Попалась мне в одной электронной библиотеке книга Фомы Кемпийского «Погдражание Иисусу Христу»
http://www.spsl.nsc.ru/~m1-way/fkn1.htm. И тут же на ум пришла когда-то прочитанная рецензия святителя на эту книгу. Из закоулков сознания сразу всплыли слова «прелесть» и «роман с Богом». В общем, понял я, что нарвался случайно или нет на «прелестную» книгу. Святитель, конечно, читать ее крайне не советовал православным… но ведь такое искушение.. ну хоть пару строчек. И я решился… Пока прочитал только пару страниц… То ли я духовно слеп, то ли все еще впереди, но пока ужасов описанных свт. Игнатием не вижу. Возникает пара вопросов:
1)читал ли сам св. Игнатий эту книгу?
2) Если читал, то зачем столько ненависти?
3) А может просто я духовно слеп, не могу разглядеть подвоха?
Свт. Игнатий.
"Как прав был тот помещик (об этом пишет свт. Игнатий Брянчанинов), который, увидев в руках своей дочери католическую книжку «Подражание Иисусу Христу» Фомы Кемпийского (XV в.), вырвал у нее из рук и сказал: «Прекрати играть с Богом в роман»."составилась она из ложных понятий; ложные понятия родились из неправильных ощущений, сообщенных книгой.
Фома Кемпийский. Ходяй по Мне не имать ходити во тьме (Иоан. VIII, 12), глаголет Господь. Сими словами зовет нас Христос подражать жизни и нравам Его, если хотим воистину просветиться и избавиться от всей слепоты сердечной. Итак да будет нам главное попечение - поучаться в жизни Христа Иисуса.
Свт. Игнатий. В книге жительствует и из книги дышит помазание лукавого духа, льстящего читателям, упоевающего их отравой лжи, услажденной утонченными приправами из высокоумия, тщеславия и сладострастия….
Фома Кемпийский. Что пользы тебе высоко мудрствовать о Троице, когда нет в тебе смирения, и оттого ты Троице не угоден? Истинно, не высокие слова творят святым и праведным, а жизнь добродетельная творит угодным Богу. Пусть не умею определить, что есть благоговение: лишь бы я его чувствовал. Если знаешь всю Библию и все изречения мудрецов, что пользы во всем том, когда нет любви и благочестия? Суета суетствий, и все суета (Еккл. 12), - разве любить Бога и служить Ему Единому. Презирая мир, взирать на небесное царствие - вот в чем состоит верховная мудрость.
Свт. Игнатий. Книга производит сильное действие на кровь и нервы, возбуждает их, - и потому особенно нравится она людям, порабощенным чувственности; книгою можно наслаждаться, не отказываясь от грубых наслаждений чувственности. Высокоумие, утонченное сладострастие и тщеславие выставляются книгой за действие благодати Божией.В противоположность ощущению плотских людей, духовные мужи, обоняв воню зла, притворившегося добром, немедленно ощущают отвращение от книги, издающей из себя эту воню. Старцу Исаии - иноку, безмолвствовавшему в Никифоровской Пустыни, преуспевшему в умной молитве и сподобившемуся благодатного осенения, был прочитан отрывок из “Подражания”. Старец тотчас проник в значение книги. Он засмеялся и воскликнул: “О! это написано из мнения. Тут ничего нет истинного! тут все- придуманное! Какими представлялись Фоме духовные состояния и как он мнил о них, не зная их по опыту, так и описал их”Прелесть, как несчастье, представляет собой зрелище горестное; как нелепость, она - зрелище смешное. Известный по строгой жизни архимандрит Кирилло-Новоезерского монастыря Феофан, занимавшийся в простоте сердца почти исключительно телесным подвигом, и о подвиге душевном имевший самое умеренное понятие, сперва предлагал лицам, советовавшимся с ним и находившимся под его руководством, чтение книги “Подражание”; за немного лет до кончины своей он начал воспрещать чтение ее, говоря со святой простотою: “прежде признавал я эту книгу душеполезною, но Бог открыл мне, что она - душевредна”. Такого же мнения о “Подражании” был известный деятельной монашеской опытностью иеросхимонах Леонид, положивший начало нравственному благоустройству в Оптиной пустыни.
Фома Кемпийский. Себя самого в правду знать и презирать себя - вот выше всего и всего полезнее знание. Себе самому ничего не присваивать, а о других всегда думать доброе и высокое - вот великая мудрость и совершенство. Когда видишь, что другой явно согрешает или что тяжкое совершил, не думай, что ты лучше его. все мы бренные, а ты ни о ком не думай, что он тебя слабее.
Парочка альтернативных комментарием от православных святых.
Свт. Димитрий Ростовский «Гость от западных стран, чужий человек, но не с худым товаром, Фома именуемый, свой сундучок открывает, свою, глаголю, книжицу, о подражании Христовом зовомую, отверзает пред очима нашима, и показует един бисер, зовомый смирение, его же цены гордыи чада Адамова мало ведят: ибо и силы того разумети не хотят и презирают».
Свт Филарет Московский. «Видите что, о. архимандрит Сергиевой пустыни (ств. Игнатий) написал книгу против Фомы Кемпийского и желает, чтобы я ее видел, и побудил его к изданию ее в свет. Не надеюсь, чтобы, если прочитаю книгу, мог и написать о ней то, что понравилось бы ему. Мне странною кажется мысль писать назидательную книгу именно против книги Фомы Кемпийского. Мне кажется, всего удобнее продолжить молчание, в котором я до сих пор оставался невольно» (Письма митрополита Филарета Московского архимандриту Антонию. Ч. II. М., 1883).