Домбай 2010. Адово адище.

Aug 26, 2010 13:33

Стояли как-то раз под перевалом,
Есть было нечего.
Питались, в основном, медвежьим калом.

Неизвестный поэт Павел Гришель.

Домбай 2010. С прибытием!



После нескольких дней халявы пробил-таки день и час, когда нас понесло на горку.
Почему в качестве первой горы Иваныч выбрал Софруджу, а не находившуюся под боком Сулахат - не знаю, могу только предполагать. Подходы к Сулахат проще - часа 3 до штурмового лагеря, а сама гора сложнее, требует ползания по скалам. Софруджу проще, поскольку от штурмового лагеря движение происходит по леднику без особого напряга, но сами подходы к штурмовому лагерю тянут на категорийность. И от Алибека, где у нас база, часов 8 ходу в лучшем случае.
(для справки: Софруджу (от кбал. Сауру-джух) - «выступ округлой вершины». Буквально «сауру» - «круп лошади».
Сулахат
 1) место выпаса коней.
 2) легенда производит от женского имени Зулихат.
 3) реальной основой может быть Сулукат - водный пласт, место выхода грунтовых вод на склоне этой горы.
 Согласно легенде это имя девушки, которая спасая возлюбленного легла поперек ущелья и превратилась в горную гряду. Действительно, при взгляде на Сулахат можно рассмотреть голову, ноги.)

Накануне народ точил кошки. Готовились к завтрашней вылазке.





А я попробовал поснимать ночное небо...



С утра дня выхода в штурмовой лагерь и до утра следующего дня никаких фотографий нет. расскажу на словах почему и что вообще было в это время.
Рано позавтракав и собравшись, группа погрузилась в УАЗик (он же "батон", он же "буханка") местного перевозчика Шамиля и отправилась в Домбай. 11 человек и столько же рюкзаков со снаряжением упаковались в "буханку" с трудом. Немногочисленные представительницы прекрасного пола дремали на коленях дремавших представителей пола противоположного. Тряска не была помехой продолжавшемуся сну.
Не доезжая 300 метров до Домбая машина встала. Бензин кончился. Шамиль взял шланг и бодро почесал в посёлок. Оставшиеся бесцельно бродили вокруг транспортного средства или спали внутри. Шамиль вернулся минут через 45 верхом на Приоре. УАЗик был заправлен и покатил дальше, а за баранку Приоры посадили одного из наших - Андрюху Благоразумова, - и он покатил следом. Где-то в посёлке бросили ВАЗовское авто и Шамиль довёз нас до входа в ущелье Аманауз, где начинается граница заповедника. Дальше наш путь становился пешим. В проводники наш давнишний алибекский друг В.А. Шипилов дал нам своего сына Артёма, который только накануне вернулся оттуда, куда мы теперь шли.



Артёму такой поворот событий, наверное, не очень понравился, но с отцом не поспоришь.
(для справки: Аманауз - плохое ущелье)
Первое время тропа траверсила по лесу, немного набирая высоту. Затем пошла вверх вдоль притока Аманауза, перебралась на другой берег и всё более круто начала забирать вверх. Вскоре трекинговые палки только мешали и пришлось в прямом смысле встать на четвереньки. Карабкаться с рюкзаками по скалам было более, чем стрёмно. Через какое-то время вышли к первому кулуару - невысокой (около 6-7 метров) стенке. Преодолеть с рюкзаками подъём не получилось, пришлось поднимать их по верёвке, а самим лезть налегке. Всё это занимало кучу времени, поскольку группа у нас достаточно многочисленная.
Через какое-то время, забираясь всё выше, подошли ко второму кулуару. Этот раза в два выше предыдущего. По его преодолению ноги гудят, хочется пить и дальше совсем никуда не хочется. А дальше самое весёлое - так называемая "обезьянья" тропа. она представляет из себя многочисленные невысокие стенки, по которым надо карабкаться. Само по себе это очень увлекательное занятие, но с рюкзаками за спиной занятие это совсем не радостное, утомительное, а в некоторых местах и опасное.
Покончив, наконец, с лазанием, выходим на Медвежьи поля и оказываемся на нижних ночёвках. Здесь большой привал. Ноги гудят и горят так, что холод горного ручья, в который их опустили, начинают чуствовать далеко не сразу. С обрыва открывается великолепный вид на ущелье Аманауз, но доставать фотик нет никаких сил. Да и солнце светит прямо в глаз - Кавказ всё-таки.
Продолжаем движение. Тропа ведёт вверх, пересекая ручьи и снежники, мимо средних ночёвок, на верхние, к леднику Софруджу, под стены великолепной горы Белалакая.
(для справки: Белалакая
 1) пестрая, пятнистая скала с белыми прожилками (из-за кварца)
 2) (кбал. Бел-аллы-ала-кая) - «пестрая скала перед седловиной»)
Добираемся до ночёвок в конец измученными и уставшими. Я почти не могу передвигаться даже без рюкзака - не думал, что ноги сыграют со мной такую шутку, вроде я их велосипедом специально для этих целей тренировал. Решил на утро никуда не ходить. Татьяна и Ленка тоже отказались от утреннего восхождения. По-правде сказать, на утро все чуствовали себя вполне сносно и идти могли, но уже не хотелось.
Рядом стояли ещё две группы: одна спустилась с Белалакая, собралась и ушла вниз; другая шла на Белалакая утром.
Поели и легли спать. На утро Ленке и мне предстояло дежурство. Традиционная для нашего дежурства гречка с тушёнкой.

