Каждому народу для того, чтобы жить, нужна какая-то общая идея.
Она нужна именно для того, чтобы множество отдельных людей, говорящих на одном языке и обладающих примерно одинаковыми поведенческими особенностями, перестали быть по отдельности и явились бы вдруг в нашем мире именно общностью, т.е. чем-то целым и объединённым, чем-то настоящим - настоящим народом.
Эту общую идею также можно назвать целью, общею целью, и что интересно, эта идея или общая цель, пожалуй что, никогда не появляется среди людей сама по себе, с тем, чтобы вдруг, как по волшебству, объединить их и сделать единым целым.
Общая цель обязательно должна быть сформулирована и определена, чётко и ясно, в самых понятных желательно для каждого словах, и донесена тоже почти до каждого.
Интересно также и то, что и этого мало. Что же ещё, спросите вы?
А ещё нужно, чтобы общая цель сама была настоящей, т.е. неискусственной, неподдельной. Вот только в таком случае она и объединит множество отдельных людей, говорящих на одном языке и обладающих примерно одинаковыми поведенческими особенностями, в настоящий народ.
Здесь важно также и понимание того, что для определения настоящей общей цели для множества людей определяющий её сам должен соответствовать ей развитием своего ума и качествами своей души. А также, конечно же, он должен быть смел и чистосердечен.
Он должен быть искренен, должен уметь глядеть правде в глаза и называть вещи своими именами.
Подразумевается, конечно, что именно таким должен быть глава нашего государства - потому что кому же ещё, если не ему, определять общую цель для целого народа?
Вот мы с вами, наверное, все знаем, что в нынешнее время в нашей стране уже есть общая цель.
У нас есть то, что было сформулировано и определено - в самых понятных словах, и что было донесено, пожалуй, до каждого.
И даже сделано это было именно главой государства.
Т.е. выполнены все необходимые условия для собирания нас всех в единую общность, стремящуюся к цели «Удвоение ВВП за 10 лет» (возможно, ошибаюсь в сроке), кроме единственного условия - адекватности определённой цели самому феномену под названием «человеческая жизнь».
Впрочем, оставим сейчас рассуждения о том, является ли наша цель «Удвоение ВВП за 10 лет» настоящей или нет, а скажем только о том, что предкам нашим, жившим, например, 150 лет назад такая общая цель была бы всё-таки непонятной, ненужной.
Это так просто потому, что у них уже была своя общая цель, связующая идея, которая и делала, кстати, в то время нас настоящим народом - неуклонно увеличивавшим свою численность и год от года расширявшим территорию своего в то время великого государства.
Эта цель определялась как, ни много ни мало, «стяжание Царствия Небесного». Средством достижения цели для наших предков была православная церковь с её таинствами, а если точнее, искренняя вера во Христа Спасителя - и сказанное, понравится это кому-то в наши дни или нет, является просто констатацией факта, а сам факт этот был в то время настолько очевиден, что и не требовал каких-то особенных озвучения и формулирования.
А теперь о главном, ради чего и было сделано такое вступление.
Состоит главное в том, что рассматриваемая книга израильского автора (преподает иудаизм на русском языке в Университете Бар-Илан) П. Полонского «Две тысячи лет вместе» исходит именно из наличия этих двух идей - и прямо, откровенно обращается к людям, выбирающим первую.
Можно сказать точнее, эта книга очень откровенно обращается к людям, утратившим какое бы то ни было расположение к жизни, осмысленною второю названною здесь идеей, целью. Т.е. к людям, абсолютно равнодушным к самой Личности Христа.
А вот самое примечательное, ради чего только и стоило писать эту рецензию, здесь в том, что книга эта обращается именно к… христианам.
Автор живёт в Израиле, но книга написана на русском, а значит, адресована, помимо, конечно же, представителей еврейской среды, именно русским (всем тем, для кого русский это родной язык), считающим себя православными - ведь вся книга целиком посвящена рассмотрению вопросов религиозного сознания и никаким другим.
Главная тема книги - существо и взаимоотношение двух религий, христианства и иудаизма.
Начинается книга с определения религиозных основ иудейской веры, а сразу после этого следует раздел, посвящённый Христу. И автор сразу же, и совершенно откровенно, излагает и прилагает все возможные со своей стороны усилия, чтобы обосновать взгляд, согласно которому Христос является кем угодно, но только не Богом.
