Недавно вышел одноименный фильм, который я не смотрела, а вот с романом ознакомилась.
Сначала кратко - зачем читать? Хотя бы затем, чтобы раз и на всю жизнь запомнить, что аппендицит справа. А то я все путала - справа или слева. Теперь, благодаря Ною Гордону, усвоила наконец-то. Суть в том, что главный герой по ходу сюжета раскрывает причину болей внизу живота и смертей от этой болезни, обнаруживая при вскрытии аппендикс. Дело происходит в XI веке, когда все три основные религии строжайше запрещали такое наглядное изучение анатомии. Поэтому герой не только совершил научный прорыв, но и дерзнул бросить вызов силам, препятствовавшим накоплению и передаче знаний. Ной Гордон, кстати, приводит обоснование запрету на вскрытие, как толкователи выводят его из Торы. Да и не только его. На страницах романа воссоздаются обычаи христиан, иудеев, мусульман, и воссоздается картина тогдашнего Востока, где все три религии и культуры находились в тесном контакте. Исторический аспект «Лекаря» кажется проработанным, и неслучайно автор публикует благодарности ученым и библиотекам: книга была дописана Ноем Гордоном в 1985г.: данные он скрупулезно собирал дедовским способом, без Интернета.
Тема религии важна в этой книге. Учиться на лекаря главного героя побудила не жажда обогащения, а обнаружившиеся у него необычайные способности, а именно возможность, взяв человека за руку, определить, достаточно ли в нем жизненной силы для выздоравления, или пациента ждет скорая смерть. Для времени, когда в Лондоне уже проходили процессы по разоблачению ведьм, это опасная особенность, и обладающий этим знанием Роб Коль сначала должен избавиться от сомнений - дар ли это или проклятье. Он решает здравомысляще и ищет знаний, чтобы принести пациентам максимум пользы. Вся его сознательная жизнь - это противостояние со смертью, представленное в виде аллегории: невооруженный, он должен одолеть Черного Рыцаря. Понятно, что вместо доспехов Робу требуются знания в теории и навыки на практике, поэтому он должен отправиться далеко на Восток, чтобы перенять их у величайшего медика того времени, т.н. Князя Лекарей, у Авиценны.
Несмотря на то, что религиозные запреты осложняли главному герою путь к знаниям, а сам он представлен светским человеком - по светскости опережающим свою эпоху - книга мне не показалась анти-религиозной. В ней есть и отрицательные персонажи - священнослужители, и справедливые (как шотландский клирик, с которым Роб ближе к финалу удил рыбу - а рыба, ведь это тоже, кстати, символично), но что важно - героем признаются и торжествуют универсальные ценности, рекомендованные в т.ч. и всеми религиями.
Не сомневаюсь, что такую книгу можно успешно перенести на экран. Тому способствует духоподъемная история главного героя, который определился с призванием и воплотил в жизнь задуманное, а также восточный колорит, атмосфера Средневековья (в кино она, как правило, интригует) и тема путешествий. Возможно, экранизация вышла этаким роуд-муви: все-таки прежде, чем стать учеником Авиценны, герою пришлось преодолеть расстояние от Англии до Персии, а позже авторская фантазия успела его и в Индию переправить.
"Лекарь" - добротный исторический роман, драматичный, эпичный даже (герой участвует в военных походах, борется с чумой, наблюдает раскол церкви на западную и восточную). Думаю, особо интересно будет тем, кто интересуется историей иудаизма. Мне, например, после «Истории антисемитизма» Льва (Леона) Полякова любопытно было снова коснуться темы религиозных меньшинств, «зимми» - т.е. не-мусульман на исламском Востоке. Присутствуют в книге любовь, приключения - словом, развлекательно и для общего развития, как говорится. Я не в восторге, но объемный том быстро прочитала, и провела время с удовольствием и кое-какой пользой (см. про аппендицит ).