Музей Васа (швед. Vasamuseet) - шведский морской музей, расположенный в Стокгольме на острове Юргорден. В музее представлен почти полностью сохранившийся 64-пушечный корабль XVII века "Васа", который затонул в 1628 году во время своего первого выхода в море. Музей Васа был открыт в 1990 году и, согласно информации на
официальном сайте, является самым посещаемым музеем Скандинавии. Вместе с другими музеями, например, Стокгольмским морским, относится к группе шведских национальных морских музеев.
Своё название корабль получил в честь царствовавшей в то время династии шведских королей Васа. Будучи одним из самых крупных и дорогостоящих боевых кораблей шведского флота, "Васа" должен был стать его флагманом, однако из-за конструктивных ошибок корабль опрокинулся и затонул в своём первом выходе из Стокгольмской гавани 10 августа 1628 года. В 1961 году корабль был поднят, законсервирован, подвергнут реставрации и в настоящее время экспонируется в специально построенном для него музее. "Васа" - единственный в мире сохранившийся парусный корабль начала 17 века.
01. Вход в музей. Рекомендую приезжать туда с утра пораньше, иначе придётся стоять в огромной очереди за билетами. Посещение музея стоит 130 крон для взрослых, 110 крон для студентов, дети до 18 лет бесплатно.
02. История "Васы" началась в январе 1625 года, когда король Швеции Густав II Адольф подписал с голландским кораблестроителем Хенриком Хюбертссоном контракт на постройку нового боевого корабля для шведского флота. По замыслу короля, новый корабль должен был стать флагманом Шведского королевского флота, самым крупным и самым тяжеловооружённым кораблём из всех, имевшихся в распоряжении стран, располагавших выходом к Балтике. В том же году для постройки корабля было срублено около 16 гектаров дубового леса, то есть более тысячи деревьев.
03. Непосредственно работы по постройке корабля начались весной 1626 года под руководством Хюбертссона на верфи военного флота Блазиенхольмен близ Стокгольма. При этом деятельное участие в постройке "Вазы" принимал сам король. В частности, он лично утверждал размеры и состав вооружения будущего флагмана своего флота.
04. Уменьшенная копия корабля
05. В 1627 году судостроитель Хенрик Хюбертссон умер. Его преемником в работе над "Васой" стал судостроитель верфи Блазиенхольмен Хайн Якобссон. Осенью того же года корабль был спущен на воду. К началу 1628 года "Васа" был в целом готов. В январе 1628, ровно через три года после заключения контракта на постройку, король Густав II Адольф посетил верфь Блазиенхольмен, осмотрел корабль и остался им доволен. К лету 1628 года "Васа" был отбуксирован к королевскому дворцу и пришвартован там.
06. К воскресенью 10 (20) августа 1628 г. всё было готово к плаванию. Погода была ясная, ветер слабый, но порывистый. На борту находилось около 100 человек экипажа, а также их семьи - женщины и дети (по случаю первого плавания предполагалось великолепное торжество, поэтому членам экипажа разрешили взять с собой членов своих семей и родственников.
07. Когда корабль вышел на открытое пространство бухты, сильный порыв ветра наполнил паруса, "Васа" начал крениться, вода хлынула через открытые пушечные порты, корабль лёг на борт и затонул.
08. Хотя катастрофа произошла недалеко от берега, вместе с "Васой" погибли десятки человек.
09. Различные вещи, поднятые с корабля
10. Реконструкция лиц экипажа по черепам.
11. Макеты, показывающие этапы строительства корабля.
12.
13.
14. В течение нескольких лет после гибели "Васы" предпринимались неоднократные попытки его подъёма, но все они были безуспешными.
15.
16.
17. В 1664-1665 годы 53 пушки были подняты с корабля с помощью водолазного колокола.
18. После подъёма пушек водолазы утратили к "Васе" всяческий интерес. Корабль был забыт, пропали и данные о его местоположении.
19.
20. Длина корпуса "Васа" - 69 м, а его ширина - 11,7 м.
21. Монеты, бывшие на корабле.
22. В 1950-е годы историей "Васы" в частном порядке занялся 38-летний инженер Андерс Франсен. В то время он был одним из крупнейших в Швеции специалистов по военно-морской истории XVII-XVIII веков с уклоном на затонувшие корабли. Франсен был уверен, что корабль хорошо сохранился. Этому должны были способствовать специфические условия Балтийского моря: из-за пониженной солёности воды в нём не водятся корабельные черви, в более солёных морях съедающие всё дерево.
23. В течение длительного времени Франсен изучал старые карты и архивные данные, после чего, определив приблизительное положение корабля, начал поиски непосредственно в акватории Стокгольма. В распоряжении Франсена была лодка, якорь-кошка и сконструированный им лот-пробоотборник. В общей сложности исследования заняли более пяти лет, из которых последние два с половиной года ушли на методичное траление гавани Стокгольма. 25 августа 1956 года поиски наконец дали результат. Сброшенный на дно лот Франсена воткнулся во что-то твёрдое. Когда лот был поднят, стало видно, что в его трубке застрял кусок почерневшего дуба. Через несколько дней соратник Франсена, водолаз Пер Эдвин Фельтинг спустился на дно в этом месте. На глубине около 32 метров он обнаружил хорошо сохранившийся деревянный борт корабля, на котором имелось два ряда пушечных портов. Таким образом, находка была подтверждена.
24. Корабль был поднят на поверхность 24 апреля 1961 года
25. Водолазный колокол
26. Разные вещи с корабля
27. Макет судна в разрезе
28. Предполагают, что так были раскрашены скульптуры корабля. Перед этим проводились исследования в изучении сохранившихся частичек краски.
29. Впечатляющая деревянная резьба на корме.
30.
31.
32. В музее есть также кинозал, где каждые 20 мин. показывают фильм о корабле на разных языках. На русском языке тоже есть, нужно узнавать расписание у работников музея.
33.
34.
35. В следующем, 2018 году кораблю исполнится 390 лет, из которых 333 года он провёл под водой.
36. Рекомендую музей к посещению.
Другие фоторепортажи о Стокгольме и Швеции:
Прогулки по Стокгольму, часть №01 Прогулки по Стокгольму, часть №02 Прогулки по Стокгольму, часть №03 Прогулки по Стокгольму, часть №04 Прогулки по Стокгольму, часть №05 Прогулки по Стокгольму, часть №06 Прогулки по Стокгольму, часть №07 Прогулки по Стокгольму, часть №08 Прогулки по Стокгольму, часть №09 Прогулки по Стокгольму, часть №10 Прогулки по Стокгольму, часть №11 Прогулки по Стокгольму, часть №12 Прогулки по Стокгольму, часть №13 Прогулки по Стокгольму, часть №14 Прогулки по Стокгольму, часть №15 Прогулки по Стокгольму, часть №16 Прогулки по Стокгольму, часть №17 Прогулки по Стокгольму, часть №18 Прогулки по Стокгольму, часть №19 Стокгольм: музей Средневековья Стокгольм: Технический музей Стокгольм: музей Нобеля Метро Стокгольма Балконы Стокгольма Двери Стокгольма Стокгольм: Хага парк Стокгольмская ратуша На велосипеде по Стокгольму Швеция: замок Скоклостер Швеция: замок Росерсберг Швеция: замок Сконелахольм посмотрите также
КАТАЛОГ ВСЕХ МОИХ ФОТОРЕПОРТАЖЕЙЯ в соц. сетях (
ВКОНТАКТЕ) (
В ФЕЙСБУКЕ)