Это самая западная и самая маленькая по площади область Российской Федерации. Она расположена в Центральной Европе и отделена от остальной России территорией других государств - Польшей на юге и Литвой на севере и востоке. Кусочек бывшей Пруссии, а потом бывшей Германии, теперь - это полуэксклав, который находится в 400-500 километрах от России.
Здесь говорят: «у вас в России», здесь другие представления о расстояниях (что для местных «очень далеко», для многих россиян - ежедневная дорога от дома до работы), здесь по выходным многие ездят закупаться продуктами заграницу. Здесь вроде все по-русски, но как-то иначе.
Кому не удобно читать на черном фоне, рекомендую
открыть пост в оформлении вашего блога Краткая историческая справка:
«В конце 19 века после разделения Прусской провинции Восточная Пруссия стала самостоятельной провинцией Германской империи.
После поражения Германии в Первой мировой войне, под давлением стран-победителей (США, Франция, Великобритания), страна была вынуждена уступить Польше ряд своих территорий в нижнем течении реки Висла плюс 71-километровый отрезок побережья Балтийского моря. Таким образом Польша получила выход к Балтийскому морю и соответственно сухопутно изолировала территорию Восточной Пруссии, превратившуюся в немецкий полуэксклав.
После 1945 года по решению Потсдамской конференции Пруссия была ликвидирована как государственное образование. Восточная Пруссия была разделена между Советским Союзом и Польшей. Советскому Союзу отошла одна треть Восточной Пруссии вместе со столицей Кёнигсбергом (который был переименован в Калининград). С распадом СССР эта область стала полуэксклавной территорией Российской Федерации. Небольшая часть, включавшая часть Куршской косы, была передана Литовской ССР.
Все населенные пункты, и многие географические объекты (реки, заливы Балтийского моря) бывшей Восточной Пруссии были переименованы, сменив немецкие названия на русские.»
Мое путешествие по Калининградской области началось с Балтийска - самого западного города России, где расположена крупнейшая база военно-морского флота на Балтийском море. После посещения
эсминца «Беспокойный», я отправился в прокат автомобилей и за 1600 рублей взял на сутки Шкоду Октавию. Блоггеры из Калининграда помогли мне составить небольшой маршрут по области. В самом Калининграде я почти ничего не посмотрел. Визуально «совок» оккупровал весь город, и красивых зданий почти не осталось.
1. Калининградский городской военкомат.
2. Жилой дом на Ремонтной улице. Одна часть немецкая, другая - советская.
Я прокатился по проспекту Победы, по улице Кутузова и соседним переулкам, но ничего особенного без проводника найти не смог.
3. Готика на фоне совка. Кафедральный собор Кёнигсберга, построенный в стиле балтийской готики (1333 год), является одним из немногих готических сооружений в России.
Довоенная фотография собора (
источник)
4. Ночевать я решил в Советске (это бывший Тильзит). Большой городок и второй по числу населения в Калининградской области. 120 км от Калининграда.
Одноместный номер в гостинице «Россия» обошелся мне в 1200 рублей, охраняемая парковка - 60 рублей. Всю ночь за стенкой кто-то плакал.
5. Дедушка Ленин не понимает, почему его памятник стоит на площади европейского городка. Вид из окна моего номера.
6. Утро в Советске. Выезд с охраняемой парковки заднего двора гостиницы. Самый центр.
7. Я доехал до набережной Немана, оставил машину у МАПП Советск-Панемуне (международный автомобильный пункт пропуска между Россией и Литвой) и отправился гулять пешком.
Слева - Россия, справа, через 300 метров - Литва. Вон даже домики видно.
8. Таможенный терминал соединен с литовским берегом через мост королевы Луизы. Строительство моста началось в 1904 году. Ширина реки в этом месте достигала 220 метров. Мост опирался на два быка и взлётом трёх своих арок стал гордостью города. К сожалению, 22 октября 1944 года инженерные части вермахта взорвали мост, чтобы задержать продвижение советской армии. Были уничтожены пролёты моста и его северный портал. Сохранился только южный портал моста, именно он изображён на гербе Советска и является символом города.
Так мост выглядел до войны:
А так выглядели главные улицы города:
9. Сейчас главная улица города выглядит так.
10. Какой балкон! Какая решетка! Нужно только отремонтировать все.
11. Красота!
12. Внезапно под слоем асфальта - немецкая брусчатка. На многих улицах она сохранилась - укладывали на века. Жаль, что на машине по брусчатке ездить не приятно, поэтому ее закатывают в асфальт.
13. Некоторые здания отреставрированы, но таких примеров мало. Дом 1899 года обязательно нужно украсить жуткой зеленой вывеской, куда без этого.
14. Еду дальше вдоль рек Неман в одноименный городок. Моя цель - развалины Рагнитского замка (постройка примерно 1356 года).
Раньше замок выглядел так. Подробнее о замке можно почитать тут:
http://expo39.ru/region/ibrid452 15. К сожалению, вместо того, чтобы востановить величественное здание и сделать из него туристическую достопримечательность (как это
делают в Европе), люди используют замок как опору для внешнего трубопровода.
