ХРИСТОЛОГИЯ Иринея Лионского

Jan 18, 2016 13:19



Два варианта перевода (Ириней Лионский. Против ересей 3: 20:2):
1. В пер. Преображенского: "Слово Божие обитало в человеке и сделалось Сыном Человеческим, чтобы приучить человека принимать Бога и Бога обитать в человеке, согласно с волею Отца"
2. В ККЦ 1992, § 53: "Слово Божие обитало в человеке и сделалось Сыном Человеческим, чтобы приучить человека понимать Бога и приучить Бога обитать в человеке, по воле Отца".

Этот текст сохранился только на латыни, и занимаемое место имеет звучит так "assuesceret hominem percipere Deum, et assuesceret Deum habitare in homine" (PG 7a: 944). Для нас имеют значение два слова: "assuesceret" [assuesco - приучаться к чему-либо, вырабатывать в себе искусство и навык] и "percipere" [percipio - получать, охватывать, занимать, понимать, постигать, принимать, ощущать].

Текст очень важен богословски, поскольку предполагает духовно-нравственное развитие человеческой индивидуальности (!) в Лице Иисуса Христа. По дерзновенной мысли Иринея не только человек должен был приучиться к жизни в Боге, и Бог приучиться "ощущать" Себя в нашей шкуре. Для этого Логосу мало было вочеловечиться, надо было прожить нашу жизнь, побывать в житейских обстоятельствах человека. Экзистенциально изведать человеческую жизнь. Это "привыкание" происходило постепенно - в этом-то как раз и новый ракурс для рассмотрения взаимоотношения человеческих и божественных энергий и актов Христа: Его человечество вполне реально алкало, а действующий в Нем Логос вполне реально утолял этот голод (как на колодце Иакова) и даже совершал чудеса. В этом и только в этом контексте следует рассматривать учение о том, что Отец "не пощадил" Своего Единородного, но "предал" Его на страдания - на все страдания жизни, которые Он, Бог Слово, должен был вкусить "как обычный человек". Единство Правды Божьей и человека совершилось в делах человеческих, достигших своего совершенства в человеческой деятельности Иисуса. Но Правда в том и состоит, что она не будет абсолютной правдой, если будет осуществляться только при благоприятных условиях (ср. слова сатаны об Иове в Иов 1:9-11). Правда и совершенство должны были пройти "тест на прочность" страданиями. Божество во Христе должно было "приучаться" не только жить человеческой жизнью Иисуса и творить чудеса, но и страдать за Правду. Если бы Сын прошел путь человеческой жизни в совершенстве и праведности, но в покое и святости, то это было бы «создание искусственных условий», а значит, нее было бы в Его праведности всей полноты Правды: Он так и остался бы «непричастным» всем экзистенциальным реалиям человеческого жития. Он так и не стал бы «во всём» одним из нас - в жизни, в страдании, в смерти. Но, благодаря страданиям Иисуса Христа, «мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно [нам], искушен [πεπειρασμένον - от «πειρασμός» (испытание, проба, проверка)] во всем, кроме греха» (Евр.4:15).

богословие

Previous post Next post
Up