Ротенбург-на- Таубере... Город- сказка

Sep 05, 2013 17:16

   Про то, что для бешеной собаки семь вёрст не крюк, знают все. А мы не только знаем, но и так живём))) Когда утром ты просыпаешься и понимаешь, что вечером вылет и нужно ещё успеть сдать машину, сразу возникает стойкое желание куда- нибудь срочно съездить. В тот раз выбор пал на Ротенбург- на - Таубере, который расположился всего лишь в 250 км от нас...

Ротенбург-на-Таубере (нем. Rothenburg ob der Tauber) находится в западной части Баварии, между Вюрцбургом и Нюрнбергом. Он относится к наиболее хорошо сохранившимся средневековым немецким городам...



Ротенбург- на -Таубере- один из прекраснейших городов, который требует обязательного внимания тех, кто любит полное погружение в атмосферу старинных городов. История Ротенбурга насчитывает более тысячи лет, за время которых здесь происходили события, имеющие значения для всей Европы... С того самого момента, когда ты пересекаешь крепостную стену, приходит порнимание того, что здесь можно зависнуть на несколько дней. Смешно, но город с населением 11 тысяч жителей посещают 2 миллиона туристов в год!
Ротенбург- на - Таубере (Rothenburg ob der Tauber) - расположен в стороне от дороги Нюрнберг-Мангейм. Это поселение на реке Таубер известно с IX века, позже здесь была построена крепость, вокруг которой возник город. К XIII веку территория Ротенбурга увеличилась вдвое, город развивался и смог выкупить независимость во времена императора Конрада IV (1228-1254).

Благодаря этому в XIV-XV веках Ротенбург процветал: торговля была на подъеме, и горожане даже ввели собственную единицу измерения длин и весов. В Ротенбург, лежащий на пути из Вюрцбурга в Аугсбург, стремились торговцы и пилигримы. Деньги текли рекой, и символами благосостояния города служили церковь Якова, ратуша и внушительные дома, построенные в пределах крепостной стены. Город входил в двадцатку самых крупных городов Священной Римской империи германской нации: в пределах крепостной стены жили порядка 5,5 тысяч горожан, еще около 14 тысяч человек проживали в 163 окрестных деревнях.









Однако статус вольного города возлагал на его жителей и ряд обязанностей. Так, они были обязаны хранить  запас зерна на целых два года, чтобы пережить неурожай или осаду в случае войны. Выбор зерна в качестве стратегического продукта объяснялся просто: свежее мясо стоило дешево, однако соль, которую можно было использовать в качестве консерванта, была недоступна для бедняков и называлась «белым золотом».


Другой почетной обязанностью горожан была охрана города. Его шесть ворот ежедневно запирались по вечерам. Ночью на крепостных стенах посменно дежурили отряды горожан, они помогали сторожам, которые одновременно заботились и об охране порядка в пределах городских стен. Город был поделен на шесть зон, и шесть сторожей совершали обход своих территорий с 8 часов вечера до 5 часов утра. Ежечасно, вместе с ударами часов на ратуше они трубили в рог, издавая каждый раз разные мелодии и давая тем самым знать жителям, что город находится под охраной. Также в случае необходимости ночные сторожа должны были поднять пожарную тревогу. В их обязанности вплоть до 1920 года входило и освещение города: они зажигали керосиновые лампы и уличные фонари, которые по сей день прекрасно себя чувствуют на улицах города, правда теперь они электрические.









В результате Тридцатилетней войны (1618-1648) город был разрушен, половина его населения погибла в ходе боевых действий и от эпидемии чумы, которая не обходила стороной поселения, утопавшие в мусоре и нечистотах.

