Я не могу сказать, что «Великий Гэтсби» Ф.С.Фицджеральда понравился мне, или не понравился, плохой это роман, или хороший. Ощущение, скорее, такое - Ф. С. Фицджеральд - талантливый писатель, но почему-то не сумел воспользоваться своим талантом в полной мере. Отсюда - все как-то недоделанно, недосказанно и непродуманно с точки зрения писательского ремесла. Золотые блестки в груде песка.
1. Все говорят, что роман о великой любви, я любви там не нашла.
2. Все говорят о тайне Гэтсби, тайны я там тоже не нашла, какой-то секрет полишинеля, не больше.
3. Гэтсби - не великий.
Главной ошибкой автора, ФСФ, считаю то, что в романе нет главного героя, нет главной сюжетной линии. Именно так - есть три второстепенных истории. 1) Главный герой Ник, от чьего лица ведется повествование - и девушка Джордан. 2) Дэзи и Том. 3) Мистер Уилсон и миссис Уилсон. Все логично, все характеры убедительны, но все линии - второстепенны. По объему примерно, по уровню раскрытию персонажей и тп. То есть - внимание читателя рассредоточено, сильно сочувствовать никому не получается… У романа может быть сколь угодно много второстепенных героев и сюжетных линий, но когда нет центральной линии - все разваливается.
Линия главгер-Джордан. Главгер Ник - скучен, вял, к Джордан чувствует «нежную влюбленность», бороться за нее ему лень, «не орел» он, словом. Он не действует, он только «умствует». И Джордан его не любит, так, замутила от скуки интрижку. Образы убедительные, но мелкие.
Том и Дэзи. Том - грубый мужик, способный ударить женщину, способный на измену, беспринципный, с потугами на интеллектуальность… и тоже «не орел». Трус даже (подставляет Гэтсби). Дэзи - откровенно глупа и манерна. Все ее диалоги и ее описание в том убеждают. Это обычная дамочка. Которая даже в себе не разобралась, кого она любит, чего она хочет… Была первая любовь к Гэтсби, да. Но потом-то она не потому с ним сошлась, что любила, а потому - что муж изменщиком оказался.
Мистер Уилсон. Типичный лох, я извиняюсь. У него под носом жена романы на стороне крутит, он не замечает. Он вообще ничего не замечает, куда его направят, туда он и бежит. Близорукий носорог, сметающий все на своем пути. Откровенно «не орел», хотя единственный, кто искренне любит. Жену. Миссис Уилсон. Она же - толстая хабалка, базарная торговка, настолько отвратительна и глупа, что мне ее не было жалко, когда ее убили. Том выбрал ее себе в любовницы. Я в любовь Тома к Миртл Уилсон не поверила. Просто похоть здорового мужика, которому мало жены, распущенность какая-то… И глупость. Ну мог бы выбрать кого интереснее, а не ту, которой морду можно бить.
Гэтсби. Повторю - мне показалось, что Дэзи он не любит, скорее - это какие-то его психологические комплексы. Дэзи для него - воплощение Успеха, и вот он ее и добивается. Он любит образ. Его любви к Дэзи - не сочувствуешь, скорее, хочется посоветовать ему сходить к психотерапевту.
Тайна Гэтсби. НЕКТО (Гэтсби) возникает вдруг, с кучей денег, и все удивляются - ой, кто это, откуда у него денежки??? Да какая это тайна, у нас в стране в 90-е подобных великих гэтсби было пруд пруди. Нищий жулик наворовал себе, вот и тайна. И тут, возможно, причина того, что роман «ВГ» сейчас и воспринимается как-то не так, без энтузиазма и удивления - после времени «красных пиджаков» у нас. А как и почему наворовал - да какая разница… Способов наворовать много, и был бы какой удивительный, а то - бутлегерство (спекуляция спиртным), избитая тема…
«Великость» Гэтсби. Ну да, они у него на вечеринках пьют шампанское и слушают джаз. И у него крутая тачка и богатый дом, и все в этом духе… Но тоже как-то смешно и наивно воспринимается современным читателем. Примерно так же, как в 19 веке богатые купцы ехали к цыганам, ведрами пили «вдову Клико» и прикуривали от сторублевки. Их современники шокировались (разврат! неслыханное мотовство!), а нам, наслышанным о роскошествах современных олигархов, как-то уже смешно читать о тех старомодных и почти невинных кутежах…
Фильм по «ВГ» я не смотрела. Но, мне кажется, он может оказаться весьма неплохим зрелищем. Ведь атмосфера 20-30-х годов Америки - модна и популярна. Это мило - джаз, наряды тех времен, очаровательные и легкомысленные дамочки, лихие и галантные гангстеры… Что-то в духе «В джазе только девушки». Вот именно АТМОСФЕРА романа - привлекательна. Она может стать основой зрелищного фильма.
Словом, герои «ВГ» - какие-то мелкие, с мелкими чувствами. Не маленькие («маленький человек»), а именно мелкие. Я не говорю о том, что надо читать о великих людях с великими страстями… Тот же Гоголь, «Мертвые души», «Шинель». Разоблачение, сатира, психологическое исследование!
Но в романе «ВГ» - все как-то уж совсем мелко и скучно, не смотря на страсти-мордасти с аварией и убийством. Да, такова жизнь. И у нас по улицам носятся беспечные гонщики, сбивая людей. У у нас в результате бытовухи - режут-стреляют, но какие ж это великие страсти?
И отчего герои ФСФ совсем не думают, не анализируют, с бухты-барахты женятся, заводят любовниц, то встречаются, то расходятся? Их беспечность и бездумность чрезмерны, и оттого раздражают.
Ни это роман, ни сам автор, ФСФ, мне как-то не очень. Но! Мне кажется, я понимаю, за что его любят и читают. Иногда что-то мелькает в тексте, блестит ярко. Фраза, сравнение, образ. Описание.
Но, лично для меня - этого мало.