Мануэла Гретковска "Женщина и мужчины"

Jul 01, 2011 19:34

Книга оставила неопределенное впечатление: читать было интересно, но при этом я не могу сказать, что она мне понравилась - то, что нравится, вызывает эмоциональный отклик, а этот роман не таков, чтобы воздействовать на чувства, - ровный, спокойный тон повествования, и такие же герои - течение их жизни не нарушается сверхъестественными происшествиями, они не впадают в истерики и не склонны к аффективным поступкам. Для меня это стало одним из достоинств книги - рассудочность реализма в противоположность наивному фантазированию и натужным экзальтациям, близким к помешательству (да, это был намек на Тосса и Вишневского). Герои этой книги не трафаретные персонажи - это люди живые, мыслящие и существующие, они не отдают себя на волю волн обстоятельств, но выбирают подходящее течение. И пусть они вызвали у меня понимание, но не сочувствие, я думаю, что в данном случае хорошо то, что эту историю можно читать отстраненно, не сопереживая и не участвуя в разборках героев с самими собой. Логика их поступков интересна, но, наблюдая за тем, как они пытаются определиться со своими чувствами, не хочется примешивать к их чувствам свои. (Это может быть мое личное восприятие, а у кого-то, кто знаком с подобными ситуациями, книга вполне может вызвать эмоциональный отклик.)


В фокусе повествования семьи двух женщин - Клары, главной героини, и ее подруги Иоанны. Клара стремится к независимости, но при этом не утверждает ее сколько-нибудь нарочито, а просто выбирает для себя образ жизни, который даст ей стабильность (или то, что она для себя определяет как стабильность). У Иоанны то же тяготение к стабильности, что и у Клары, но проявляется оно совершенно иначе. Если Клара, избегая непредсказуемости и неопределенности, не завела детей, то в семье ее подруги их трое; если Клара - воплощение вдумчивого подхода во всем - от устойчивой деревянной мебели до одежды классического стиля, то Иоанна спонтанна и предпочитает стиль молодежный, выбирает одежду на распродажах и покупает модульную мебель в Икее.
Впрочем, оба пути оказываются несостоятельны: можно жаждать устойчивости и приманивать ее атрибутами в виде классической мебели из дерева, избегая кредитов и появления детей, как это делала Клара, или выстраивать каркас в виде семейных ценностей, заводя детей, выплачивая кредиты и обустраивая свой быт мебелью из Икеи, как это делала ее подруга, но, в конечном итоге, желание застабилизировать некую благоприятную точку и сопротивление переменам попросту бессмысленно. Об этом говорит и помянутая в тексте "И Цзин"; в изложении принципа перемен словами Клары, "успех является началом упадка, а упадок дает начало победе". Им обеим придется пройти свои точки упадка, чтобы миновать их и вступить в новый цикл жизни (неважно, будет ли он совсем новым, с новыми декорациями, или просто благодаря обновленному взгляду на привычные обстоятельства).

Как свидетельствует краткая биографическая справка на обложке, книги Гретковской пропагандируют феминистические идеи. Обе ее героини - социально активные самостоятельные женщины, они не зависят от мужей (прежде всего внутренне) и строят отношения с ними на принципах взаимности и равенства. Лозунг автора на обложке книги звучит вызывающе: "Мужчины выходят из моды. Будущее принадлежит женщинам". (Впрочем, каким еще может быть ее лозунг, если Гретковская - основатель польской "Партии женщин"?) Однако тема феминизма в этой книге не выглядит кричащей, все описанное более чем естественно и реалистично. Гораздо явственнее в тексте отражено критическое отношение автора к менталитету поляков, о характерных чертах которого устами своих героев она высказывается довольно открыто; об этом мне было интересно прочесть.

В целом, если отталкиваться от того, что читатель видит первым - от аннотации книги - то она преподносит ее в несколько ином свете, более многообещающем ("Откровенный роман, покоривший весь мир! Смесь эротики, мистики, философии и иронии, переходящей в цинизм. Это правдивое зеркало жизни, в котором каждый найдет свое отражение."). Чего другого, а мистики в ней не было ни на грош, но я нашла в ней другие достойные внимания моменты, а на кого-нибудь она вполне может навеять скуку, поэтому широко рекомендовать ее к прочтению я не считаю возможным.

Г, любовь, современная, проза

Previous post Next post
Up