Ротенбург превратился в провинциальный городок и в 1802 году стал частью Баварии. Старый город начал возрождаться на волне романтизма первой половины XIX - начала XX веков. Он привлек к себе внимание многочисленных поэтов и художников (например, Людвига Рихтера (1803-1884), знаменитого автора иллюстраций к сказкам братьев Гримм, и Карла Шпицвега (1808-1885), называвших его "франкским Иерусалимом". Благодаря тому, что Ротенбург сохранил свой средневековый облик, уже в XIX веке он получил солидную статью дохода для городской казны - туризм.

В 1945 году Ротенбург бомбили американские самолеты; пострадало 40 процентов строений. Однако город сдался и тем самым спасся от артиллерии: война закончилась для жителей Ротенбурга 17 апреля 1945 года. Сегодня он считается одним из самых красивых старых городов на юге Германии, а его ворота, как и прежде, запираются по вечерам.



Главный храм- церковь Святого Иакова (St. Jakobskirche), построена в стиле зрелой готики





Когда попадаешь за крепостную стену, представить себе не можешь, что ждет впереди: узкие улицы украшают кованые золотые вывески магазинчиков, мастерских и ресторанов. Владельцы магазинов как будто соревнуются между собой - у кого лучше украшены к Рождеству витрины?

Средневековые церкви и дома города, окружающие его мощные крепостные стены XIV века и долина реки Таубер становятся крохотными, если смотреть на них с обзорной площадки здания Ратуши, сохранившего черты сразу нескольких эпох. У его подножия шумит рождественский базар, который каждый год вот уже более пятисот лет устраивают на Рыночной площади. Да и сам город, украшенный разноцветными огнями и елками, превращается в зимнюю сказку. На улицах играют духовые оркестры, на площадях устраиваются театрализованные представления и танцы, проводятся экскурсии по самым таинственным закоулкам города, имеющим особую прелесть для романтиков. Недаром Ротенбург входит в популярный у туристов маршрут под названием «Романтический путь», который пролегает через Франконию, Баварскую Швабию и завершается у сказочных замков  баварского короля Людвига II.


В Ротенбурге запрещено устанавливать рекламные щиты и автоматы по продаже сигарет. А вывески магазинов и лавок так интересны, что рассматривать их можно целый день и все они будут разными.



Гуляя по улицам можно совершенно неожиданнно на такакую вот дверь между домами. Это не важно куда она ведёт)))













Ратуша



Трактир господ советников" (Ratstrinkstube) 1446 с высоким фронтоном, украшенным завитками. Каждый день с 11 до 15 и с 20 до 22 открываются окна по бокам от часов и начинается... в окошках появдяются фигуры, изображающие реальных исторических героев. Имперский военачальник Тилли обещал пощадить и не разрушить город во время 30- летней войны, если кто-то из жителей города залпом выпьет до дна трех с четвертью литровый кубок франконского вина. Бургомистр Нуш сказал, что он как городская голова исполнит это требование. Осушив кубок до дна и обессмертив этим поступком своё имя, Нуш проспал 3 дня, но город спас...



На фронтоне трактира часы, установленные в разное время: солнечные часы- 1768 г., средние часы- 1683 г. и нижние- 1910 г.



Одно из известнейших мест города- развилка Плёнплейн ( Plönlein от лат."planum"- ровное место). Слева Зиберская башня (Siebersturm) справа внизу- Кобольцелльские ворота с башней 1204 г. Наша фотография куда-то задевалась, это фото http://kezling.ru/travels/in-the-land-of-castles-and-fables-2/



Ротенбург является городом- музеем, но и музеев как таковых там достаточно:

Музей имперского города, который расположился в бывшем Доминиканском женском монастыре, построенном ещё в XIII в..

Музей кукол и игрушек (Puppen- und Spielzeugmuseum) - крупнейший в Германии частный музей подобного рода.

Музей истории сводчатых залов, где представлены сцены из времен Тридцатилетней войны.

Дом ремесленников (Alt-Rothenburger Handwerkerhauschen), построенный в 1270 году. Его 11 комнат с предельной точностью воспроизводят обстановку жилищ средневековых мастеров и рассказывают о ремеслах, которыми они занимались.

