"так сложилось"afanasii1January 30 2016, 13:46:09 UTC
В христианстве такого понятия нет. Три воли руководят жизнью: Божия, вражья и наша человеческая, и никто не освободит человека от борьбы при выборе, за кем последует он. (Архим. Иоанн Крестьянкин.)
Критическая парадигма не подходит для эпохи иррационализма, когда именно мифология и догматизм определяют ситуацию. А вообще-то отношения человек-Бог сугубо интимны и не попадают ни под какую парадигму.
Об отношениях "человек - Бог" я и не говорю. Я говорю о рациональном выражении опыта, который опознается как связанный с этими отношениями. >>именно мифология и догматизм определяют ситуацию<< - мне кажется, эта ситуация достаточно локальна.
То есть, мифологическая и догматическая парадигмы мышления стремительно сливаются - в сторону психологии, а пожалуй, и психиатрии. Можно еще пока за них прятаться, но все больше это попахивает ролевыми играми или просто фрик-шоу. Девальвация мифов и догм религий происходит на наших глазах, и всемирная паутина играет в этом процессе большую роль, как и современная библеистика (в случае с христианством).
всем христианствомafanasii1January 30 2016, 15:35:02 UTC
На всякий случай вам ещё свидетельство.
Антоний Великий в письмах своих к монахам говорит: "Многие монахи и девы не имеют никакого понятия о различиях в волях, действующих в человеке, и не ведают, что в нас действуют три воли: 1-я - Божия, всесовершенная и всеспасительная; 2-я - собственная своя, человеческая, то есть если не пагубная, то и не спасительная; 3-я - бесовская - вполне пагубная.»
Re: всем христианствомdmatveevJanuary 30 2016, 22:40:32 UTC
Да, но сейчас, в отличие от этой древности, уже легко поставить вопрос, в каком смысле мы можем понимать слово "воля" применительно к чему-либо помимо человека. Ведь это слово исходно берется как описание человеческой способности к желанию и действию, и именно здесь, внутри нас сами, связано с ощутимым опытом, а на всё остальное, получается, только умозрительно переносится.
Да, но сейчас, в отличие от этой древностиafanasii1January 31 2016, 07:31:57 UTC
Поскольку рассуждаем о сфере духовной, то будет уместно сказать, что у Бога времени нет. Более того. Уровень духовности людей имеет тенденцию к затуханию. Неслучайно Христос говорит: "сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?" [Лк.18:8] Посему возвращение к ранним временам не есть уход от истины, а наоборот приближение к ней. Человеку весьма свойственно проецировать законы мира сего на мир горний. Увы это ошибка и весьма существенная. Вот и вы в этих шорах. А апостол нам подает ключик, когда говорит: "Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия." [Рим.10:17] Сие значит, что искать надо у Христа, а не у себя.
Re: Да, но сейчас, в отличие от этой древностиdmatveevJanuary 31 2016, 20:06:13 UTC
>>Человеку весьма свойственно проецировать законы мира сего на мир горний. Увы это ошибка и весьма существенная. Вот и вы в этих шорах.<< Или я плохо изъясняюсь, или Вы в принципе не понимаете мной написанного. По-моему, ставя вопрос о применимости человеческих слов (на примере возникшего в нашем разговоре слова "воля") за пределы ощутимого опыта, я тем самым и ставлю под вопрос именно такое проецирование.
Comments 31
Reply
Хотя надо полагать, христианство в ситуации явно замешано, раз она началась в христианской культуре.
Reply
Три воли руководят жизнью: Божия, вражья и наша человеческая, и никто не освободит человека от борьбы при выборе, за кем последует он. (Архим. Иоанн Крестьянкин.)
Reply
Reply
Reply
А вообще-то отношения человек-Бог сугубо интимны и не попадают ни под какую парадигму.
Reply
>>именно мифология и догматизм определяют ситуацию<< - мне кажется, эта ситуация достаточно локальна.
Reply
Девальвация мифов и догм религий происходит на наших глазах, и всемирная паутина играет в этом процессе большую роль, как и современная библеистика (в случае с христианством).
Reply
Антоний Великий в письмах своих к монахам говорит: "Многие монахи и девы не имеют никакого понятия о различиях в волях, действующих в человеке, и не ведают, что в нас действуют три воли: 1-я - Божия, всесовершенная и всеспасительная; 2-я - собственная своя, человеческая, то есть если не пагубная, то и не спасительная; 3-я - бесовская - вполне пагубная.»
Reply
Reply
Более того. Уровень духовности людей имеет тенденцию к затуханию. Неслучайно Христос говорит: "сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?" [Лк.18:8]
Посему возвращение к ранним временам не есть уход от истины, а наоборот приближение к ней.
Человеку весьма свойственно проецировать законы мира сего на мир горний. Увы это ошибка и весьма существенная.
Вот и вы в этих шорах. А апостол нам подает ключик, когда говорит: "Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия." [Рим.10:17] Сие значит, что искать надо у Христа, а не у себя.
Reply
Вот и вы в этих шорах.<<
Или я плохо изъясняюсь, или Вы в принципе не понимаете мной написанного. По-моему, ставя вопрос о применимости человеческих слов (на примере возникшего в нашем разговоре слова "воля") за пределы ощутимого опыта, я тем самым и ставлю под вопрос именно такое проецирование.
Reply
Leave a comment