Хаус. А было так идеально. Было так прекрасно.
Уилсон. Красота часто соблазняет нас на дороге к правде.
Хаус. А банальность бьет нас по яйцам.
Уилсон. Как это верно.
Хаус. Это тебя не беспокоит?
Уилсон. Что ты был неправ? Я попытаюсь это пережить.
Хаус. Я не был неправ. Все, что я сказал, было правдой. Все подошло. Это было элегантно.
Уилсон. Значит... реальность была неправильной.
Хаус (глотая викодин). Реальность почти всегда неправильна.
Сериал «House M. D.» Эпизод «Бритва Оккама»
Если звезды зажигают - значит - это кому-нибудь нужно? А если сериал выдержал семь сезонов и зашел на восьмой, делаем вывод, что он интересен не только нам. Следовательно, будет полезно покопаться на сценарной кухне его создателей - вдруг найдется секретный ингредиент или парочка-другая рецептов.
Кухня собственно авторов под замком, но (продолжая кулинарные метафоры) рядышком в столовой нашлось 18 умных людей, готовых побеседовать о великолепной сволочи Хаусе с позиций философии.
В этой книге собрано 18 эссе разных авторов, в которых вы найдете:
- рассуждения о прототипах Хауса: от Сократа до Шерлока Холмса;
- объяснение феномену дзенских загадок - коанов (хлопок одной ладонью, да);
- обращение к проблеме «познанной жизни» (подчиненной разуму), которую поднимали еще Аристотель и Сократ;
- понимание экзистенционалистских конфликтов между «нами» и «другими» по Сартру;
- разъяснение понятия «моральной удачи» (кто из пьяных водителей более виноват - мирно доехавший до дома или сбивший пешехода);
- развенчивание дедукции как оплота великих сыщиков, ибо каждый из них не выводит единственно верное заключение из верных посылок, а строит гипотезы;
- демонстрацию разницы между теоретическим и практическим авторитетом;
- и многое другое.
Мы так привыкли мыслить в заданных рамках и видеть лишь осколки (остраконы), что иногда нужна книга, напоминающая нам о взаимосвязи вещей. В роли читателя/зрителя мы редко выходим за пределы неосознанных симпатий/неприязни. Этот герой нам нравится, а того мы терпеть не можем. Третий же раздражает нас до крайности, но мы не можем оторваться от его приключений. Данная книга демонстрирует одну простую хитрость: интересный герой многогранен, он впитывает целые пласты культуры и опирается на них в своем поведении и решениях. Чем более обоснован (и при этом нестандартен!) центральный герой, тем с большим интересом будут следить за ним ваши последователи.
Помимо прочего, «Хаус и философия» - просто весьма увлекательное чтение. А фрагменты диалогов наглядно демонстрируют крутизну сценаристов уровень, к которому стоит стремиться при работе с сериальными сценариями.
[Разум не может охватить сам себя, поэтому дзенская традиция советует идти вперед и вообще выйти за его пределы. Единственная позиция, которая позволит нам взглянуть на жизнь со стороны, лежит за гранью разума и смысла.
Джеффри Рафф и Джереми Бэррис «Хлопок одной ладони: сатори грубого доктора»]