Музей криминальной истории средневековья, где представлена почти тысячелетняя история европейского права, включая различные документы и орудия пыток. Говорят, зрелище не для слабонервных!

Музей криминальной истории средневековья.

А ещё есть Крестьянский музей и Музей пастушьих танцев и овец.

Однако самым, пожалуй, знаменитым является уникальный комплекс -  Музей немецкого Рождества (Deutsches Weihnachtsmuseum) и магазин «Käthe Wohlfahrt». Понять, где заканчивается музей и начинается магазин, довольно сложно: они расположились в пяти старинных городских домах, объединенных в единое целое. Когда-то здесь располагалась типография, а теперь эти помещения оформлены как заснеженная деревенька, которую можно обойти по кругу.

Т.к. поездка в этот город ранее у нас была не запланирована, то и в это место мы зашли случайно. Но когда мы с пышущей жаром мостовой перешагнули этот порог... я задохнулась от эмоций...
Вихрем пролетели воспоминания из моего детства: каждый год дед привозит с дачи огромную трёхметровую ёлку с ароматными шишками и меня отправляют в таинственное путешествие по длинной антресоли за двумя большущими коробками с елочными игрушками и бусами... Потом эти коробки разбираются и напротив моей кровати устанавливают ёлку. Вечером, когда выключается свет во всей квартире, свет от уличного фонаря крадучись  пробирается  сквозь занавеску на окне и уютно располагается на  елке... Теперь все игрушки начинают таинственно сверкать. А рождественская звезда на макушке ёлки мне кажется огненной короной. От тепла шишки с легким потрескиванием раскрываются и наполняют комнату пьянящим ароматом смолы... С этими ощущениями я живу по сей день и вот теперь, оказавшись в этом полумраке чётко начинаю осознавать, что снова погружаюсь в это же состояние.
В магазине прохладно и ты начинаешь выпадать из времени. Мы с Полей были готовы остаться там на неопределённое время, но впереди было ещё 250 км до аэропорта и пришлось взять себя в руки.



Для ценителей рождественских праздников - это место настоящая Мекка. Уже на входе вас приветствует огромный Щелкунчик- самый большой в мире, высотой 3,8 метра. А за порогом сверкает сказочный мир. Страстный фанат Рождества может найти здесь все, что душе угодно: восковых ангелов, деревянных кукол, рождественские пирамиды, елочные украшения всех форм и красок, вертепы и тому подобное. Большое количество этих вещей изготовлено ​​здесь же, в мастерской, принадлежащей лавке.
Каждый новый зал, каждый закуток магазина представляет новый ассортиментный раздел: украшения из стекла и дерева, причем все стенды и корзины разделены не только по цвету и размеру, но и по форме игрушек, украшения из металла и папье-маше, ангелы и звёзды из кружева, керамика... А какие рождественские скатерти!



Конечно же, такое многообразие требует места, и, уже пройдя несколько метров по лавке, посетители понимают, почему она называется «Рождественское село». Помещения одно за другим перетекают во двор, где перед глазами возникает нечто вроде площади, обрамленной покрытыми снегом домиками. А в небо простирается белая пушистая елка высотой 5 метров с более 1000 шаров и более 7000 лампочек. Настоящая красавица, жаль, что искусственная. А в соседнем зале находится рождественская пирамида высотой 5,5 метра и весом 2 тонны.



Сотрудники магазина удивительно интересны. Фелицитас Гептнер не просто работник «Käthe Wohlfahrt». Она, так сказать, душа этого удивительного места. О каждом предмете, что здесь продается, она может рассказать интересную историю и знает любой уголок в «Рождественской деревне». Вдоль полок возле Щелкунчика, гирляндами и прочим рождественским товаром она уверенно ведет посетителей к сердцу этого места - экспозиции уникальных, филигранной работы ангелов и других фигурок. «Это настолько тонкая работа, что у фигурок можно различить зеницу ока и радужную оболочку», - говорит Фелицитас Гептнер.

