Наверное, нет движения внутри РПЦ, оклеветанного и оболганного более чем Преображенское содружество малых православных братств, основателем и духовным попечителем которого является о. Георгий Кочетков. Да и сам о. Георгий, сделавший так много для русской церкви, был оклеветан и сейчас время от времени подвергается клевете от своих оппонентов. Попробуйте только набрать в Интернете о. «Георгий Кочетков» или «Преображенское братство», как тут же поисковик выдаст вам много сайтов, где разбирается и обличается «обновленческая деятельность» священника Георгия. Оппоненты для членов Преображенского братства, духовником которого он является, придумали специальный термин «кочетковцы».
Конечно, о. Георгий не безгрешен, как и любой человек, он наверняка делал и делает какие-то ошибки.
Конечно, абсолютно нормально обличать брата, если тот грешит и как-то сбивается с пути. Нормальный христианин будет только рад такому обличению и назиданию. Но есть обличение, которое произносил Христос и святые по отношению к заблудшим, а есть ложь и клевета, которые использовала лжебратия как в Новом Завете, так и в более поздние времена. Как нам хорошо известно, Христа распяли, предварительно Его оклеветав. Также и апостолы, в частности, Павел, бывали оклеветаны и жестоко биты и убиты за проповедь Царства. Все знают о судьбе св. Иоанна Златоуста, осужденного собором из православных епископов.
Попробую здесь разобрать какие-то основные обвинения, которые встречаются чаще всего в адрес братства. Условно поделю их на обвинения «справа» и «слева». Обвинения «справа» - это обвинения людей, занимающих охранительную позицию, позиционирующих себя как церковных «консерваторов». Сразу хочу сказать, наши уважаемые оппоненты глубоко заблуждаются по поводу своей консервативности. Как правило, она (консервативность) опирается на очень позднюю традицию, главным образом, синодального периода. Например, молитвенное последование, используемое мирянами для совершения молитвенного правила утром и вечером, довольно позднего происхождения, не ранее XVIII века; традиция служить молебны сразу после литургии сложилась только в XX веке, также как и традиция одевать одежду красного цвета на Пасху. Даже само наименование «Русская Церковь» - появилось по приказу Сталина с восстановлением патриаршества, до этого наша церковь называлась греко-российской.
Так вот, основным обвинением данной группы верующих является обвинение в обновленчестве. Но здесь мы видим явное непонимание того, что собой представляла обновленческая церковь, какой был ее самый главный грех. Обновленческая церковь - это был искусственно созданный проект ЧК для борьбы с церковью. Поэтому суть обновленчества - сотрудничество с безбожными властями в их устремлении расколоть церковь, когда церковь становится, по сути, структурой спец. службы и выполняет задачи этой службы, а не церкви. В этом грех обновленчества, а не в том, что они стремились реформировать богослужение. Это все было только ширмой и прикрытием для их главной антицерковной задачи. Да и большинство обновленцев было против каких-то изменений в богослужении. Например их глава Александр Введенский был против использования русского языка в церкви, называя таковое «адамовщиной» по фамилии свящ. Василия Адаменко, который сначала присоединился к обновленческой церкви, но потом раскаялся и ушел оттуда.
Сохранился документ, в котором митр. Сергий благословляет о. Василия служить на русском, так что в нашей церкви уже есть канонический прецедент совершения богослужения на русском языке. Как известно митр. Сергий главную угрозу церкви видел, прежде всего, со стороны обновленческой церкви и всячески ей противостоял. Правда, многие считают, что он, борясь с обновленцами, сам пошел по их стопам в плане сотрудничества с безбожной властью, но это другая тема, нам же тут важен прецедент, который доказывает, что служение на русском не было главным пунктом программы обновленцев. О. Василий вскоре погиб как мученик, что говорит о том, что сов.власти совершенно не хотели перевода богослужения на русский. Это и понятно, им важно было, чтобы православный обряд был максимально непонятным для людей, и что бы это помогало оттоку людей от церкви. Так что те в нашей церкви, кто выступают против русского языка в богослужении, на самом деле продолжают политику безбожной власти и обновленцев. Вот в этом и есть коварство лукавого, который пытается все перевернуть с ног на голову, и обвинить в своих грехах других, и даже Самого Бога.
Так кто же был главным провозвестником Православия и Православной Церкви в годы гонений? Конечно же, святой патриарх Тихон! Именно он издал известное воззвание к Божьему народу о создании общин и братств для того, чтобы спасти церковь.
Вот это вот благословение святого патриарха и выполняют о. Георгий и его единомышленники. Духовными учителями о. Георгия были исповедники веры или те, кто сам свою веру получил от мучеников и исповедников: Фудель, Пестов, арх. Сергий (Савельев), о. Всеволод Шпиллер, о. Виталий Боровой и многие другие. Именно из этого духовного источника питался тогда еще Юрий Кочетков, через них он вошел в Церковь. Именно общины и братства периода гонений стали для о. Георгия, Александра Копировского и их друзей вдохновением для создания общины и братства, именно их опыту они следовали. Таким образом, братство через о. Георгия напрямую связывается с подлинными представителями Церкви Христовой - новомучениками и исповедниками земли русской, которые противостояли в духовной борьбе обновленцам и иже с ними.
