Самарская область: школьный музей села Верхнее Санчелеево

Feb 18, 2013 17:27

Школьный музей в селе Верхнее Санчелеево, Ставропольского района Самарской области был основан 9 мая 1985 года, в день 40-летия победы в Великой отечественной войне. Основателями музея были два преподавателя - Леванюк Алексей Федорович и Леванюк Наталья Ефимовна. История музея начиналась с поисков материала о Панькове Иване Васильевиче, уроженце села, известном инженере - дирижаблисте, командире аэростата, погибшем при спасении папанинцев. В 1990-е годы деятельность музея была на грани остановки, но в 2002 году начал работать историко-краеведческий кружок "Исток", в котором учащимися были собраны новые экспозиции по темам "История села", "История школы", "Казанско-Богородицкая церковь", "Под жарким небом Афганистана" и другие материалы. Большую помощь в организации музея оказал колхоз "Правда" , занимающийся животноводством и растениеводством.




01. Музей занимает помещение площадью 60 м2, в нем насчитывается около 300 экспонатов, одну из стен занимает большое панно, в музее есть стенды, подиумы, витрины и три бюста. В школе на момент открытия музея было 150 учащихся.


02. На одной из стен висит пальто (1938 года) пилота дирижабля "СССР В6" Устиновича Владимира Адольфовича (об этом чуть подробнее ниже) и военная гимнастерка ветерана села Савельева Виктора Егоровича, 1944 года.


03. Полное название музея- "Музей боевой и трудовой славы". В музее проводятся беседы, встречи с ветеранами войны и труда, классные часы и экскурсии, ученики по материалам музея пишут сочинения.


04. В 1990-м году музею было присвоено звание "Отличный школьный музей".


05. В музее есть уголок, в котором хранятся предметы обихода и быта сельчан, сохранившихся на чердаках и в сундуках бабушек.


06.


07.


08.


09. На открытии музея "Боевой и трудовой славы" в Верхне-Санчелеевской школе в 1985 году.


10. Первые экскурсии в школьный музей (на фото Ольга Николаева), 1985 год.


11. Заседание совета музея.


12. Сегодня музеем активно занимается директор школы Лариса Борисовна Григорович.


13. Большая часть экспозиции посвящена Ивану Васильевичу Панькову - командиру дирижабля "СССР В6" ("Осоавиахим")


14. Иван Паньков родился в 1904 году в семье бедного крестьянина в селе Верхнее Санчелеево Ставропольского района Куйбышевской области. Юные годы провел у сохи. Затем поступил рабочим на одну из текстильных фабрик Ивановской области. Здесь его приняли в ряды Коммунистической партии, и здесь же исполнилась его заветная мечта: коллектив фабрики послал его на рабфак. Получив среднее образование, он поступил на рабфак в высшее техническое училище. По окончании обучения Иван получил звание инженера 1-ой степени. Строительство дирижаблей целиком поглотило Панькова. Талантливого дирижаблиста - строителя назначили командиром дирижаблей- сначала "Б-1", потом "В-7" и ,наконец, "В-6".


15. Иван Паньков на отдыхе в Сочи (слева), Иван Паньков - командир дирижабля (справа) 1937 г.


16. Иван Паньков (третий слева). "В дирижабельном порту прекрасно знали молодого командира Ивана Панькова. Человек сильной воли, спокойный, уравновешенный, он сочетал в себе великолепные качества аэронавта" (из газеты, 1938 г.) Профессиональное мастерство Ивана Васильевича росло. В 1933 году дирижабль « СССР В-1» под его командованием выполнял ответственное задание на Черном море во взаимодействии с военными моряками. В 1934 году участвовал в героической эпопее по спасению челюскинцев.


17. Дирижабль "СССР В6" ("Осоавиахим") - дирижабль полужёсткого типа, построенный "Дирижаблестроем" на дирижаблестроительной верфи, находившейся на территории современного города Долгопрудного. Год постройки- 1934, длинна- 104,5 м, объем- 20000 м3, макс. количество пассажиров- 20, макс. скорость- 113 км/ч. Фотоподборка о дирижабле тут (http://dolgoprud.org/photo/?sect=9&subsect=103)


