Некоторое время назад спрашивала тут, есть ли у кого книга Эрнста Гомбриха «История искусства» в печатном виде. К сожалению, не нашла, а в магазинах она причислена к разряду букинистических, поэтому стоит как чугунный мост.
Скажу сразу, книга отличная, на мой взгляд. Для человека, который в искусстве разбирается мало (или совсем не разбирается, или много «пробелов») - самое то! Спокойно, без лишних деталей, но четко и аргументировано автор излагает историю искусства от самых истоков и до наших дней.
Первый раз я оценила книгу, когда автор дошел до искусства в Древнем Египте. Например, вы знаете, почему людей древние египтяне изображали вот так и только так?
Второе, что мне очень понравилось, это желание автора раскрыть талант и вклад в искусство буквально каждого художника (под художником в данный момент понимаю и скульптора и архитектора). В книге нет ни намека на суждения типа «безусловно, это нельзя считать искусством» и чего-то в этом роде. Как раз напротив, даже когда мы доходим до современного искусства (признаю, что далеко не все доступно моему пониманию) Гомбрих старается объяснить, что и это тоже достойно восхищения, что нужно попытаться понять, что хотел сказать художник, прежде чем выносить приговор. Автор показывает, что после прорыва всегда следует некий кризис, когда творческие, талантливые люди вынуждены изо всех сил искать новые способы самовыражения. И делать это в условиях, когда все, кажется, уже сделано предшественниками.
И третье, но, конечно, не последнее. Автор не просто повторяет от раза к разу «это гений, это гений». Он объясняет и показывает на примере, что же такого гениального сделал тот или иной художник, и почему никому, в общем, неизвестный собор в маленьком итальянском городке является истинным шедевром. Причем зачастую, делает это не на общеизвестном примере, а чем-то не столь растиражированном, но гениальном.
Получилось много букв, а можно сказать еще больше. Попытаюсь подвести некий итог. Если вы не уверенны, что Моне и Мане - два разных человека, если портреты Модильяни вам кажутся дурацкой пародией на детские рисунки, а гений Леонардо - преувеличением, но вам хочется хоть с чего-то начать, чтобы все-таки разобраться, то эта книга - то, что нужно. В ней вы найдете хронологию, исторические предпосылки, интересные детали и, конечно, примеры, которые помогут если не полюбить, то оценить или хотя бы понять то, что раньше было недоступно.
Счастливы те, у кого есть книга, там прекрасные иллюстрации, без которых написанное остается лишь теорией. Тем, кто будет читать электронный вариант, советую не полениться и воспользоваться Интернетом. Удачи!