Мой комментарий красным
Алексей ИВАНОВ, писатель
Уважаемый Алексей! Как Вы относитесь к тому, что происходит с Речным вокзалом? Нужен ли нам музей М. Гельмана под названием ПЕРММ и другие новации губернатора в области культуры и архитектуры? Бестолковые конкурсы и плачевное состояние музеев, планы застройки с помощью иностранных архитекторов и т. д. Что угодно, но с помощью варягов. К нам относятся, как к резервации, и если дирижабль над «сортиром в центре» - это просто смешно, то остальное - не очень. Не пора ли пермякам сказать свое слово?
Вопрос, заданный Михаилом Павлюкевичем 16 апреля 2009 года на официальном сайте Алексея Иванова (www.arkada‑ivanov.ru/ru/faq/).
Уважаемый Михаил! Вы - первый, кто публично поинтересовался моим мнением по этому поводу. Спасибо. Я отвечу развернуто, потому что - назрело.
Я не против «Русского бедного», «Евангельского проекта» и Музея современного искусства в Перми как таковых. Против, когда эти московские «развлекухи» делаются за пермский счет.
Здесь надо сказать (публикация от 21 апреля) не только то, что выставки были сделаны за счет Сергея Гордеева, но и то, что Иванов это знал. Когда Чиркунов ему сказал это - он только ответил - «как же плохо работает ваша пиар-служба», но песню про деньги продолжал. Так что фиксируем первое: Иванов говорит неправду, причем не потому что правды не знает, то есть ЛЖЕТ.
Я скептически отношусь к актуальному искусству. По моему мнению, в новейшее время произведением искусства стал арт-принцип, а не арт-объект. Арт-принцип «Русского бедного» придуман Энди Уорхоллом.
Ну по моему даже обыватель понимает, что Уорхолл здесь ни при чем. Если уж сравнивать, то с Итальянским арте-повера. Но именно сравнивать. Впрочем ясно что - тут не до искусствоведческих тонкостей. Просто фамилию Уорхолл знает, а Куннелис не знает.
Фиксируем второе : Иванов хоть и искусствовед по образованию, но искусство второй половины 20 века не знает вообще.
Арт-принцип «Евангельского проекта» Дмитрий Врубель наиболее ярко выразил в работе на Берлинской стене - поцелуй Брежнева и Хоннекера. Придумать эти принципы во второй раз невозможно. А продать - возможно. Значит, мы получили столичный секонд-хэнд. Причем плохо продаваемый в столице. Если бы там товар продавался хорошо, то никто бы не повез его в провинцию, ведь покупательная способность столицы выше. Если же провинция перешибает столицу деньгой, то лишь из своего кармана, как загулявший купец.
Про секонд-хэнд: через год после выставки в Перми мы ее показали в Москве, в рамках Московского Биеннале. Вы все видели реакцию. Она была не просто положительной. Большинство отмечало РБ, как один из самых интересных проектов. Если не видели погуглите. Но самое в этом абзаце смешное: «если бы товар продавался хорошо, его бы не повезли в провинцию…». При чем здесь товар ? Да, я собираюсь с этим проектом попасть в историю искусства. Это ни за какие деньги не купишь. И художники - не торговцы «товаром». Так что фиксируем : у Иванова уровень мышления торговца пирожками.
Пермь почему-то оплачивает москвичам их имидж. Если кто-то желает делать это в частном порядке - ради бога. Но почему за госсчет? Такие вещи, как «Русское бедное» и «Евангельский проект», можно гнать километрами. Любой художник может перевести на огромные баннеры, предположим, детские рисунки, и под каждым написать подходящий параграф из Уголовного кодекса. Получится проект не хуже «Евангельского». Потому что произведение искусства - арт-принцип, а не арт-объект. «Целующиеся милиционеры» - римейк «Брежнева и Хоннекера».
И потому, покупая такие вещи, платят уже не за искусство, а за шумиху, за скандал, за долдонов из Пермской прокуратуры, за лакеев-экспертов, за амбиции невежества, за ловкость продавцов - за имидж. Не наш - «ихний». Но нашими деньгами. Эти деньги отняты у Пермских богов, у звериного стиля, у памятника Дягилеву, у музея Пастернака, у вернисажей пермских художников. Но Пермь культурная виновата сама. Не надо быть сервильной. Если пресса хочет быть сервильной - пожалуйста, ее за это и содержат. А у художников за это вычитают.
Продолжает лгать про «деньги отнятые…» ни тогда, ни сейчас. Но тут появляется важная для иванова тема: московские - пермские. О ней я написал отдельно - в предыдущем посту. Она кажется Иванову выигрышной потому что он особо-то и не думает отвечая. Пишет как литератор - а не как мыслитель.
Конечно, Пермь должна быть современной. Но задача власти (а министр, сенатор и губернатор - это власть) - создать у себя арт-рынок, где конкуренция вынудит художников быть современными, иначе ничего не продадут. Власть сейчас выступает не в роли организатора рынка, а в роли участника - покупателя. И этого участника по определению всегда дурят продавцы - у них работа такая. Позиция власти - провинциальная, несовременная, и потому вместо дела получается курьез.