К исконно немецким символам Рождества можно отнести другие экспонаты музея - всевозможные пирамиды, подсвечники и люстры, которые жители Рудных гор мастерили к празднику. Кризис горной промышленности и снижение цен на серебро в XVI-XVII веках вынудили жителей - шахтеров - искать дополнительные заработки. Поделки из дерева со временем стали народными промыслами.

Считается, что прообразом многоярусных рождественских пирамид, которыми в XVIII веке украшали церкви, были саксонские конструкции XV века, в которых теплый воздух вращал диски, и похоронные принадлежности, используемые в Богемии. Такие пирамиды появились около 1800 года в Берлине и Тюрингии. И если первые рождественские пирамиды украшали церкви, то с началом их промышленного производства в 1902 году они стали популярным домашним украшением, а в 1933 году впервые украсили города. Классическими сценками в рядах пирамид считаются изображения рождения Христа и трех волхвов, лесные сцены с животными, шахтеры и их быт.

Шахтеры придумали и рождественские подсвечники в форме арки или дуги - они напоминали рабочим арочный вход в шахту. По традиции, в Сочельник в шахте проходили мессы, а зажженные светильники вешались у дугообразного входа в забой. Такую конструкцию - освещенную дугу (арку) в виде подсвечника - по легенде впервые создал черный кузнец Йохан Теллер в 1726 году. А самая старая из сохранившихся арок датируется 1778 годом. Среди первых сюжетов, которые обыгрывали персонажи, украшавшие арки, были библейские рассказы, позже им на смену пришли сценки из шахтерской жизни.Еще одним шахтерским изобретением являются люстры, которые изначально использовались в шахтах, а затем стали популярны в первой половине XIX века в связи с Рождеством. И если вначале медные люстры украшали церкви, то позже их деревянные аналоги, украшенные резными фигурками ангелов, вошли в дома простых граждан.

До начала XX века все подсвечники создавались вручную и были дорогим подарком мастера, однако позже они попали в массовое производство. Ими стали украшать не только церкви и дома, но и площади городов, где располагались рождественские рынки. Однако существовали и обычные подсвечники с резными фигурками ангелов и шахтеров. По числу таких подсвечников, стоящих в окне дома жителя Рудных гор, можно было определить, сколько в семье детей и какого они пола.

Еще один персонаж выставки был знаком мне с детства - это курилка. Такая штука была в доме моей прабабушки. Разнообразные фигурки курилок стали популярны в Германии в XIX веке, когда в стране стало модным курение. Шахтеры и лесники, почтальоны и турки, курящие трубку (символ Востока для немцев), стали любимыми персонажами у мастеров, которые придумали оригинальный способ курения ладана в домашних условиях, - ароматические смолы и смеси трав всегда были частью рождественской церковной традиции.



У магазина есть постоянные покупатели. Ежегодно они приезжают в Ротенбург, чтобы пополнить свою коллекцию ангелов. Так, одна из частых клиентов рассказывает, что до полного собрания ей осталось всего четыре фигурки... Ангелы от «Käthe Wohlfahrt» для нее - это не просто объекты коллекционирования, но и финансовое вложение. Как-никак каждый 10-сантиметровый ангелочек стоит от 50 евро и выше. Когда-то эту коллекцию унаследуют ее дети. Есть другие коллекции, где фигурки стоят до 200 и более евро.
Мы же привезли домой арку с классическим библейским сюжетом, тем более, что она была единственной. Миниатюра выполнена из дерева с потрясающей детализацией и такими красивыми лицами)))



Наряду с уникальными и ценными вещами здесь можно увидеть также немало привычного рождественско-китчевого товара. Фелицитас Гептнер имеет дело с клиентами со всего мира и в зависимости от страны, из которой приехал гость, уже может заранее определить предпочтения клиента. Так, американцы, рассказывает она, любят традиционную резьбу по дереву или трубочистов. Японцы охотно покупают мелкие фигурки. А русские любят все то, что блестит.

