Джон Фаулз, "Коллекционер"

Aug 09, 2013 23:36


"Но порой страшно подумать, с кем и как нужно бороться, если принимать жизнь всерьёз"

(Миранда, героиня, "Коллекционер")
Прочитал это чудовищное и мерзопакостное произведение...


Конечно, я буду говорить только о своих сугубо личных впечатлениях... Не думал, что после "Волхва" (такой тягомотины!) я ещё буду читать Фаулза, но оказалось, меня затянет текст, словно паутиной паук опутывает, так что я, как и главная героиня Миранда, окажусь в тисках обстоятельсв - не смог отложить, вот только дочитал...
Серость побеждает яркость, обыденность затягивает, повседневное и мещанское царит над всем миром - вот приговор Фаулза... Но творческое в человеке должно жить и побеждать, иначе мир завоюют Калибаны (Калибан - герой шекспировской "Бури").
Написано хорошо, столько аллюзий и ссылок на произведения искусства первой половины ХХ века - в литературе и изобразительном искусстве. Много чувств и эмоций загнаннного в стесненные обстоятельства человека... И человека, который загнал в эти обстоятельства... Такая дихотомия эмоций двух противоположных людей очень показательна и не тривиальна, я бы сказал. Фильма я не смотрел и как-то нет желания видеть экранизацию такого текста.
Думаю, что Фаулз в этом произведении в чем-то близок Камю, Сартру, Кафке... эта безысходность бытия находит выход только благодаря творческому началу в человеке, но и это начало есть в единицах, толпа и большинство серо и мутно, и тут нет света и просвета..... поэтому героиня видит свет только в самом конце... увы!
Эта книга не только про серость жизни и лучики надежды и света в конце туннеля... Это книга - приговор жизни в каком-то роде. В самом конце главная героиня прозревает - ведь эта жизнь такая, она делает человека посредственностью... Это Бог плетет паутину, в которую каждый из живущих попадает!

"Это правда: он старик-водяной. Терпеть не могу тупиц вроде Калибана, задавленных собственной мелочностью, низостью, эгоизмом. Сколько таких! А меньшинство обязано тащить на спине этот мертвый груз. Врачи, преподаватели, люди искусства. Конечно, и среди них есть отступники и предатели. Но если и осталась в жизни какая-то надежда, вся надежда  - на них. Немногих. На нас.
Потому что и я - одна из них.
Я - одна из них. Я это чувствую. И пытаюсь доказать. Я поняла это ещё в школе, в Ледимонте. Нас, тех, кому не всё равно, было совсем немного. А тупиц, снобов, будущих "цариц бала", папиных душечек, тряпичных и кошечек, помешанных на сексе, - хоть отбавляй. Никогда не поеду в Ледимонд. Даже на вечер встречи. Потому что не выносила этой затхлой атмосферы: всё должно делаться "как принято", общаться можно лишь с "приличными людьми", вести себя "мило и достойно". <...> Не хочу быть "своей" в клане этих выпускниц.
Почему мы должны мириться с их скотским калибанством? Почему живые, творческие, добрые и порядочные люди мучительно отступают перед бесформенной серой массой, заполняющей мир?"

Вообще, полезная книжка, как мне показалось...
В это же время я посмотрел фильм "Комната бабочек" (2012 г.)... так что впечатления у меня усилились... )))

Фаулз, современная, постмодернизм

Previous post Next post
Up