Двое ( прот.Андрей Спиридонов и прот. Александр Куцов) высказались однозначно "за". Для первого Маннергейм - героическая личность, безупречная в нравственном отношении. Второй (ректор православной гимназии, страшно представить, чему такой учитель может научить учеников) делает акцент на "восстановлении исторической справедливости" и "примирении".
[Spoiler (click to open)]Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве:
«Для меня важно, что Карл Маннергейм изначально был русским генералом, начинал свою деятельность активно и героически в царской России. Он в первую очередь русский генерал, а потом уже после революции оказался на стороне Финляндии».
«А Маннергейм все же был героическим человеком, хоть и оказался на стороне наших противников. Но в нравственном отношении к нему трудно предъявить какие-то серьезные претензии. Так что меня лично не смущает открытие мемориальной доски»
Протоиерей Александр Куцов, настоятель храма Преображения Господня в Орске, благочинный, ректор православной гимназии: "Увековечивание памяти Маннергейма, на мой взгляд, будет способствовать гражданскому примирению и в некотором роде восстановлению исторической справедливости».
«Как бы ни складывалась жизнь, эти люди служили России, ее благу, процветанию, И уже то, что о них говорят, свидетельствует: они оставили заметный след в историческом прошлом нашей Родины. Я разделяю такой подход, хотя действительно бывают несколько одиозные личности, вызывающие споры и сомнения. Но общество не делится на черное и белое, есть и другие цвета, политические или иные предпочтения. Кстати, Россия всегда славилась и неоднородностью, и мирным сосуществованием различных национальностей, культур». «Маннергейм - личность неоднозначная, но однобокость тоже плоха. И если мы действительно хотим сплотить наше общество, для начала нужно поступить именно так. Конечно, нужны некие базовые ценности (это тема отдельного разговора), но и увековечение памяти тоже один из элементов консолидации общества».
Остальные трое хоть и не высказались "за", но и не дали однозначной негативной оценки увековечиванию памяти убийцы ленинградцев.
Протоиерей Алексий Кульберг, настоятель Вознесенского храма города Екатеринбурга, первый помощник правящего архиерея, вроде бы и признает вину Маннергейма: "он был одним из участников блокады Ленинграда, и смерти блокадников отчасти и на его совести - хотел он того или нет". Но затем высказывает кощунственную мысль о том, что "ленинградская блокада была наказанием за реки крови и бесчинства, совершенные в послереволюционном Петрограде, и с этой точки зрения Маннергейм - лишь карающая сила Божья, своего рода рука фараона, через которого Господь вразумлял наших обезумевших предков".
В высказывании иерея Святослава Шевченко, настоятеля храма мученицы Лукии Сиракузской в Благовещенске, также не прослеживается четкая нравственная позиция: с одной стороны,"нужно относиться спокойно ко всем страницам истории - был же у нас такой исторический деятель, и какую-то часть своей жизни он действительно посвятил службе России", с другой -"НАВЕРНОЕ, нужно поостеречься увековечивать неоднозначных личностей,"СТРАННО, когда увековечивают память неоднозначного человека, что может вызвать раскол в обществе
Всего лишь "странно"? Всего лишь "неоднозначная" личность?
Священник Андрей Постернак, директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук высказался настолько витиевато, что трудно понять его личное отношение к установлению доски:
«Своей родиной он считал Российскую империю, получил тут образование, честно служил престолу, оставил воспоминания об этом, - а уже после революции, когда остался в Финляндии, занял жесткую позицию против коммунистов. Самое возмутительное, конечно, его отношения и сотрудничество с Гитлером: финны вместе с немцами блокировали Ленинград и несут ответственность за страшные два года блокады, этих слов из песни не выкинуть. Поэтому с исторической точки зрения установление мемориальной доски, да еще в Ленинграде, ДЛЯ ЧАСТИ всего общества, а не только для коммунистов, МОЖЕТ ВЫГЛЯДЕТЬ КАК ВЫЗОВ».
«Безусловно, это связано с тем, что у нас в обществе нет единого мнения по поводу коммунистической идеологии, мы никак не можем определиться по поводу прошлого и мечемся. Нужен вердикт или определенные суждения, на основании которых общество могло бы консолидироваться и объединиться. Изменить мы уже ничего не можем, но определенную оценку дать должны, и на ее основе выстроить настоящее и будущее России».
Так что же помешало названным клирикам занять правильную позицию в ситуации с доской Маннергейма? Их АНТИСОВЕТИЗМ и АНТИКОММУНИЗМ.
Все-таки хорошо, что коммунисты-атеисты православные сайты не читают: поди докажи потом, что это всего лишь частные мнения пяти священнослужителей, а не позиция всей РПЦ.