16. Еду дальше. Следующая остановка - Гумбиннен, или по-нашему - город Гусев.
17. Почти все старые дороги в области густо обсажены липами.
18. В Гусеве даже местные жители не смогли мне посоветовать, что лучше посмотреть. Пришлось искать самому.
Красивое здание бывшего народного банка в неоготическом стиле. Сегодня это общежитие завода светотехнической арматуры.
19. Невероятно чудовищная пристройка к замечательному зданию. Так ничего и не обнаружив интересного, я отправляюсь в Черняховск (бывший Инстербург).
20. Я паркуюсь рядом со зданием Свято-Михайловской церкви, которое раньше было Лютеранской кирхой.
21.
22. Храм Святого Бруно Кверфуртского - католический храм в центре города. После Второй мировой войны здание церкви использовалось как военный склад вплоть до начала 90-х годов, когда сильно повреждённое строение было передано Министерству культуры для перестройки под органный зал. В июле 1993 года храм вернули католической общине.
23. Одежда из Европы. Город Инстербург был основан как замок в 1336 году немецкими рыцарями Тевтонского ордена в ходе завоевания Пруссии.
24. В Черняховске сохранилось много интересных немецких зданий, жаль, что не в идеальном состоянии.
25. Оконные рамы в подъездах с всего с одним стеклом (одинарный стеклопакет).
26. Выход из подъезда на улицу.
27. В Черняховске ко мне присоединился
vasilymaximov из Ридуса. Стало веселее.
28. «Подвал» и свастика на двери.
29.
30. Бомж Володя.
31. Артефакт «Строительная компания Х. Остерройт» и «привет от Андрея». Этот Андрей, написавший чудо-надпись, конечно, невероятно крут.
32. В городе три типа построек:
- старые немецкие дома,
- лаконичные совковые постройки (как в правом верхнем углу)
33. - и современные уроды.
34. На некоторых улицах под снегом видны велосипедные дорожки. Сейчас на них паркуются автомобили.
35. Качество и изящество немецкой кирпичной кладки и советской.
36. Жители как могут, ремонтируют свои квартиры. Белые пластиковые окна смотрятся как вставные зубы.
37. Старая немецкая водонапорная башня 1898 года постройки.
Довоенные фотографии города:
Замок Инстербург. Сейчас от него почти ничего не осталось.
38. Недалеко от города находятся конный завод и замок «Георгенбург», который был построен в 1337 году на высоком берегу реки Инстер. После войны 1812 года замок был куплен выходцами из Шотландии Симпсонами, которые основали при нем конный завод. В 1899 году замок и имение купило Прусское государство за три миллиона марок.
После войны все лошади стали нашим военным трофеем. На базе бывшего немецкого конного завода «Георгенбург» в 1948 году была образована Черняховская государственная конюшня. С тех пор конный завод знаменит далеко за пределами региона.
В замке после войны располагался пересыльный лагерь №445 для немецких военнопленных, через него прошло почти 250 тысяч человек. После этого замок использовался сначала как место заключения, затем, как инфекционная больница, просуществовавшая до 70-х годов.
39. Территория конного завода.
40.
41. Попробуйте перевести надпись...
42. Типичная деревуша совершенно нерусского вида.
43. Заключительной точкой нашего путешествия стал город Гердауэн (сейчас - Железнодорожный). Он являет собой наилучший образец сохранившегося в неприкосновенности города со средневековой застройкой, изрядно, правда, обветшалой и продолжающей разрушаться.
44.
45. Сохранилось несколько зданий 17 века. Но им, увы, осталось не долго.
46. Детишки катаются с горке на фоне Орденской кирхи 15 века.
47.
48. 15 век!
49.
50. Хотели мы с Васей посмотреть на заброшенный пивзавод «Киндерхоф», который сейчас растаскивают на кирпич, но нас задержали пограничники. Оказалось, что мы не заметили знак, что въезжаем в погранзону. А нам уже через два часа нужно было сдавать автомобиль в аэропорту и спешить на обратный рейс...
40 минут мы провели на погранзаставе, получили предупреждение и помчались обратно в Калининград. По дороге, а я по-идиотский улетел в канаву. Повезло - нас быстро вытащила проезжавшая мимо Нива. Спасибо добрым людям!
51. Из-за пробки на местном «МКАДе» мы едва успели на регистрацию рейса. В зоне досмотра у меня отняли мой любимый разводной ключ, хотя в Шереметьево с ним пропустили. Так и закончилось мое путешествие по Кенигсберщине.
Спасибо
vasilymaximov за компанию! Его отчет:
http://vasilymaximov.livejournal.com/101516.html Для написания текста использовались сайты
Википедии и
Викимапии.
Каталог всех моих записей в блоге
Дмитрий Чистопрудов,
фотоагентство Vostok. По вопросам проведения съемок пишите на электронную почту
mail@vostokphotos.ru UPD. Убрал в самом начале про «Эти земли часто называют Кенигсберщиной». Местные жители так область не называют.