Выступая со стороны иудаизма, автор соглашается только на Его «изучение», предполагающее «критический подход» к Его учению и Личности.
Он даже согласен на «признание важности Иисуса для духовного развития человечества». Которое при этом «вовсе не означает согласия со всеми провозглашаемыми им концепциями - какие-то из них могут быть признаны весьма достойными, другие же - совсем нет» и т.п.
Подобный взгляд, отвергающий божественную природу Христа и лежащий в самом основании этой веры, иудаизма последних двух тысяч лет, а значит и сама эта вера - являются дикостью для сознания христианского, нелепостью, стремящеюся отвергнуть, перечеркнуть само существо этого сознания, центром которого и является Христос.
А если так, тогда для христианина очевидно, что, как говорит Хомяков в своих «Исторических записках»:«Иудей после Христа, есть живая бессмыслица, не имеющая разумного существования и потому никакого значения в историческом мире»...
Со своей стороны мы можем добавить, что не только «бессмыслица», но и трагедия - самая настоящая трагедия многих поколений людей, упорствовавших и упорствующих в сделанном выборе, а значит лишённых главных ценности и цели человеческой жизни - возможности общения с Богом и принесённого Им в наш мир спасения (важно отметить, что в понимании христиан это относится, конечно, не только к иудеям, но и ко всем, не принимающих Христа как Господа Бога).
Автор рассматриваемой книги не только не согласен с означенным взглядом, что, пожалуй, естественно для фанатичного приверженца иудаизма - он заявляет о его преодолении христианами! Которые при этом - и мы ещё раз особенно подчеркнём этот пункт - всё-таки могут, или даже должны, с точки зрения автора, считаться христианами. Называя вещи своими именами, христианами без Христа, к Христу безразличными, Христа забывшими, от Христа отказавшимися.
В таком понимании сути вещей мы можем видеть, наверное, заветное, сокровенное многовековое чаяние, упование поколений искренних восприемников иудейской религии последних двадцати веков, которая в самих своих основах противоположна христианству. Упование когда-то, как казалось, бессмысленное и нелепое - потому что невозможно было представить, что придёт время, в которое оно может осуществиться, - а сейчас откровенно и открыто, без какого-то видимого стеснения заявляемое.
Но что же позволяет автору разбираемой книги вот так заявлять об этом? Есть ли у него хотя бы какие-нибудь для этого основания?
В том-то и дело, что, якобы, есть - в книге этим основаниям посвящёна вся вторая её часть, а именно раздел под названием «Изменение позиций сегодня».
Заявленная автором надежда на «существенное переосмысление еврейско-христианских взаимоотношений и всего облика западной цивилизации» основывается в нём на примере современных христианских церквей Западного мира.
Так, например:Первое из этих положений было выдвинуто Папой Иоанном-Павлом II. Оно состоит в том, что если мы действительно верим в Бога и в Библейский текст, то должны признать, что… евреи спасаются путем своего, особого Завета с Богом, без принятия христианства и без крещения.
Сравним это со словами Христа:Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет.
Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем.
Се, оставляется вам дом ваш пуст.
Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен Грядый во имя Господне!
Сравним это со словами апостола:Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос?
Это антихрист, отвергающий Отца и Сына.
Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца;
а исповедующий Сына имеет и Отца.
Мы не берёмся теперь судить о том, прав или нет П. Полонский в том, что он пишет в своей книге относительно современной Римско-Католической Церкви.
Для нас важно другое, и только ради этого стоило говорить обо всём этом - прав ли окажется этот человек и подобные ему в своих, как это видно, искреннейших надеждах. А надежды эти касаются, конечно же, далеко не только РКЦ и Западного мира, которые, хотя бы только на словах этого автора, их и так уже почти оправдали. Они прямо касаются и нас. Они обращены к нам - хотя бы самим фактом написания такой книги на родном для нас русском языке.
Надежды на изменение облика нашей культуры, надежды на наше перерождение. На наше равнодушие к своим традициям, к своему прошлому, к своему существу. К единственной правде, которая, как были уверены наши предки, открылась когда-то людям евангельскою историей.
Иными словами, важно для нас здесь решение самого простого, как кажется, вопроса: так будем ли опять чем-то настоящим, народом, общностью, или всё-таки «Удвоение ВВП» или что-то похожее, чего ведь так много теперь вокруг нас в современном мире, так и останется главною целью нашей жизни.
А рассмотренная книга израильского автора является неплохим поводом хотя бы подумать об этом.