Трансформация философии

Feb 02, 2010 20:23



Любое философское учение с ходом времени становится под угрозу превращения в антигуманистическую секту.

По Кузари: Особая связь евреев с Богом (иньян Элоhи) иррациональна и выходит за пределы общечеловеческого (разума и естества). Это проявляется в пророчестве, свойственном только евреям и в частной ашгахе, выходящей за пределы природного. Эта особенность была свойственна Адаму, но передана не всем его потомкам, а только по цепочке (Ной-Сим-...) до Яакова и далее всем его потомкам. Геры вливаются в Израиль в результате судебной процедуры, без изменения их природы и могут достичь высокой духовной ступени, но не пророчества. Разумеется, пророчество недоступно неевреям.

По Рамбаму: особая связь с Богом (иньян Элоhи) доступна всем евреям (по их природе), но рациональна и универсальна, а потому достижима и для неевреев (не в целом, а для отдельных индивидуумов). Пророчество, в принципе, возможно и для нееврея, хотя прервано у них в дни Моше, но может возобновиться. Гер может стать пророком. Присоединение нееврея к евреям - чудо с явным вмешательством Бога и изменением природы.

Предлагаю рассмотреть суждение, ставящее под сомнение верность предыдущих двух утверждений.

Настоящим ленинцем может стать:

-              человек, досконально изучивший учение Ленина и успешно сдавший экзамен группе экспертов по ленинизму; или

-              потомок Ленина, находящийся с ним в доказанном кровном родстве.

Причём потомки Ленина владеют всей полнотой «искры ленинского знания» только по факту своего родового происхождения от Ильича. Остаётся определить, способны ли остальные достичь хотя бы частицы такой же мистической близости с «искрой ленинского знания» даже при всём усердии постижения ленинизма как учения.

Нечто в духе Владимира Сорокина: «большевик по Галахе» и «большевик по факту гиюра» - не правда ли, звучит как оксюморон?

В этом, собственно, и заключается фундаментальная проблема иудаизма (именно, как религиозно-философского учения, а не как этнического маркера, «пятый пункт в анкете») - утверждение, что родовая принадлежность предопределяет какие-то уникальные способности или качества личности. Истинно это утверждение или нет - не берусь судить. По крайней мере, научных доказательств этого я не встречал.

Оба иудейских мыслителя жили в эпоху тёмного средневековья среди варваров и иноверцев, в обществе, далеко не толерантном к малым этносам и религиозным меньшинствам и, главное, утратившем традицию обучения и сохранения знания, традицию философской мысли и общения с Богом. Понятно, что желание сохранить свою идентичность стимулировало к подобным умозаключениям.

Но чистота логики утверждений рабби Йегуды Алеви и рабби Моше бен Маймона была бы соблюдена, если каждый из них был бы гером, то есть, неевреем.

Однако, ещё задолго до Алеви и Рамбама, отдельные представители рода иудеев предпринимали неоднократные попытки гуманизировать иудаизм, сбросить шоры кагальной жизни и сделать веру, философию и этику не эзотерическим знанием, достоянием ограниченного круга его адептов - коэнов и левитов, «фарисеев и книжников», -  но экуменическим. Как минимум, это привело к трансформации иудаизма в христианство и ислам - упрощённые формы учения, адаптированные под обычаи и обряды прочих малоазиатских туземцев.
Previous post Next post
Up