18. 29 сентября 1937 года СССР В-6 вылетел из Долгопрудного и приземлился здесь же через 130 часов 27 минут, 4 октября 1937 года, установив мировой рекорд длительности беспосадочного перелёта. Экипажем из 16 человек командовал И. В. Паньков. Экипаж нёс вахты по 8 часов. На второй день полёта погода испортилась - порывистый ветер, плотная облачность, начался дождь. Пролетая над городами Новгородом, Шуей, Ивановым, Калининым, Брянском, Курском, Пензой, Воронежем, Васильсурском и др., дирижабль сбрасывал вымпелы с посланиями. 3 октября дирижабль пролетал над Долгопрудным, на земле всё было готово к приёму В-6, но экипаж попросил продлить полёт на 24 часа, чтобы побить рекорд дирижабля Zeppelin LZ-127. Командиру корабля разрешили продлить полёт до 17 часов 4 октября. СССР В-6 летал в окрестностях Москвы, 4 октября в 17 часов 15 минут совершил посадку в Долгопрудном.


19. Экипаж дирижабля "СССР В6", 1937 год. Иван Паньков- в первом ряду, второй слева. Его друг и участник совместных полетов В. Устинович вспоминал: «С 1931 года вместе с молодым студентом Ваней Паньковым учился в Московском авиационном институте. В нашей группе он был самым серьезным. Упорно и настойчиво овладевал сложной авиационной наукой, а когда организовалась группа будущих командиров дирижаблей, он одним из первых попросился в неё».


20. В феврале 1938 года экипаж В-6 готовился к перелёту Москва - Новосибирск. В это время пришло сообщение о том, что льдина, на которой дрейфовала экспедиция И. Д. Папанина, раскололась, и требуется эвакуация экспедиции. Было принято решение отправить на помощь дирижабль "СССР В6". Ивана Панькова срочно вызвали из отпуска и назначили вторым командиром. 5 февраля 1938 года "В-6" вылетел из Москвы. 6 февраля в 12 часов дирижабль пролетел над Петрозаводском. В 19 часов дирижабль приближался к станции Кандалакша. Последняя радиограмма дирижабля была получена в 18 часов 56 минут. Полёт проходил на высоте 300-450 метров в сложных метеорологических условиях: низкая облачность, снегопад, плохая видимость. Металлические части конструкции дирижабля обледенели. Дирижабль врезался в гору. Из 19 членов экипажа погибли 13 человек, трое получили лёгкие ранения и трое не получили никаких повреждений (среди спасшихся был инженер В. Устинович). На рассвете 7 февраля одна из поисковых групп обнаружила, что дирижабль СССР В-6 потерпел катастрофу в 18 км западнее станции Белое море. Спасшиеся члены экипажа говорили, что если бы первым командиром был назначен Иван Паньков, то трагедии скорее всего бы не произошло.


21. Вырезки из газет.


22.


23. Остатки дирижабля "СССР В6", собранные на месте катастрофы.


24. Высотомер (с другого дирижабля)


25. 12 февраля 1938 года члены экипажа дирижабля "СССР В-6 Осоавиахим" (в том числе и Иван Паньков) были похоронены на Новодевичьем кладбище в Москве.


26. Владимир Устинович, один из спасшихся при крушении дирижабля, приезжал в 1972 году в Верхнесанчелеевскую школу на открытие мемориальной доски в память о И. Панькове.


27. Выступление основательницы музея Н. Леванюк, там же. Жители села не забыли своего земляка Ивана Панькова.


28. Конверт, перевезенный аэростатом, 1988 год.


О других известных жителях села Верхнее Санчелеево:

29. Танкист Петр Иванович Яушев.


30. Младший лейтенант Петр Иванович Яушев (справа) в период боев на литовской земле командовал танковым взводом в 5-й гвардейской танковой армии. Взвод Яушева уничтожил 2 вражеских танка, 8 орудий, 7 минометов, захватил 70 пленных. Петр Яушев был представлен за участие в освобождении Вильнюса к ордену Боевого Красного Знамени. Но получить его уже не смог, та как в августе 1944 года он погиб в битве за литовский город Расейняй.


31. Николай Михайлович Макаров - фронтовик, председатель колхоза "Правда" на протяжении 30 лет.


32. Николай Макаров - мичман боевого корабля Тихоокеанского флота.


