Тема варягов раскрыта

Jan 03, 2010 18:50



В Перми, несмотря на вспышки мракобесия,  были попытки анализа.  Вначале анализировался проект Сергея Гордеева «ПермьБао» (Пермь - русское Бильбао). Сравнение с Бильбао звучало так часто, что сбило всех с толку. Ну да. Второго Бильбао не получится. Так же как не получится второго Парижа или Чикаго. Гордеев, насколько я понимаю, приводил пример Бильбао - как довод , что «судьбу города изменить МОЖНО одним мощным проектом», а вовсе не как призыв копировать. Впрочем таких примеров у нас накопилось множество и без столицы басков.  Но к сожалению аналитический инструмент большинства критиков сломался на Бильбао и дальше не пошел.    Музей фактически открылся в марте (юридически в июле) а в сентябре на экономическом форуме раздавались голоса «ну где же ваш туристический аншлаг?».  То что, запуск проекта рассчитан на три года (собственно музей заработает в полную силу после реконструкции), что выбрана пошаговая стратегия и после музея будет театр, будет киностудия и много чего еще - не услышали. Что после ребрендинга города будет программа «музей в городе» с благоустройством публичных мест. Что после запуска проекта «флагмана» будет стимулировано появление новых институций - не услышали. То что не туристы, как в Бильбао, а жители Перми - качество их жизни - является  главной мишенью проекта - не заметили. Остановить 60 процентов тех кому от 18 до 30 - и которые желают покинуть город - одним музеем такую задачу не решить, но последовательностью шагов, в которых - создание музея - первый шаг - можно.

Потом пытались  анализировать проект «культурная столица».  Здесь всех сбил с толку Иванов (даже Аверкиева) своим делением на «московское» (чужое) и «пермское» (свое).  Московское - ненастоящее, фальшивое, наносное. Наше пермское - истинное, исконное, традиционное.  Никто практически не обратил внимание, что более всех от «пермской культурной революции» выиграли, в том числе материально,  вполне себе пермские институции.  Флаэртиана, Дягилевские Сезоны, Камва, Художественная галерея, Оперный театр, Театр-Театр.  Кто проиграл? Кому «упезали бюджет»? Никто. Никому. Да, Русское Бедное было ярким событием. Может быть самым ярким. Но не за счет «пиления бюджета», как говорит Иванов. А по своей художественной мощи.  По тому, как повлияло на Российскую арт-среду. Я подробно остановлюсь на ахинее Иванова в другом посту (да ахинеи, надо называть вещи своими именами. Я согласен, что талант писателя - своего рода индульгенция. Ему все прощается, и ахинея, и злобствование, и мелочность и обман. И даже глупость. Но называть вещи своими именами надо. Что не позволено директору музея, то позволено Чорному Гельману).

Сейчас, когда Литературная Газета стала перепечатывать материалы пермской «Звезды», а пермские художники начали участвовать в международных проектах моих и моих коллег,  стало более очевидно, что деление на «московское» и «пермское» - ложное деление.  В стране есть два враждующих Союза Писателей.  Есть активная художественная среда (и в Москве и в Питере и в Е-бурге и в Перми) и есть Союз Художников держащийся на плаву за счет собственности оставшейся со времен СССР и не давший ни одного имени в сокровищницу Русского искусства конца двадцатого, начала двадцать первого века.  Есть две силы. Одна стремится  сделать Россию частью мира, стремится в будущее.  Другая хочет закрыться, замкнуться в границах России, Перми. Стремится воспроизвести  прошлое.  Одним Сталин хорош, другим плох и.т.д. Я сейчас не пытаюсь анализировать «кто прав, кто виноват». Я просто говорю, что тема «варягов» ложная.  Все ее аспекты и онтологический и социальный и культурный - все туфта. И вот мои аргументы:

1.       нет пермской литературы. Есть русская литература.  Есть пермские писатели. Забота о них - означает помощь в том, что бы их тексты стали частью русской литературы.  Задача эта решается во сто крат легче в Перми - культурной столице - где полно и своих и чужих, чем в Перми - провинции. Спросите пермяков живущих в Москве - почему они уехали в столицу?  Хотят ли пермские поэты выступать на фестивале где одни пермяки или вместе с Кибировым и Гандлевским? Емеленым и Родионовым? Хотят, чтоб их читали по всей России или достаточно одного поэтического тома в серии «пермь как текст», а там хоть трава не расти? Тоже и про художников. Один в один.  Сделав в Перми выставку московской «звезды» (пермского происхождения) Безукладникова - куратор имел возможность посмотреть пермских авторов и пригласил, тех чей уровень  посчитал высоким - на международную биеннале. Не по пермской «квоте» - нет такой, а по качеству работ. Но не было бы выставки - не пригласил бы. Просто не знал бы ничего о том, что в здесь кто-то живет.

2.       Так же как система образования не может базироваться для обывателя живущего в Перми на творчестве пермяков по рождению, так и система культурного потребления не может быть ограничена - продуктами деятельности пермских по прописке творцов. То есть отдельный Алексей Иванов может сделать такой выбор. Не ездить заграницу, что-то там говорить про то, что русское искусство на западе «в пасынках» ни разу на западе не бывав.   Но он то не обыватель, а творец. Формирует подобным образом свой персональный миф. Замечательно. Вон Олег Кулик - человек-собака, а Алексей Иванов - не хочет приобщаться к мировой культуре. Но пытаться навязать это целому городу - по моему глубоко порочная идея. Попробуйте хоть одному руководителю Пермского театра сказать - давай ставить только пермских авторов.  Леонид Андреев чей? А Солженицын разве наш? Он хоть раз был в Перми? А Шекспир? А Клавдиев?  Пермяк имеет право такое же как и москвич и парижанин посмотреть швейцарский балет, китайское искусство, парижскую оперу. Право то имеет, а вот шанс посмотреть все это у него есть в «перми - культурной столице». А иначе кроме Агишевых и Рыболовлевых это никому не доступно.

