорубом в Германии, а следующая начинается уже с наличия у него жены, о которой (еще в виде невесты) он грустил еще пару десятков страниц назад, как о оставшейся в Советской России. Как она перебралась к немцам остается тайной. Или сидит автор под фашистским арестом в Ораниенбурге, описывает, как вокруг людей истязают и вдруг - бах! - оказывается в Париже.


20. Владимир Даватц «На Москву»

От издателя: Повесть "На Москву" Владимира Христиановича Даватца, напротив, вся пронизана светом решимости и правды, веры в будущее России, которое должны были отстоять от посягательств любого врага настоящие патриоты.


21. Владимир Душкин «Забытые»

От издателя: Небольшая документальная повесть Душкина "Забытые" - это литературный дебют автора - во многом автобиографично, а потому достоверно. Несмотря на трагические подробности, повесть буквально пронизана светом веры в счастливое будущее России.

Продолжение следует

Часть 3

ГВ, историческая

Previous post Next post
Up