33. Николай Макаров не заканчивал институтов, но постоянно занимался самообразованием, изучал специальную литературу, советовался с опытными людьми, своим умом доходил до всех премудростей хлеборобства. Сплотил тружеников земли, чтобы с их помощью и поддержкой преобразовать облик села, добиться самых высоких в районе урожаев. В бытность его председательства, колхоз «Правда» из года в год больше всех в районе сдавал государству отборного зерна - в среднем по 10 000 тонн. Всегда старался быть первым в селении, участвовал в движении за высокую культуру земледелия. В хозяйстве стали собирать по 30-40 ц с га, за что и был награжден Золотой Звездой Героя Социалистического труда и орденом Ленина.


34. Из воспоминаний Купцова Б.Т. - главного редактора районной газеты «Старополь-на-Волге»: «Фигура его была заметной во всех отношениях. Двухметрового роста, богатырского телосложения. Почти шаляпинский бас. Сильный, твёрдый характер. Он был по-русски широк и красив во всем: в работе - от зари до зари, не замечая смены дня и ночи, не щадя ни себя, ни других; в постижении крестьянской мудрости, хлеборобской науки; в дружеском застолье и в русской песне, которую любил всей душой; в мужской дружбе и в любви к родному селу Верхнее Санчелеево, к людям, с которыми свела его судьба. Простой электромонтер. Не имевший не то что высшего, но даже и средне-специального образования, закончивший лишь двухгодичные курсы председателей, Макаров стал руково¬дителем одного из самых крупных не только в Ставропольском районе, но и в Самарской губернии колхозов, который возглавлял 30 лет. И сделал «Правду» сильным, преуспеваю¬щим колхозом, с мощной материально-технической базой, оснащенным современным комбайновым парком, с развитой социальной сферой и крепкой экономикой. Крестьянский сын, хлебороб-самоучка Макаров своим природным умом и упорством в самообразовании познал все премудрости хлеборобского дела. В его доме в Верхнем Санчелеево сохранилась библиотека, которую он собирал всю жизнь, и где наряду с десятками книг по сельскохозяйственным наукам многие полки в книжных шкафах заняты художественной литературой, поэзией, книгами его любимых русских писателей Шолохова, Алексеева. Колхозный председатель, он мог часами говорить не только о физиологии растений, о злаках и земле, но и об искусстве, музыке, литературе. В его доме бывали в гостях доктора сельскохозяйственных наук, видные ученые, писатели. Ходили на рыбалку, до которой он сам был большой охотник.


35. Василий Михайлович Клементьев (род. в 1913 году в Верхнем Санчелеево), фронтовик, экскаваторщик на строительстве Жигулевской ГЭС, участвовал в строительстве плотины в Египте и ГЭС во Вьетнаме, строитель ВАЗа.


36. Яков Павлович Чепурко - фронтовик, военный летчик, с 1961 года- директор Верхнесанчелеевской школы, также преподавал историю и обществоведение, с 1981 года ушел на пенсию.


37. Шлем летчика Я. П. Чепурко


38. Мажанов Виктор Васильевич, фронтовик, имеет 40 наград, демобилизовался в 1948 году, до 1954 года работал заведующим клубом в селе, а затем более тридцати лет работал киномехаником. Помимо основной работы Виктор Васильевич Мажанов постоянно выполнял общественную нагрузку: возглавлял народную дружину в нашем селе, был председателем народного контроля, а в последние годы своей жизни возглавлял совет ветеранов. Находясь все время среди молодежи, Виктор Васильевич вел большую воспитательную работу. (на фото - Виктор Васильевич Мажанов - кинооператор в сельском клубе).


39. Екатерина Ивановна Илякина


40. В годы Великой Отечественной войны на фронте погибло 168 жителей села.


41. Экспонаты со времен Великой отечественной, подаренные музею жителями села.


42.


43.


44. Разные другие экспонаты.


45. Кожаное пальто Владимира Устиновича (аэронавт, дирижаблист), подаренное им будущему музею в 1973 году.


46. Похвальный лист ученицы Зиновой, 1962 г.


47. Грамота Наталье Леванюк, 1960 г.


48. Грамота Наталье Леванюк, 1967 г.


49. Стенд о колхозе "Правда".


50.


51. Казанско-Богородичный храм в Верхнем Санчелеево.


Подробнее об истории села в моей записи http://chronograph.livejournal.com/138770.html

посмотрите также КАТАЛОГ ВСЕХ МОИХ ЗАПИСЕЙ
Я в соц. сетях (ВКОНТАКТЕ) (В ФЕЙСБУКЕ)

сёла, история, Самарская область, музеи, 2013

Previous post Next post
Up