И чью же тогда традицию продолжают оппоненты братства, когда гонят о. Георгия и братство? Хороший вопрос! Может, все-таки обновленцы не ушли в небытие, а остались в нашей церкви? Может, действительно линия неообновленцев продолжает жить, только кто ее действительный проводник? Как печально, что оппоненты «справа» не понимают, что в своих нападках на братство они повторяют политику и действия сов.власти, направленную на уничтожение церкви. Часто братство обвиняется в «сектантстве» и «расколе» за «внебогослужебные» собрания. Но именно сов. власти пытались ограничить церковную жизнь территорией храма, это было их задачей, чтобы свести на нет влияние церкви на народ, запрещая священникам любую деятельность вне храма, и запрещая людям собираться для молитвы и чтения Писания дома. И оппоненты, обвиняющие в этом братство, на самом деле являются в этом прямыми продолжателями гонителей церкви. Помню, читал в книге «Отец Арсений», что за совместное чтение дома Писания людей арестовывали по обвинению в создании религиозной группы с целью подрыва сов. власти. В нацисткой Германии для тех, кто хотел с друзьями почитать дома Библию, нужно было за месяц подавать прошение в гестапо.
Братство много трудится для того, чтобы восстанавливать память о новомучениках и исповедниках российских. К сожалению, эта тема очень мало востребована в современной церкви. По-видимому, кажется, что если новомучеников канонизировали, то вроде как на этом и все, но важно не просто их записать в святцы, а усвоить их опыт и воплотить в жизни! И любой, кто не поленится хотя бы поверхностно ознакомиться с этим опытом, то он увидит, что этот опыт напрямую связан с братско-общиной жизнью! И именно с братствами и общинами боролась безбожная власть. Так какого же вы рода, уважаемые оппоненты, если и сейчас видите в братствах и общинах угрозу? Но ведь стоит только какому-то священнику или мирянину начать собирать общину или братство в рамках прихода или вне его рамок, то, как правило, в его адрес начинают сыпаться обвинения в сектантстве и ереси! Об этом вам может сказать любой священник или мирянин, который пытался как-либо собирать народ. Такие всегда напарывались на сопротивление группы верующих, которые объединялись по принципу «против кого дружите» и начинали настоящую травлю собратьев во Христе. И опять в этом видно коварство того, кого святые называли «обезьяной Бога». Потому что именно оппоненты, как правило, начинают являть подлинный дух сектантства. Они не слушают никого кроме одного или двух батюшек, которые говорят созвучное им. Православным считают только то, что у них на приходе, любое отклонение от их мнения или традиции их прихода считают ересью. Понятие церковных канонов и правил для таких людей отсутствует, они готовы отлучать всех и вся, руководствуясь только своим суждением, игнорируя церковные постановления как прошлого, так и настоящего. Такие люди обычно не знают православную традицию, учения церкви, церковных догматов, как правило, мало читают Писание, а отцов не читают вообще, при этом при каждом удобном случае пользуются фразой «все отцы учили!».
Также братство обвиняют в реформировании богослужения, в отходе от устава. Во-первых, искажают устав на обычном приходе, как правило, как заблагорассудится настоятелю. Об этом вам скажет любой разбирающийся в богослужении человек. Во-вторых полностью по уставу служить просто невозможно в реалиях современного прихода. В третьих, у братства в Москве с 1997, а в архангельской епархии с 2012 года нет прихода, их благополучно разорили, выгнав оттуда братство. Кому интересно, можете зайти в храм Успения в Печатниках или в Сретенский храм в Заостровье и посмотреть, сколько там собирается народу на богослужение. Каким образом братчики могут «реформировать» богослужение, ни имея собственного храма - большой вопрос. Но даже когда у нас был свой храм, никакого вопроса о реформе не стояло, богослужение исправлялось в соответствии с духом и смыслом устава! Именно это было главной задачей братчиков и о. Георгия.
От Александра Дворкина я слышал, что главный грех братства - это не какие-то изменения в богослужении, а деление всех членов церкви на полных или неполных.
Мол, полные только те, кто прошел катехизацию в братстве, а те кто не прошел, тех о. Георгий даже не допускает до Причастия! Я лично обличил перед Дворкиным эту клевету, сказав, что впервые причастился и участвовал в агапе братства еще до своего оглашения. Когда же начал оглашаться, то причащался каждое воскресение вместе с остальными членами своей огласительной группы, и никто нам этого не запрещал. А оглашаться мы стали не для того, чтобы в братстве признали нас за «полноценных» членов церкви, а потому что испытывали недостаток научения в вере, который и стремились восполнить, будучи при этом церковными людьми с многолетним стажем жизни в церкви. Да, в церкви есть неполные члены церкви - это или некрещенные уверовавшие или крещеные по принципу клинического крещения без всякого научения и для которых требуется согласно канонам научение вере. Но никто никогда не говорил, что вере можно научиться только в братстве и только у о. Георгия!
Продолжение следует.