С первыми лучами восходящего солнца я покинул палатку и буквально в 5 метрах от себя увидел следующее:



И эти твари там пребывали в приличном количестве, подъедая остатки альпинистских трапез.



Вообще они не сильно смущались людей, подходили метра на 3 и всячески давали понять, что они здесь хозяева да ещё под защитой заповедника. Зная, что все травоядные охочи до соли, мы скормили этим козлам остатки нашего завтрака - гречки с тушёнкой! - изрядно приправив их солью.
Группа готовилась к восхождению...



... а я взял фотоаппарат и преспокойненько пошёл снимать горные красоты.
Козлы продолжали спокойно ходить вокруг.



А это ледник Софруджу в утреннем свете. По нему нашим предстояло подниматься на перевал.



Белалакая на рассвете.



И вот, в сопровождении козла, группа уходит на вершину.



В последствии нам Иваныч часто пенял, что-де мы напрасно ходили в баню накануне, тем самым нарушив какие-то там традиции и обычаи, расстроили духов и т.д. У меня есть другой аргумент: внимательнее надо быть к окружающему миру - он не хуже любых духов даёт человеку знаки, которые тот в состоянии понять. Даже этот козёл считает затею авантюрной.



Так или иначе, но группа уходит...



... а лентяи остаются...



... и наслаждаются великолепной погодой и чудесными видами!









А это "жандарм" на Белелакая. Нам показалось, что он похож на витязя верхом на коне. Хотя в горах восприятие часто зависит от освещения.



Во-он он, правее того места, где обрывается нижняя светлая полоса горы.



Внизу виднеется Домбай.



А выше - только пики гор и небо.



На нашей высоте растительности почти нет, поэтому козлы, думается мне, заходят сюда из-за альпинистов, а пасутся ниже, в зоне высокогорных лугов.



Из-за чёрных скал белой шапкой выглядывает исполин Эльбрус.



Прямо под нашими ночёвками ледник Софруджу обваливается в ущелье Аманауза.





Ничего этого я, разумеется, не снял, если бы пошёл наверх. По дороге сюда мы проходили столько удивительно красивых мест, но не только не засняли их, а даже не заметили, вперив взгляд в тропу перед собой. Поэтому я нисколько не жалею о том, что остался в штурмовом лагере.

И тут неожиданно вернулась группа...



Эх, надо, надо было присмотреться к козлу - природа подавала нам знак, которого никто не увидел. Дорогу нашим восходителям преградила огромная трещина, ни обойти, ни переправиться через неё не представлялось возможным.
И тут адово адище продолжилось!
Сошедшие, посчитав, что времени ещё вагон, засобирались вниз. С одной стороны в этом был резон: группа вернулась в лагерь около 12, а на спуск в Домбай должно было уйти около 5 часов. С другой стороны, хотя до вершины и не дошли, но пятичасовое хождение по леднику тоже не шутка. А учитывая предыдущий день и подавно! Погода стояла великолепная и даже ночью на верхних ночёвках было не холодно. Серьёзных причин, чтобы торопиться вниз, не было. И мне очень хотелось поснимать в режиме горы! И звёзды!
Но люди-лошади, желавшие вниз, убедили. Начали спуск только в половине третьего, вяло, все устали. Была хорошая мысль: остаться на нижних ночёвках, а утром на "обезьянью" тропу, в кулуары, да хоть к чёрту на рога! Да и дождь надвигался. Нет же, попёрлись! Дождь нас накрыл у первого кулуара и шёл почти час. Мы не просто медленно спускались, мы практически остановились. А мокрые камни не лучшие спутники туриста. К реке вышли в уже начавшихся сумерках, а впереди был лес, полный камней и ручьёв. Там нас и настигла темнота. И началось: Паша подвернул ногу, у Володи дал себя знать мениск, Иван совершил двойной кульбит с рюкзаком - благо без последствий. При этом группа растянулась, постоянно теряла ориентацию, действия в целом не координировались и то, что мы оказались в Домбае живыми и практически целыми - просто чудо! А случилось это около 12 ночи! Т.е. на спуск времени ушло больше, чем на подъём! Каким-то немыслимым образом андрюха и Артём отыскали "шишигу" (ГАЗ-66), водила которой согласился отвезти нас в Алибек. Ужинали мы уже во втором часу и, выпив, разбрелись по палаткам.

фото, горы, Домбай

Previous post Next post
Up