(здесь и далее обыватель - это обыватель. Т.е. обычный житель не связанный с искусством профессией. А то мне один раз кто-то сказал - ты чего людей быдлом называешь. Я отвечаю - не мое слово. А где нашел ? Потом выяснилось, что слово «обыватель» у меня в ЖЖ кто-то прочел как «быдло». И пошло поехало -« чорный гельман» нас за быдло держит.» Я вот в музыке не очень хорошо разбираюсь. Доверяю своим друзьям профессионалам. Но есть вещи, которые мне «как обывателю» нравятся. )

3.       Нет пермского искусства, но есть «пермское наследие». Да, художественная галерея - это пермское наследие.   Но давайте посмотрим из чего оно состоит? Репин, Айвазовский, Куинджи, Верещагин - практически полная палитра русского искусства. Плюс небольшой, но значительный раздел западноевропейской живописи. Плюс агит-фарфор. Плюс (ласт бат нот лист) - пермская деревянная скульптура. Которая собрана пермяком со всего урала. Собрал бы подвижник из Вятки, была бы Вятская. Точно так же Пушкинский Музей - русское культурное наследие - хоть там и работы  Сезанна, Матисса, Гогена и.т.д. Впрочем, пермским может быть краеведческий музей.  Вот край - вот его предметный мир.   Т.н. артефакты. Из этих ложек ели наши предки, этим молотом пушки ковали.  Но к искусству этот принцип не применим.  Впрочем моего оппонента, как я понимаю, только краеведение и интересует. Я одного такого знал до Иванова. Президент Украины Ющенко.  Но тот, собирая в личную коллекцию рушники и прялки, несмотря на политическую ситуацию - русский музей сохранил. Понимает разницу между культурным наследием и краеведением.

4.       Здесь набросаю «нежирной пищи» для размышления. Есть сферы искусства, которые в принципе не живут в провинции. Кино например.  Кинотеатры закрыть? И наоборот, есть такие, что вообще ортогональны «месту жительства», например медиа-арт. Есть художники, которые несколько стран считают своими. Кандинского - Россия и Германия. Шагала - Белоруссия Россия и Франция, Пикассо - Франция и Испания. Кабаков - Россия Америка и Украина. Дягилев  чей? Пермский? Питерский? Парижский?  Абашев из Алтая, Исаакян из Еревана. Да и сам Иванов из Нижнего.

5.       Ну и наконец любимая тема Иванова: пермский бюджет пермским деятелям культуры. То есть такое аристократическое пренебрежение обывателем. Почему деятелям культуры, а не всем пермякам.  Я понимаю - пермский союз художников защищает интересы  своих членов.( Другой вопрос, что руководство СХ плохо понимает их интересы и совсем плохо защищает. Председатель СХ, даже своего сына «защитил» от возможности блестящего старта.) Но власть должна думать о том, чтоб пермские культурные институты обеспечили качественным культурным досугом всех. И если «все» хотят «разное» - быть разному. И китайскому и африканскому. И Московскому и Питерскому. Впрочем пермяки и пермское хотят. Фестиваль Живая Пермь показал - хотят.  Из 200 (двухсот) пермских художников участвовавших в фестивале - только 7 - члены союза художников. Значит  та провинциальная тина, которая здесь была - не давала им возможности реализоваться, а новая, открытая для всех ситуация - дала.  Фотограф из Осы, видеохудожник из Кудымкора.

6.       И все таки главный аргумент лежит вне плоскости «московское» - «пермское». А в том, что

-  Иванова видимо устраивает то, как это было раньше. Опустим - почему. Его устраивает, а сегодняшнюю пермскую власть и большинство молодых людей - не устраивает. И так же как он пригласил «московского режиссера» для своего фильма, губернатор пригласил своего министра.  Возможно предыдущие министры были менее амбициозны. Они не считали, что искусство в силах изменить что-то в жизни края, а этот считает.  Но даже если стать на эту эгоистическую точку зрения, мол мне было хорошо и раньше, а остальные меня не интересуют - должен вас огорчить. Как раньше не будет. Пермь часть России. И в России сейчас идет очень непростой процесс миграции населения. Столько больших городов, сколько есть сейчас - не будет. Одни будут угасать, другие, за их счет усиливаться.  Пермь потеряла за восемь лет этого столетия 120 тысяч жителей.  Может наступить момент, когда потери станут критическими.  Не будет как раньше.  И поддерживая своим авторитетом мракобесов и недоумков   (мотивы рассматривать не будем.  Мало ли что говорят. ) Иванов может сыграть плохую службу краю.  Это не роман. Здесь не  фантазии писателя нужны, а социальные практики. Ответственность другая. В книге хоть лоси боевые, хоть волки говорящие, хоть Заратустра родом с Урала.

з.ы. далее будут анализы конкретных текстов Иванова Аверкиева и иже с ними. Но этот аргумент слышится часто, поэтому ответ выделен в отдельный пост. чтоб ссылаться.
Previous post Next post
Up