В этом году отмечается юбилей 200 летия победы России в Отечественной войне 1812 года. После прочтения этой книжки можно похоронить Толстого навсегда.
Книга Е.В. Новосильцевой - очень необычная повесть о событиях Отечественной войны 1812 года. Автор этой книжки, писательница Екатерина Новосильцева (псевдоним - Т. Толычева ), почти через 50 лет после войны собрала воспоминания простых мирных людей о тех событиях, очевидцами которых они были. Их слова о пережитом в те годы вложены в уста героини этой книжки «славной старушки Федосьи Семеновны», которая объединяет в себе личности более чем тридцати подлинных рассказчиков. Ее повествование лишено всяких искусственных подробностей, какими пестрят обычно «биографии» вымышленных персонажей. Но именно такие искренние повествования могли слышать и мы от наших дедов и бабушек о минувшей Отечественной войне 1941-45 годов.
В этой искренности и безыскусности - главное и существенное отличие этой небольшой книжки от посвященного тем же событиям эпического произведения Льва Толстого «Война и мир», написанного в то же самое время, что и «Рассказ старушки о двенадцатом годе». Еще одна существенная черта этой повести - вера, красной нитью проходящая почти во всех эпизодах. Упоминания о Боге, о молитве, о Церкви органично и естественно вплетены в саму жизнь и не выглядят второстепенным фоном или данью времени и привычке,
наоборот, все события получают осмысление с высоты религиозного чувства и истин веры.
Переживания, горе, лишения, надежды и радости героев повести находят свое выражение в бесхитростных простых словах благодарности Богу за Его милости и упования на Его волю и помощь. Война и нашествие врагов - Божие наказание, но само слово «наказание» здесь синоним «вразумления», «научения», а не «кары». Благородство души, самопожертвование и подвиг сияют среди мрака и ужасов войны, на фоне грабежей, убийств, предательства, отчаяния... Но это не две равнозначные половины бытия, это именно борьба добра со злом, в которой добро и свет одерживают победу - в этом воля Божия, и герои - те, через чей подвиг она проявляется. Война обнажает пороки и являет добродетели попавших в ее горнило людей независимо от их общественного положения и национальности. Благородства, храбрости и доброты не лишены и враги-завоеватели, а жестокости, насилия и трусости хватает среди «своих». «Квасного патриотизма» и горделивого презрения к неприятелям в повести нет - законы и идеалы нравственности универсальны и только они определяют этические оценки действий и мотивов героев.
Еще одна удивительная особенность повести - в ней нет дурманящей идеи мщения, гнева, ненависти даже к врагам. На войне, несмотря на ее бесчеловечную сущность, остается место для милосердия и прощения. Эти евангельские истины поданы без всякой назидательности и морализаторства, что лишний разсвидетельствует о глубочайшей вере, подлинном христианском духе людей, рассказывающих нам в этой повести о пережитом в жизни. Без всякого сомнения, эта небольшая книга - незаслуженно забытый шедевр нашей отечественной литературы, не имеющий изысканной словесной художественности (мудрености), но представляющий нам художество житийное, нравственно чистое, высокое и человечное - как раз то, чего нам в наше время сильно не хватает.