Фильм "Большая жизнь" (1939): позиция партии в вопросе ущемления прав верующих

Jul 18, 2016 20:52

Знаменитый советский фильм "Большая жизнь" (реж.Леонид Луков,сценарист Павел Нилин, Киевская киностудия) снят в 1939 году. Лидер кинопроката 1940 года: его посмотрели более 18 млн зрителей. В марте 1941 года награжден Сталинской премией II степени.

Рассказывает о жизни шахтеров Донбасса, о стахановском движении, о становлении нового человека.

Фильм замечательный, талантливый, с многоаспектной проблематикой, требующей нового осмысления, учитывающего, в том числе, опыт потери СССР.

Но пока я хочу рассмотреть лишь один аспект проблематики фильма - отношение коммунистической партии к верующим гражданам Советской страны.

Старый шахтер Козодоев изобрел новый метод добычи угля. Однако председатель шахткома (профсоюзного комитета), член партии Усынин считает, что "выдвигать" верующего Козодоева было бы политически неверно и невыгодно, а роль инициатора нового метода должна принять на себя партийная или профсоюзная организация шахты, фактически присвоив чужие заслуги, интеллектуально и материально обокрав простого рабочего человека. Но секретарь парткома Хадаров категорически с ним не согласен:



Секретарь парткома Хадаров (Иван Новосельцев) и председатель шахткома Усынин (Степан Каюков)

[Spoiler (click to open)]
6:40
Усынин: Слушай, я хочу с тобой поговорить как партеец с партейцем. Тут черт знает что творится.
Хадаров: Ты с Петуховым объяснился, успокоил его?
Усынин: Подожди, тут политическое дело. Я говорю про метод Козодоева и Бугоркова.
Хадаров: Хороший метод. Цикличная система.
Усынин: Цикличная-то цикличная, но могут быть неприятности.Нам, я говорю, сейчас политически невыгодно выдвигать таких людей, как Козодоев. Что это за фигура? Старик, хвостист, в квартире иконы.А Бугорков, кандидат в партию, у него на поводу.
/.../
Усынин: Я говорю, что организация должна встать во главе. Партийная или профсоюзная. А то получается, они инициаторы, а мы с тобой как-то так сбоку. Это же неверно. Политически неверно. Ну, на этот раз ты со мной согласен?
Хадаров: И на это раз не согласен. Ерунду говоришь.

При обвале шахты Козодоев получает серьезную травму. На одре болезни, готовясь к смерти, он хочет позвать священника.В этом ему препятствует Усынин. Вновь возникает тема ущемления прав верующих, на этот раз свободы отправления религиозного культа. Однако секретарь парткома Хадаров кратко, но бескомпромиссно дает понять председателю шахткома, что исповедовать или не исповедовать религию - личное дело гражданина, в которое не могут вмешиваться ни партийные, ни профсоюзные органы, и что даже заниматься перевоспитанием трудящихся в духе атеизма не всегда уместно: следует принимать во внимание и возраст, и житейскую ситуацию, в которой пребывает человек. Словом, к чувствам верующих должно относиться с уважением.



Шахтер-стахановец Козодоев (Иван Пельтцер)

1:17:50
Жена Козодоева: Я хотела священника позвать. А товарищ Усынин против. Сердится.
Усынин:Стахановцы попа зовут. Ведь это же в "Крокодил" заметка.
Хадаров: Не мешай. Ведь это же не твое дело.
Усынин: Я тебе не советую. Ведь ты за это будешь отвечать перед партийной организацией.
Хадаров:: А ты что же, перевоспитывать ее сейчас будешь?

Усынин не успокаивается и обращается к секретарю райкома с устным доносом на Хадарова. Однако совершенно неожиданно получает от того гневную отповедь. Таким, как Усынин, говорят создатели фильма, не место в партии, потому что они вредят ее делу - делу строительства социализма и коммунизма.



Секретарь райкома (Александр Чистяков)

1:19:00
Усынин: Вы были против меня, что я подрываю парторга, а Хадаров заставляет меня попа приглашать.
Секретарь райкома: Чего?
Секретарь райкома: Попа, говорю. Священника, служителя культа.
Секретарь райкома: Да, я вижу, Хадаров допустил ошибку.
Усынин: Ну да.
Секретарь райкома: Ошибся, что своевременно не поставил вопрос об исключении тебя из партии. Вредный ты человек, Усынин.
Усынин: Ага. Пойдем выше.


Таким образом, мы видим, что проблема ущемления прав верующих представлена в фильме как актуальная. Роль "гонителя христиан" отдана профсоюзному деятелю, а роль защитников - руководителям партийных организаций. И в этом был совершенно определенный смысл, так как эти два персонажа (секретарь парткома шахты и секретарь райкома) должны были выражать позицию партии. Сталинское кино - это прежде всего пропаганда и агитация, учебник жизни, воспитатель народа. Поэтому простыми, ясными кинематографическими средствами в фильме показано, что те члены партии, которые ущемляют права верующих, - это карьеристы, интриганы, негодяи,- словом, вредные люди, которые из партии должны быть исключены. И награждение фильма Сталинской премией свидетельствует о том, что его создатели выразили, в том числе в вопросе отношения к религии и верующим, сталинскую точку зрения.

image Click to view



кино, советское кино, Сталин, РПЦ и Советская власть

Previous post Next post
Up