Из столицы мы смотримся как лохи, которым можно чего-нибудь впарить. Стоит почитать отзывы в ЖЖ на наши дерзания: мы представляемся эдакими божьими чудиками, согласными купить картинку, когда у самих изба завалилась. И современные люди нам впаривают - потому что они знают, как продавать. Они не жулики - они менеджеры высокого класса. А мы - не менеджеры, мы - простаки, а наши эксперты сервильны.
Прогресс нельзя купить, купить можно только машины новых марок, а прогресс надо устраивать самому. Современное искусство нельзя купить, его можно только создавать. То, что сейчас современно, через год будет несовременным. Значит, надо покупать новое. Значит, мы втягиваемся в гонку приобретений, которая нас истощает, вместо того чтобы самим через пять лет создавать такое же бесплатно. Если Пермь желает современного искусства, надо растить своих художников, а не покупать чужие картины. Надо нанимать преподавателей нашим студентам, отправлять студентов в творческие командировки - как это делали Строгановы, загоняя своих пансионеров в Италию.
Здесь я думаю стоит впервые зафиксировать: Иванов искренне заблуждается. Не дает себе труда подумать. Почему выращенные в Перми, в Одессе, в Ростове - лучшие - уезжают. Почему Кошляков своим творчеством радует Париж, Москву, вот теперь Пермь - а не родной Ростов. Почему Боб Михайлов живет между Москвой и Берлином и не приносит родному Харькову никаких дивидентов. Художнику для реализации нужна сцена. Учить надо. Но и сцену надо строить. Пермскому таланту, чтоб остался в Перми, нужна ситуация, когда в Пермь стекаются отовсюду. Тогда он останется. Если не будет сцены - Пермь как и остальные регионы будут инвестировать в московскую художественную ситуацию. Да, надо создавать арт-институт, но такого качества, чтоб и из Е-бурга и из Нижнего приезжали учиться. Художник не признает прописки. Для этого там должны преподавать люди с мировыми именами. Именно для этого мы и создаем резиденцию, запускаем программу «открытый университет».
Почему в бизнесе эта мысль очевидна, а в искусстве - нет? Потому что искусство приравнено не к базовым вещам вроде экономики, а к шоу вроде спорта, где покупают легионеров.
Когда я летал чартером в Москву на прошлую Строгановскую премию, к рейсу подали два автобуса и объявили: в первом едут представители власти и бизнеса, во втором - спорта, культуры и обслуживающий персонал. Это очень показательно. Вот только денюх у нас все равно не хватит ни на Андрея Аршавина, ни на Эрика Булатова.
Я не знаю, с чего это Пермь вдруг так уверовала в свою значимость и считает, что столичные «звезды» воспринимают пермяков как равноценных партнеров. Столичные «звезды» в лучшем случае просто доказывают Пермью друг другу что-то свое, а Пермь им безразлична. Это в лучшем случае. Культуртрегеров в рыночной экономике нет. Зачем обольщаться? И почему должно быть иначе?
Здесь интересно «культуртрегеров в рыночной экономике нет.» Такой вердикт всем и вся. Такой доморощенный марксизм. То есть никаких других мотивов кроме денежных Иванов не признает. Странно. Надо сказать, что человек в поисках денег в художники не идет. Есть более надежные и легкие способы. Такая конкуренция! Из десятков тысяч успеха добивается сотня. Я бы как раз сказал, что в искусстве - большинство мотивировано не деньгами. Меня недавно спросили - как кризис отразился на художественной ситуации. Я ответил, что гораздо меньше чем в других сферах. Ресторан приносящий убыток или там девелоперская компания - закрываются. Их открывают ради денег. Ни одной галереи не закрылось. Потому что кризис - финансовый, а в искусстве люди другим мотивированы. Есть исключения, и видимо, раз он так говорит, Иванов одно из них. Так что фиксируем: Иванов меркантилен и никаких других, кроме денежных, мотивов для него нет. Может и со мной войнушку он ведет незабесплатно? Впрочем я далек от того, чтоб гадать на чужих мотивах.
Сколько восторгов было по поводу фестиваля «Новая драма»? Во вторник я читаю в журнале «Компаньон magazine» интервью с Эдуардом Бояковым: «Насколько приоритетен для вас новый пермский проект?» - «С Пермью связан очень серьезный масштаб амбиций». И в тот же вторник о «Новой драме» - от организаторов в газете «КоммерсантЪ»: «Сохранять фестиваль… больше нет необходимости». А где же «масштаб амбиций»? Упс, москвичи упразднили свою тусовку в провинции. Мало ли, что там, в Перми, губы раскатали и планов настроили - Москва закрывает лавочку. Кто будет думать о крысах, оставшихся в лавочке, с их рухнувшими крысиными планами процветания?
Ну, тут вроде и отмечать нечего. Бояков через пол года открыл театр Сцена-Молот в Перми, который по мнению многих лучше чем московская «практика», чем собственно и подтвердил свои слова . Впрочем можно зафиксировать, что практически на все СЛОВА мы отвечаем ДЕЛОМ. Вывод здесь только один - стоит подождать, прежде чем злорадствовать. А вдруг у них (нас) выгорит?
Нельзя надеяться на дядю, можно только на себя. Нельзя оплачивать чужие понты, можно только свои. Но граблям свойственно повторяться.
но комментс