Сообщаю потрясенной публике о том, что прочитал две тысячи книг! Потратив на этот подвиг пять лет и восемь месяцев. Почему подвиг? Потому что не просто прочитал эти книги, но и представил сообществу каждую из них в виде ежемесячных списков.
Помнится, статью о
первой тысяче книг я посвятил пользе многочтения. Сегодня хочу поговорить о проблеме, об опасности даже, вставшей перед любителями литературы с развитием цифровой техники. Все больше читателей отдают предпочтение аудиоварианту знакомства с беллетристикой - не читают, а слушают книги.
Казалось бы, от нового способа потребления книг сплошные преимущества. Культурно развиваться теперь можно, не выделяя для этого специального свободного времени: за рулем авто и в переполненном общественном транспорте, на прогулке и в очереди, готовя пищу и хлопоча по хозяйству. На рыбалке и на дачной грядке… да где угодно, в том числе и на работе, если она «молчаливая». Ты себе живешь, а культура, без всяких усилий, проникаэ и обогащаэ.
Тогда как старинный способ требует все бросить, уставиться глазами в печатный текст и сосредоточиться. Не профессиональный чтец-исполнитель, но ты сам, лично, должен превратить буквы в слова и фразы, расставить ударения, воспроизвести авторские эмоции.
То есть читатель работает. Практически это выражается в остановках «на подумать», прочтении фразы или абзаца еще раз, а то и несколько раз. Смею утверждать: чем выше квалификация читателя, тем чаще он «спотыкается» при чтении. Встречается новое для тебя слово (понятие, имя, название, неологизм и т.п.) - нужно прояснить его значение, даже при отсутствии сноски или иного авторского растолкования.
Самые заурядные авторы, не говоря уже о крупных, не пишут «просто так», тексты даже легких романов типа детектива наполняются аллюзиями, реминисценциями и прочими авторскими ухищрениями «свою образованность показать». А шутки юмора, а всякие «бубенчики» (по определению Марка Виленского)? Надо брать паузу, чтобы оценить, улыбнуться-посмеяться, запомнить по возможности.
Читатель достаточно высокой квалификации обращает внимание и на ошибки автора, его неточности, не боится помериться эрудицией и вообще придерживается принципа «не боги горшки обжигают». Критичное отношение к любому тексту дорогого стоит и не дается на халяву - за ним кроется как начитанность сама по себе, так и, вследствие этого, привычка к аналитическому чтению.
Положенной читателю работы слушатель книг не выполняет. И неизбежно теряет читательскую квалификацию или вовсе не приобретает таковой. Деградирует.