Сайт магазина http://www.wohlfahrt.com/

image Click to view



После «небольшой» экскурсии по «Рождественскому поселку» уже уставшему посетителю делают еще одно предложение, от которого он не может отказаться, - пройти еще вверх к Рождественскому музею, где можно узнать абсолютно все об истории, обычаях и декорациях, связанных с этим праздником.

... Идея открыть круглогодичный рождественский базарчик в семействе Вольфартов возникла в 1963 году, когда они принимали на праздники гостей из Америки, которым чрезвычайно понравилась музыкальная шкатулка, но поскольку уже24 декабря все рождественские базары в Германии закрываются, купить ее было негде. Вот тогда им и пришло в голову, основав собственное производство,открыть такой магазин. Семейную фирму назвали по имени матери семейства - Кете Вольфарт (Käthe Wohlfahrt), и с 1981 года, когда появилась сеть магазинов,работающих круглый год, это имя стало известным далеко за пределами Германии.
Музей появился позднее, когда один из сыновей Вольфарт -Халард во время обустройства рождественской ярмарки в Лейпциге увидел в витрине антикварного магазина старинного Деда Мороза высотой 1,25 м, который и лег в основу музейной коллекции. Чтобы музей стал не просто собранием старинных украшений, а представлял историю праздника - религиозную и светскую традицию семейного торжества, пришлось привлечь как частных коллекционеров, так и экспертов. Соприкоснуться с традицией «временпрабабушек», с ее историей - с момента зарождения празднования рождества у елки до 50-х гг. ХХ века, все желающие могут, начиная с 2000 года, когда торжественно открылась первая постоянная экспозиция по истории немецких рождественских традиций. Коллекция музея пополняется и поныне.
... Первые елочные украшения появились в 1400 гг. Самым старым документом является отчет гильдии пекарейгорода Фрайбурга от 1419 года, свидетельствующий, что городская елка была украшена бумажными цветами, яблоками,вафлями, пряниками, орехами. Дополнением убранству послужили также леденцы, сыр, колбасы. Эти «елочные игрушки» предстояло растащить детям. В некоторых тесных крестьянских домах елку привязывали к потолку. «Было разрешено иметь только одну елку. Если кто без разрешения спиливал елку в лесу, ему грозили огромные штрафы, а то и арест на время рождественских праздников», - говорит работница музея.
Посетители также могут узнать здесь историю рождественских календарей и вертепов. Кроме того, здесь собраны безапелляционные доказательства, Вайнахтсман - немецкий Дед Мороз - не является выдумкой концерна Coca-Cola. Этой фигуре посвящена целая комната в музее, где представлены доказательства того, что популярного персонажа придумали еще задолго до появления известного напитка.

На 250 м2 музея есть все,связанное с Рождеством, - великолепные елочные украшения из стекла, ваты,картона, траганта и проволоки, вращающиеся от теплого воздуха горящих свечей карусели из резного дерева, деревянные человечки-курильщики, предметы,необходимые для праздничного стола. Экспозиция прослеживает изменение модных тенденций в сфере празднования Рождества в течение времени. Так, например, тут можно увидеть серебряное дерево в стиле модерн,украшавшее гостиные следящих за модой семейств в период царствования модерна в Европе. И такие специфические елочные игрушки, как аэропланы и цеппелины,появившиеся в годы войны. Имеется коллекция щелкунчиков, попавшая сюда из частных рук. Целое собрание - 150 фигур - Дедов Морозов или Санта-Клаусов (по-немецки они зовутся совсем иначе - Weihnachtsmann - Рождественский человек). Кстати, тут можно узнать, что этот персонаж появился только в XIXвеке, а до этого подарки детям к Рождеству в Германии приносил Christkind -ангельское существо в белом платье. Между прочим, этот персонаж и в наши дни открывает главную рождественскую ярмарку Германии (в Нюрнберге), а избирают его сегодня голосованием в интернете, из числа приславших фотографии на конкурс девушек от 16 до 19 лет. В музее рядом с Дедом Морозом присутствуют и его спутники - трудолюбивые помощники эльфы и ангелы и пугающие детей персонажи - различные зимние демоны.

