По сути «По ту сторону отчаяния» - это автобиография. Хотя эта книга может показаться гораздо шире, чем просто история жизни одного человека . Это отрезок истории поданный через призму конкретного человека, фрагмент времени со своими реалиями. Множество имен, которые часто даже упоминаются вскользь в этой работе, - отдельные истории. Стоит только несколько раз щелкнуть мышью, и сразу всплывает огромное количество подробностей. Порой жутковатых.
Я лично книгой был одновременно восхищен и травмирован. Восхищен, потому что открыл для себя много нового, чего не знал, хотя все это происходило фактически рядом, а история и принципы революционной борьбы воспетые в школе вдруг обрели плоть в лице автора работы. А травмирован, потому что мне сложности коммунистического режима были известны, но никогда они не были поданы так четко, с деталями и известными именами. Пресловутая "гэбня" оказалась живо и неприятно персонифицирована.
Книга жесткая. Там нет пространных размышлений о несправедливости мира и СССР. Вместо: «Почему?» между строк все больше звучит гневное и нецензурное. Гнев и негодование в качественной литературной обертке - книга «По ту сторону отчаяния».
И, вместе с этим, книга не лишена трогательного обаяния: мало где о политике и человеке написано так искренне. И это, повторюсь, при достаточно жестком стиле изложения без пафоса и патетики.
При чтении этой работы следует помнить, что это все же слова «противника режима». Эта книга - часть борьбы. Для многих - борьбы неоконченной. И не все в эту борьбу верят, и уж точно далеко не все хотят быть ее участником.
В первую очередь эта работа может быть любопытна, как исторический памятник по новейшей истории. Документ с баррикады. Горячий, живой, способный задеть. И, на мой взгляд, весьма и весьма увлекательный.