Вход взрослым в музей обойдется в € 4, детям от 6 до 11 лет - €,2,00; семейный билет (двое взрослых и трое детей до14 лет) - € 7.

Сайт музея http://www.weihnachtsmuseum.de/

В музее представлена крупнейшая в мире частная коллекция Щелкунчиков. Их, в количестве 458 штук, собирал по всему миру Адольф Хайденрайх. Экспозиция рассказывает о пятисотлетней истории этой игрушки. Когда появился первый Щелкунчик и как он выглядел, не знает никто, ведь орехи издавна входили в рацион человека. Идея сохранить свои зубы в целости и привела его к созданию Щелкунчика. Первые упоминания о щипцах для орехов в виде двух рук относятся к IV веку до нашей эры, есть и сведения об использовании щипцов в 1372 году. В эпоху Возрождения орехоколы были популярны у аристократов и высокопоставленных священников. В Тюрингии Щелкунчики были известны с 1735 года, однако на территории области Рудных гор они не были популярны до середины XIX века. В 1851 году была издана иллюстрированная книга сказок Гофмана "Щелкунчик или Мышиный король". Рождественская сказка сделала популярным главного героя, а массовое производство позволило покупать Щелкунчиков всем слоям населения.

Орехоколы делались из твердых пород дерева (предпочтение отдавалось самшиту), металла и очень редко - из фарфора или слоновой кости. По основным рабочим инструментам можно выделить Щелкунчики-пестики, плоскогубцы и винты.

В 1865 годе семья Фохтнер (Fuchtner) создала первый образец Щелкунчика Рудных гор. Для создания Короля Орехов требовалось 130 этапов. 35-снатиметровый Щелкунчик, напоминавший весельчака, был снабжен винтовым механизмом, как в сказке Гофмана. Создатели разукрашивали свои фигурки в красно-желтые или сине-оранжевые тона. Однородный жакет украшали простыми точками и линиями. На голове красовалась каска шахтера или золотые полоски, напоминавшие корону. Глаза, усы и ноги были сделаны из массы, подобной тесту. Кожа кролика использовалась для волос и козлиной бородки.

Сегодня на выставке представлены разные «орехоколы» - большие и маленькие, незатейливые и художественно оформленные, простые и сложные, воплотившие в механике все технические замыслы создателя. Самый большой из представленных на выставке Щелкунчиков достигает 3,8 метра.К началу XX века Щелкунчики преобразились, они стали похожи на мрачных старых солдат, лесников, полицейских и пожарных. А с легкой руки мастера Рихарда Лангера (Richard Langer, 1887-1957) в 1910-х годах Щелкунчик стал коренастым мужчиной с круглым носом- пуговкой и треуголкой.

Так выглядят барышни в момент полного счастья)))


Но счастье стало всепоглощающим тогда, когда напротив был обнаружен самый крупный в Германии магазин мишек "TeddyLand". Некоторые неокрепшие создания окончательно были готовы расстаться с разумом глядя на эту вакханалию... Мишки везде, они разные  и даже съедобные- не только в виде конфет и печенья, но и в виде пасты)))



А что же подтолкнуло меня к этим воспоминаниям?  Да эта ёлка у ЦДХ... в сентябре и ежегодная выставка " 100 дней до Нового года". Но об этих впечатлениях вечером... А пока введу тег "город- сказка")))



материалы по музею:
mybavaria.ru Зильке Вюнш и Кристина Николайчук
vokrugsveta.ru Марина Бродская

город- сказка, путешествия, личное

Previous post Next post
Up